Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания Замятиной Е.Г.,
с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Кудряшова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – подземного газопровода низкого давления в <адрес> Моргаушского района, протяженностью 1780,7 метров, в том числе пэ 0 63 мм – 1779,7 м, ст. 0 57 мм -1 м, введенного в эксплуатацию в 2009 году, - в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование иска указано, что при проверке соблюдения законодательства по распоряжению государственным и муниципальным имуществом на территории <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект газового хозяйства - подземный газопровод низкого давления в <адрес> Моргаушского района, протяженностью 1780,7 метров, в том числе пэ 0 63 мм – 1779,7 м, ст. 0 57 мм -1 м, введенный в эксплуатацию в 2009 году, не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включен, не имеет владельца, собственника. Орган местного самоуправления сельского поселения является единственным органом, обладающим правом на обращение с заявлением о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного.
Сеть газоснабжения – опасный производственный объект, который состоит из подземных газопроводов высокого и низкого давления, наземных газопроводов, газорегуляторного пункта (ГРП), газовых колодцев с установленными в них отключающими устройствами.
Согласно п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. Поскольку в отношении иного имущества, не являющегося муниципальной собственностью, органы местного самоуправления не имеют прав владения, пользования и распоряжения, то на них не может быть возложена обязанность по обращению этого имущества в свою собственность.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № 1 к Порядку) органа местного самоуправления сельского поселения в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования.
Полагает, что бездействием администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе жителей <адрес> Моргаушского района Чувашской Республики.
Помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Кудряшов К.В. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представители ответчика администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и третьих лиц администрации Моргаушского района Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской ФИО1, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, акционерного общества «Газпром газораспределение Чебоксары», филиала АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте, в том числе в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки суд не известили.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4, глава администрации, просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель филиала АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в <адрес> ФИО5, директор филиала, пояснил, что подземный газопровод низкого давления в <адрес> Моргаушского района, протяженностью 1780,7 метров, в том числе пэ 0 63 мм – 1779,7 м, ст. 0 57 мм -1 м, построен по заказу администрации <адрес> сельского поселения в 2009 году, введен в эксплуатацию 9 августа 2010 года приемочной комиссией, не является собственностью филиала. Филиалом не заключались договоры на техническое обслуживание либо аренду указанного газопровода, информация о наличии собственника у них отсутствует.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав прокурора, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах охранных зон газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения не отнесены вопросы, предусмотренные пунктом 4 части 1 указанной статьи, в части организации в границах поселения газоснабжения населения.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст. 14).
В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 4 (за исключением организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 4 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (п.5 ст. 8).
Таким образом, организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений на территории Чувашской Республики является полномочием органов местного самоуправления муниципального района.
Судом установлено, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения законодательства по распоряжению государственным и муниципальным имуществом на территории <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики установлено наличие на территории указанного сельского поселения одного объекта газового хозяйства - подземного газопровода низкого давления в <данные изъяты> Моргаушского района, протяженностью 1780,7 метров, в том числе пэ 0 63 мм – 1779,7 м, ст. 0 57 мм -1 м, введенного в эксплуатацию в 2009 году, который не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включен.
Как следует из ответа администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный газопровод д. Охтикасы муниципальной собственностью не является.
В реестре муниципального имущества муниципального образования Моргаушский район Чувашской Республики данный подземный газопровод отсутствует, что следует из выписки из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из сведений Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области следует также, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества сведения об указанном подземном газопроводе низкого давления по д. Охтикасы отсутствуют; по сведениям Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики указанный объект в реестре государственного имущества Чувашской Республики также не значится.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, на государственный кадастровый учёт поставлен объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование: газопровод низкого давления в <адрес> Моргаушского района, назначение: 7.7 сооружения трубопроводного транспорта, протяженностью 1781 метров, год завершения строительства 2009, местоположение: Чувашская Республика-Чувашия, Моргаушский район, <адрес>. Сведения о правообладателе, собственнике данного объекта в ЕГРН отсутствуют (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-№).
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее- Порядок).
Из пункта 2 данного Порядка следует, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (пункт 3 Порядка).
В силу п. 5 данного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
Таким образом, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории сельского поселения, может обратиться только орган местного самоуправления сельского поселения.
Судом установлено, что объект недвижимости - газопровод низкого давления в <адрес> Моргаушского района, с кадастровым номером 21:17:000000:5473, протяженностью 1781 метров, год завершения строительства 2009, собственника не имеет, не числится в реестрах федерального, государственного и муниципального имущества.
Одновременно установлено, что данный объект по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включен в перечень объектов газового хозяйства администрации Моргаушского района Чувашской Республики, находится на территории <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики.
Отсутствие у указанного газопровода низкого давления в д. Охтикасы, расположенного на территории <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, собственника и отсутствие надлежащего содержания и эксплуатации свидетельствуют о бездействии администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного. И влечёт за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга граждан, проживающих на территории сельского поселения, близлежащих территориях, поскольку газопровод в настоящее время используется, но его техническое обслуживание не осуществляется, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием данного газопровода.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – наименование: газопровод низкого давления в <адрес> Моргаушского района, с кадастровым номером №, протяженностью 1781 метров, год завершения строительства 2009, местоположение: Чувашская Республика-Чувашия, Моргаушский район, <адрес>, - в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Т.М.Салдыркина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.