Дело № 13-92/2023
Гражданское дело № 2-94/2022 (УИД 76RS0003-01-2021-001806-74)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 октября 2023 года г. Гаврилов-Ям
Судья Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области Пушкина Е.В., рассмотрев заявление администрации Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-94/2022,
у с т а н о в и л :
Решением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 17 ноября 2022 года на администрацию Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области (ИНН 7616007327, ОГРН 1057601583984) возложена обязанность поставить на учет бесхозяйную недвижимую вещь – Церковь Тихвинской Богоматери, 1861 г., расположенную по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, с. Великое, ул. Красная, в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; на Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области (ОГРН 1027600691469, ИНН 7604016214) возложена обязанность организовать проведение историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия Церковь Тихвинской Богоматери, 1861 г., расположенной на ул. Красное с. Великое Гаврилов-Ямского района Ярославской области, в целях обоснования целесообразности включения данного объекта в реестр объектов культурного наследия в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2022 года.
Указанное решение суда в апелляционном порядке не обжаловано и вступило в законную силу 31 декабря 2022 года.
Администрация Великосельского сельского поселения Ярославской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-94/2022 сроком до 01 июля 2024 года.
В обоснование заявления указано, что администрация, как орган местного самоуправления, имеет статус казенного учреждения и осуществляет управленческие функции в пределах сметы, утвержденной решением о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год. Выделение ассигнований на дополнительные обязательства, непредвиденно возникшие в течение года, возможно только путем увеличения существующих расходов бюджета с обязательным определением источников дополнительного финансирования, либо путем сокращения ассигнований по уже имеющимся расходным статьям (п. 2 ст. 83 БК РФ).
Бюджетные обязательства Администрации формируются согласно бюджетной росписи консолидированного бюджета муниципального района и входящих в его состав городских и сельских поселений в начале финансового года.
В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы и на основании бюджетной сметы.
Бюджет поселения на 2023 год утвержден решением муниципального Совета Великосельского сельского поселения до вступления решения суда в законную силу.
Бюджет муниципального образования является дефицитным и высокодотационным, и все расходы, предусмотренные в нем, строго регламентированы. В связи с изложенным, любые дополнительные (незапланированные на текущий год) расходы обеспечиваются перераспределением денежных средств в рамках общей суммы бюджета, что может повлечь сокращение расходов на социально-значимые мероприятия.
В бюджете сельского поселения на 2023 год расходные обязательства на исполнение данного решения суда предусмотрены не были, так как на день формирования бюджета принудительное исполнение судебного акта инициировано не было. В связи с изложенным, любые дополнительные (незапланированные) расходы могут обеспечиваться только перераспределением денежных средств в рамках общей суммы бюджета, что неизбежно повлечет сокращение расходов на социально-значимые мероприятия.
Анализ предусмотренных расходов не позволяет провести перераспределение ассигнований, поскольку данные расходы являются социально-значимыми и сами не в полной мере обеспечены бюджетным финансированием.
Кроме того, обследование здания Церкви Тихвинской Богоматери, 1861 г., показало, что данный объект является в практически разрушенном состоянии, в настоящее время не может использоваться по назначению.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе бесхозяйных объектов, осуществляется только в отношении реально существующих объектов недвижимости.
Прекращение существования объекта недвижимости является основанием для снятия его с государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Право собственности может быть признано судом и зарегистрировано в ЕГРН только при наличии реально существующего объекта недвижимости, поставленного на государственный кадастровый учет.
Здание Церкви как объект недвижимости фактически не существует, обязанность постановки такого имущества на кадастровый учет как бесхозяйного у органа местного самоуправления возникнет исключительно после проведения Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия и включения данного объекта в реестр объектов культурного наследия.
Данный факт является обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда.
Формирование бюджета на последующий год осуществляется до 01 января 2024 года. В случае включения Церкви в реестр объектов культурного наследия при формировании бюджета сельского поселения на 2024 год Администрация намерена учесть денежные обязательства по указанному решению суда, и соответственно, будут предусмотрены лимиты на их финансирование. При этом с учетом порядка формирования и поступления денежных средств в бюджет для обеспечения возможности их распределения потребуется определенный период времени, с учетом разумности - до 01 июля 2024 года. Для исполнения решения суда администрацией исследован рынок исполнителей муниципальных заказов в сфере подготовки технической документации на здание Церкви, проведено его обследование.
Считают, что администрация принимает все необходимые и зависящие от нее меры для исполнения решения суда, однако ввиду того, что сам способ исполнения решения суда представляет собой множество действий и задач, заявителю требуется больше времени для качественного исполнения судебного акта, в связи с чем решение может быть исполнено к 01 июля 2024 года, путем внесения в расходную часть бюджета средств в размере стоимости изготовления технической документации на объект.
В соответствии с частью 1 статьи 203.1 Гражданского процессуального кодекса РФ вопросы отсрочки или рассрочки исполнения решения суда рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке).
Поскольку отсрочка исполнения исполнительного документа отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя, при разрешении заявления об отсрочке суду в каждом конкретном случае необходимо находить разумный баланс прав и законных интересов как должника, так и взыскателя.
По смыслу приведенных норм закона, основания для отсрочки должны носить действительно исключительный характер и свидетельствовать о наличии серьезных препятствий к совершению исполнительных действий, а предоставленная отсрочка исполнения исполнительного документа должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников дела.
Заявитель, обратившийся к суду с требованием о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, обязан обосновать требование, представить доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнения решения суда, а также возможности в результате предоставления отсрочки исполнить требования к определенному сроку.
При этом следует учитывать, что отсрочка исполнения решения суда представляет собой изменение срока исполнения и перенос его на более поздний срок по сравнению с тем, который был определен в решении суда или установлен законом, при наступлении которого решение должно быть должником исполнено.
В силу п. 2 ст. 125 и п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, каковым в данном случае является администрация Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области.
Администрация Великосельского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством (ст. 33 Устава поселения).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Бюджет Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области является дотационным.
Решением муниципального совета Великосельского сельского поселения № 27 от 27 декабря 2022 года утверждены основные характеристики бюджета сельского поселения на 2023, на 2024 и 2025 годы.
Решение суда, которым на администрацию возложена обязанность по поставке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – Церковь Тихвинской Богоматери, 1861 г., расположенной по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, с. Великое, ул. Красная, вступило в законную силу 31 декабря 2022 года, то есть после утверждения объема расходов бюджета поселения, поэтому расходные обязательства на исполнение данного решения суда в 2023 году предусмотрены не были.
Суд считает обоснованными доводы представителя администрации о том, что любые дополнительные (незапланированные) расходы, в том числе по исполнению решения суда, могут обеспечиваться только перераспределением денежных средств в рамках общей суммы бюджета, являющегося высокодотационным, что повлечет сокращение расходов на социально-значимые мероприятия.
Заявление о предоставлении отсрочки подано в суд до истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения решения, что свидетельствует о намерении заявителя добросовестно исполнить обязанность, возложенную на него судом.
Заявленный срок отсрочки, по мнению суда, является разумным и не может существенным образом нарушить права сторон, а также права, свобода и законные интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, суд не располагает сведениями об исполнении решения в части проведения Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области историко-культурной экспертизы спорного объекта, в целях обоснования целесообразности включения его в реестр объектов культурного наследия.
На основании изложенного, учитывая материальное положение заявителя, суд считает необходимым удовлетворить заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, предоставить Администрации Великосельского сельского поселения отсрочку исполнения решения суда по делу № 2-94/2022 сроком до 01 июля 2024 года.
Руководствуясь ст.ст. 203, 203.1, 434 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Заявление Администрации Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-94/2022 удовлетворить.
Предоставить Администрации Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области (ИНН 7616007327, ОГРН 1057601583984) отсрочку исполнения решения Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 17 ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-94/2022 по иску прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Великосельского сельского поселения Ярославской области, Департаменту охраны культурного наследия Ярославской области о возложении обязанности, на срок до 01 июля 2024 года.
Определение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение 15 дней.
Судья Е.В. Пушкина