Дело № 2-1664/2022
УИД 86RS0007-01-2022-002312-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2022 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ахметовой Э.В.,
при секретаре Фаткуллиной З.А.,
с участием
зам. Нефтеюганского межрайонного прокурора Томчука Д. С.,
представителя ответчика Макляка А.Н., Щелкунова В.А.
представителя ответчика Ахуковой Л.В.
представителя ответчика Лукьянчиковой Ж.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганский межрайонный прокурор к МБУ центр физической культуры и спорта "Жемчужина Югры, Комитету физической культуры и спорта администрации г. Нефтеюганска, Администрация города Нефтеюганска о признании ситуации конфликтом интересов, о признании протокола заседании комиссии незаконным, об установлении факта непринятия мер по урегулированию ситуации конфликта интересов, о понуждении принять меры к урегулированию ситуации конфликта интересов, о понуждении расторгнуть трудовой договор с руководителем муниципального учреждения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, просит признать ситуацию, возникшую между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и работником контрактной службы У, между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и администратором П., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и ремонтировщиком ПСА., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и дезинфектором Д., ситуацией конфликта интересов. Просит понудить ответчиков (с учетом уточнения иска) принять меры к урегулированию указанной ситуации конфликта интересов.
Указывает, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в отношении МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры», учредителем которой выступает администрация города Нефтеюганска. В соответствии с постановлением администрации города Нефтеюганска от 03.08.2017 № 126-нп «О порядке осуществления функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений города Нефтеюганска» МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» находится в ведомственном подчинении Комитета физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска.
Распоряжением председателя Комитета физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска Ф. от (дата) №-к/пр исполнение обязанностей директора МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» возложено на Зырянову Г.А., в этот же день с ней заключен трудовой договор. В данном случае работодателем для Зыряновой Г.А. является Комитет физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска.
Во исполнение требований ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, а также ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании обращения Зыряновой Г.А. Комитетом физической культуры и спорта (дата) проведена комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих комитета физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска и урегулированию конфликта интересов, о чём составлен протокол №.
При рассмотрении вопроса о наличии в учреждении родственников, Зырянова Г.А. умолчала о том, что в МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» работают ее родственники (дочь, сестра, племянница и супруг сестры). Из содержания протокола от 28.09.2021 комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих комитета физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска вопрос об урегулировании конфликта интересов по существу не рассмотрен, взаимосвязь, должностные инструкции родственников не изучены, конфликт интересов не урегулирован, конкретные меры не приняты.
В соответствии с должностной инструкцией, директор учреждения руководит деятельность учреждения, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью учреждения, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества учреждения, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Директору учреждения подчиняются его заместители.
Указывает, что Зырянова Г.А. состоит в родственных отношениях с У. (дочь – работник отдела закупок), П, (сестра - администратор), ПСА (супруг сестры - ремонтировщик), Д. (дочь сестры - дезинфектор), которые трудоустроены и работают в учреждении.
Несмотря на указание в должностной инструкции названных лиц о прямом их подчинении иным лицам, фактически являются близкими родственниками, опосредованно состоят в подчинении руководителя, что в свою очередь свидетельствует о наличии ситуации конфликта интересов.
Полагает, что отсутствие в должностных обязанностях У., ПСА., П., Д. финансово-хозяйственных полномочий, материальной ответственности не означает, что конфликт интересов при сложившихся обстоятельствах отсутствует и не возникнет, поскольку личная заинтересованность выражается в получении не только материальных выгод, но и иных неимущественных преимуществ.
Считает, что наличие близких родственных отношений между директором учреждения и работниками возглавляемой им организации влияет на объективное исполнение ими своих должностных обязанностей, ведет к наличию личной заинтересованности, что противоречит интересам муниципального учреждения, и чем создаются условия для причинения вреда интересам муниципального учреждения.
В судебном заседании зам. Нефтеюганского межрайпрокурора Томчук Д. С. исковые требования увеличил, просит признать незаконным протокол заседания комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов работников МБУ ЦФКИС «Жемчужина Югры» от 29.10.2021 №1, установить факт непринятия директором МБУ ЦФКИС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. мер по урегулированию конфликта интересов с работниками, являющимися ее родственниками. Кроме того, просит возложить на Комитет физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска обязанность по расторжению трудового договора с директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А., изданию приказа об увольнении Зыряновой Г.А. на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя). Суду пояснил, что Зырянова Г.А. с 01.10.2021 является директором муниципального учреждения, не отрицает, что муниципальным служащим она не является. В подчинении у Зыряновой Г.А. работают ее родственники, что является нарушением действующего законодательства о противодействии коррупции. Заседание комиссии ответчика фактически было проведено в конце декабря 2021 года (а не 29.10.2021), при этом была нарушена процедура проведения заседания, поскольку заседание фактически проведено под председательством Зыряновой Г.А. Полагает, что проведение такого заседания комиссии являлось формальной попыткой соблюсти требования закона, поскольку ситуация не была признана конфликтом интересов, меры по урегулированию конфликта интересов не были предприняты, представитель администрации г. Нефтеюганска на заседании этой комиссии не участвовал, при этом решение по данному вопросу принималось подчиненными директору Зыряновой Г.А., а именно заинтересованными лицами. Просит учесть, что Зырянова Г.А. как руководитель муниципального учреждения решает вопросы о премировании, о привлечении работников МБУ «Жемчужины Югры» к дисциплинарной ответственности, предоставлении отпуска и т.д. Требование к ответчику заявлены в целях предотвращения возникновения ущерба муниципальному бюджету в интересах РФ, об установлении юридического факта в целях возникновения необходимости вынести данный вопрос на комиссию с участием администрации г. Нефтеюганска.
Представители ответчика Макляк А.Н., Щелкунов В.А. в судебном заседании с иском не согласились, суду пояснили, что в соответствии с пунктом 4.2 Протокола от 28.09.2021г. при приеме на работу Зыряновой Г.А. на должность директора МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» решался вопрос о возможном трудоустройстве в порядке ст. 12 ФЗ № 273-Фз от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 ТК РФ. Данный вопрос был разрешен единогласно, было признано, что требования ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008г. не нарушены и отсутствует конфликт интересов при назначении на должность Зыряновой Г.А.
Кроме того, директор учреждения Зырянова Г.А. 28.10.2021г. обратилась с заявлением в комиссию по предотвращению и урегулированию конфликта интересов работников МБУ ЦКФиС «Жемчужина Югры».
Согласно п. 2 Протокола № 1 от 29.10.2021г. заседания комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов работников МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры», по обращению директора МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А., в части вопроса о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов между работниками МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры», находящимися в родственных отношениях, а именно с Д., ПСА, П., У, было принято единогласное решение об отсутствии какой-либо заинтересованности и отсутствия возможного конфликта интересов.
Считает, что работники Д., ПСА., П., финансово-хозяйственные полномочия не осуществляют, непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому либо директору отсутствует, У. уволена по собственному желанию. Полагает, что поскольку согласно пп. «д» п. 9 Должностной инструкции, директор распределяет обязанности между своими заместителями, согласно п. 1.5 Должностной инструкции от 27.09.2021г. директору учреждения непосредственно подчиняются только его заместители, прямой подчиненности Зыряновой Г.А. ее родственников нет, то конфликт интересов между директором и ее родственниками, работающими у ответчика, отсутствует. Директор учреждения Зырянова Г.А. является работником МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры», на которую распространяется действующее Трудовое законодательство РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ, срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не связанного с увольнением, составляет 3 месяца. Истцу было известно, что Зырянова Г.А. с 01.10.2021г. работает в должности директора, в суд данное исковое заявление поступило 14.04.2022г. (спустя 5 месяцев и 13 дней), в связи с чем срок привлечения Зыряновой Г.А. к дисциплинарной ответственности истек, она не может быть уволена. Просит учесть, что Зырянова Г.А. уведомила Комитет физической культуры о данной ситуации 22.03.2022.
Представитель ответчика администрации г. Нефтеюганска Лукьянчикова Ж.Г., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, мотивировав тем, что администрация г. Нефтеюганска является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора, поскольку учредителем ответчика и работодателем Зыряновой Г.А. является Комитет физической культуры. Полагает, что прокуратурой не представлено доказательств наличия личной заинтересованности и нахождения указанных лиц в непосредственном подчинении, использовании служебного положения вопреки интересам учреждения. При этом, ссылка истца на то, что Зырянова Г.А. является непосредственным руководителем указанных граждан, опровергается положениями должностных инструкций. Отсутствуют факты, свидетельствующие о возникновении у директора личной заинтересованности, поскольку истец не подтверждает возможность получения директором доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ). Доводы прокурора, о наличии оснований для увольнения Зыряновой Г.А. в связи с утратой доверия, являются не несостоятельными, поскольку Зырянова Г.А. не является муниципальным служащим и не может быть уволена по данному основанию.
Представитель ответчика Комитета физической культуры и спора Администрации г. Нефтеюганска Ахукова Л.В. с иском не согласилась, суду пояснила, что при назначении на должность директора Комиссия рассматривала вопрос о возможности назначения ее на указанную должность, препятствия не были выявлены. Исходя из положений действующего законодательства в указанной сфере правого регулирования в МО «Город окружного значения Нефтеюганск», Комитет не обладает полномочиями разрешать вопрос о конфликте интересов в отношении директора муниципального учреждения, поскольку Зырянова Г.А. муниципальным служащим не является. 22.03.2022 Зырянова Г.А. заполнив заявление, предусмотренное для муниципального служащего, направила его в Комитет. Поскольку Положение (локальный НПА) по таким вопросам отсутствует, порядок разрешения такого рода вопросы не известен, комитет не имеет возможности его разрешить. Полагает, доводы прокурора о заинтересованности Зыряновой Г.А. по отношению к родственникам несостоятельны, поскольку вопрос о премировании решает комиссия. Считает, что оснований для увольнения Зыряновой Г.А. в связи с утратой доверия не имеется. Просит обратить внимание на то, что некоторые родственники Зыряновой Г.А. были трудоустроены в МБУ «Жемчужина Югры» до назначения Зыряновой Г.А. на должность директора.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, Зырянова Г.А., в судебное заедание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в суд возражения.
В судебном заседании допрошен свидетель Т., который в судебном заседании суду показал, что работает администратором МБУ «Жемчужина Югры», при этом назначен членом комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов работников учреждения. Такая комиссия собиралась в конце октября 2021 года в конференц-зале после обеда. Решался вопрос относительно наличия конфликта интересов между директором Зыряновой Г.А. и работниками Жемчужины, являющимися ее родственниками (У, П, ПСА, Д). На заседании комиссии присутствовала Зырянова Г.А., которой дали слово выступить, председателем комиссии была Дмитриева. Обсудив полномочия родственников, они открыто проголосовали. В течение 3 дней он как секретарь составил протокол, все члены комиссии подписали его.
Свидетель Д. в судебном заседании суду показала, что является заместителем директора МБУ Жемчужина Югры по общим вопросам, является председателем комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов работников учреждения. На основании поступившей служебной записки Зыряновой Г.А. она созвала комиссию в октябре 2021года, которая в кабинете директора рассмотрела вопрос о наличии либо отсутствии конфликта интересов между директором Зыряновой Г.А. и ее родственниками, которые работали в учреждении. На комиссии присутствовало 5 членов из 8, все открыто голосовали. На комиссии конфликт интересов не был установлен, поскольку родственники не подчинялись напрямую Зыряновой Г.А., у каждого есть свой руководитель. Протокол она подписала.
О. допрошенная в качестве свидетеля суду показала, что работает ведущим специалистом по кадровым вопросам, осенью 2021 года разрешался на комиссии вопрос о конфликте интересов у Зыряновой Г.А. с родственниками, работающими в учреждении. Комиссия заседала в кабинете у директора, где установили, что прямой подчиненности нет, поэтому конфликта интересов нет. У Усовой, Дроздовой, супругов Пироговых имеются свои непосредственные руководители. Протокол она подписала, содержание соответствовало действительности.
Г., допрошенная в качестве свидетеля, суду показала, что работала в МБУ Жемчужина Югры до 31.05.2022 в должности начальника отдела правового сопровождения. Заседание комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов работников учреждения по заявлению Зыряновой Г.А. проводилось в конце декабря 2021 года в кабинете директора. С утра им сообщили, что после обеда будет совещание по трудовым вопросам. Только на совещании они узнали о вопросе рассмотрения. Члены комиссии выступили с замечаниями относительно Усовой, поскольку та работала в отделе закупок, однако в протокол это не занесли. Пирогова работала ранее на стадионе, но потом была переведена в инженерную службу администратором. Полагает, что та воспользовалась родственными связями и перешла на легкий труд. Зырянова Г.А. также приняла на работу супруга сестры. Племянница переведена на должность дезинфектора. Она подписывала протокол, в котором дата заседания отсутствовала, она была проставлена после подписания протокола ею. Была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
К., допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля суду показала, что работала главным бухгалтером в учреждении, уволена с 03.06.2022. В конце декабря 2021 года проводилось заседании комиссии по вопросу конфликта интересов между Зыряновой Г.А. и ее родственниками, которые работали в учреждении. Их собрали в кабинете руководителя, заранее с повесткой заседания не ознакомили, все проходило в срочном порядке. Дмитриева озвучила вопрос подлежащий разрешению, после нее выступила Зырянова Г.А., который высказала мнение о том, что она не усматривает конфликта интересов со своими родственниками, поскольку напрямую с ними не работает. Голосовали открыто, путем поднятия руки, никто не возразил Зыряновой Г.А.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей и исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением председателя комитета физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска Ф. от 01.10.2021 №11-к/пр исполнение обязанностей директора МБУ ЦФКИС «Жемчужина Югры» возложено на Зырянову Г.А.
Поскольку Зырянова Г.А. замещала должность муниципального служащего до назначения на должность директора МБУ «Жемчужина Югры» 28.09.2021г. состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению при приеме на работу Зыряновой Г.А. на должность директора МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры», комиссия дала согласие на замещение должности директора МБУ по срочному договору, что подтверждается протоколом № 2 от 28.09.2021 (том 1 л.д. 172).
До муниципальной службы (зам председателя Комитета физической культуры) Зырянова Г.А. в МБУ замещала должность заместителя директора ЦФКиС «Жемчужина Югры».
Данный вопрос был разрешен единогласно, было признано, что требования ст. 12 ФЗ № 273-Фз от 25.12.2008г. не нарушены, конфликт интересов при назначении на должность Зыряновой отсутствует. Вопрос о наличии в ЦФКиС «Жемчужина Югры» работников, которые приходятся последней родственниками не возникал.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции, которые включают в себя определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Постановлением администрации г. Нефтеюганска от 03.08.2017 № 126-нп утвержден Порядок осуществления функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений города Нефтеюганска, в соответствии с которым учредителем муниципальных учреждений города Нефтеюганска от имени муниципального образования город Нефтеюганск выступает администрация города Нефтеюганска. Администрация г. Нефтеюганска настоящим Порядком делегирует часть полномочий учредителя муниципальных учреждений органам администрации города Нефтеюганска в отношении муниципальных учреждений, определенных ведомственной принадлежностью согласно приложению к Порядку.
В соответствии с разделом 4 приложения к Порядку, муниципальной бюджетное учреждение центр физической культуры и спорта «Жемчужина Югры» находится в ведомственной принадлежности комитета физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска.
В соответствии с п. 5.28 Порядка уполномоченные органы администрации г. Нефтеюганска, в ведении которых закреплены муниципальные учреждения, осуществляют функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений, в том числе контроль за деятельностью подведомственных муниципальных учреждений в пределах своей компетенции.
Указанное делегирование полномочий также отражено в Уставе МБУ Центр физической культуры и спора «Жемчужина Югры» (п. 1.6).
Указанное является основанием полагать, что администрация г. Нефтеюганска, делегировав полномочия в отношении МБУ Центр физической культуры и спора «Жемчужина Югры» Комитету физической культуры, является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № -273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (часть 4 статьи 5 упомянутого Федерального закона).
В части 1 статьи 10 указанного Закона под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Согласно части 1 - 4, 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта.
Для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения материальных доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.; продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.
При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить: наличие отношений близкого родства или свойства граждан - получателей выгод с должностным лицом; наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями выгод. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд отмечает, что вопросы разработки и утверждения антикоррупционного законодательства регулируются, в том числе, муниципальными правовыми актами, поскольку отнесены законом к вопросам местного значения.
На основании ч. 1 ст. 13.3 Закона "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" муниципальным бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В целях реализации антикоррупционной политики, 29.10.2020 года администрацией г. Нефтеюганска принято постановление № 160-нп «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Нефтеюганска, органов администрации г. Нефтеюганска и урегулированию конфликта интересов».
На территории муниципального образования города Нефтеюганска локальный нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения между руководителями муниципальных бюджетных учреждений и учредителем такого учреждения в сфере противодействия коррупции отсутствует. При этом суд отмечает, что должность директора МБУ Центр физической культуры и спора «Жемчужина Югры» не относится к муниципальной службе, Зырянова Г.А. муниципальным служащим не является.
Вместе с тем, МБУ Центр физической культуры и спора «Жемчужина Югры» Приказом от 28.10.2019 года №348 утвердило положение о конфликте интересов работников учреждения. Согласно которому утвержден порядок урегулирования конфликта интересов в муниципальном бюджетном учреждении путем подачи декларации в Комиссию по предупреждению и урегулированию конфликта интересов работников МБУ. Пунктом 4.4 предусмотрены формы урегулирования конфликта интересов, в том числе увольнение в соответствии с п. 7.1. ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Кроме того, утверждено положение о такой комиссии, согласно которой численность и состав комиссии утверждается и изменяется приказом директора МБУ, на заседании комиссии заслушиваются пояснения работника, рассматриваются материалы, решение комиссия принимает простым большинством.
Приказом от 28.10.2019 № 349 также утверждено положение об основных направлениях антикоррупционной деятельности МБУ «Жемчужина Югры», что свидетельствует, что ответчик МБУ Центр физической культуры и спора «Жемчужина Югры» принял на себя обязанность соблюдать положения ФЗ № 273 в целях реализации антикоррупционной политики, в частности рассматривать декларации конфликта интересов (абз. Д п. 2.2,п. 3.3 Положения), сообщить непосредственному начальнику о возможности возникновения либо о возникшем конфликте интересов (абз Д п. 3.1 Положения). Нормы указанного положения являются бланкетными, отсылая к положения ФЗ № 273 при определении термина «конфликт интересов».
Достоверно установлено и факт не отрицается, что З. состоит в родственных отношениях с У. (дочь), П, (сестра), ПСА. (супруг сестры), Д. (дочь сестры), что подтверждается сведениями ЗАГСа. Указанные родственники З. трудоустроены и работают в учреждении.
У. (дочь –близкое родство) принята на работу с 02.02.2015 дежурным по залу, с 18.03.2015 переведена на должность администратора, а с 01.10.2021 переведена на должность работника контрактной службы в отдел правового сопровождения и контрактно-договорной работы, которая подчиняется начальнику отдела.
П. (сестра – близкое родство) принята на работу с 12.12.2018 администратором в отдел культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, которая непосредственно подчиняется оперативному руководителю, а в части трудовых функций, определённых пунктами 2.3, 2.4 должностной инструкции - главному бухгалтеру.
Д. (племянница –член семьи близкого родственника) принята на работу с 13.09.2019 уборщиком служебных помещений в хозяйственную службу, которая непосредственно подчиняется заведующему хозяйством, в последующем переведена на должность дезинфектора.
Директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. с мужем сестры - ПСА. (член семьи близкого родственника) 27.10.2021 заключен трудовой договор, последний принят на должность ремонтировщика плоскостных спортивных сооружений в службу технического обеспечения, который непосредственно подчиняется технику.
Суду представлена надлежащим образом заверенная копия протокола заседания указанной комиссии от 29.10.2021 № 1, согласно которому Зырянова Г.А. обратилась в указанную комиссию с сообщением о возможном конфликте интересов между работниками учреждения, которой также является последняя (л.д. 63 том 2).
Из материалов дела установлено, что 29.12.2021 Нефтеюганский межрайпрокурор направил главе г. Нефтеюганска представление об устранении нарушений, в том числе в части трудоустройства в МБУ родственников Зыряновой Г.А., на которое в адрес прокуратуры направлен указанный протокол заседания комиссии № 1 от 29.10.2021г. в тот же день. При этом на основании распоряжения Комитета физической культуры и спора от 25.11.2021 № 23-к/лс в отношении Зыряновой Г.А. проведена служебная проверка, нарушения не установлены, дано заключение, что на работников МБУ запрет принимать на работу родственников не распространяется.
Разрешая заявленные требования истца о признании ситуации, возникшей между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и работником контрактной службы У., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и администратором П., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и ремонтировщиком ПСА., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и дезинфектором Д., ситуацией конфликта интересов, суд учитывает, что указанные работники МБУ «Жемчужина Югры» находятся в близком родстве. При этом У., П., супруг и дочь последней (ПСА., Д.) находятся в подчинении директора Зыряновой Г.А., учитывая, что Зырянова Г.А. является представителем работодателя для своих родственников, решает кадровые вопросы, вопросы о перемещении работника на другую должность, привлечения работников МБУ к дисциплинарной ответственности, заключает доп. соглашения к трудовым договорам, разрешает вопрос о премировании и предоставлении отпуска и т.д. Таким образом, Зырянова Г.А. имеет имущественный интерес при осуществлении ее родственниками трудовых обязанностей опосредованно, интерес в получении ее родственниками материальной выгоды (доход от трудовой деятельности), что также свидетельствует о наличии конфликта интересов между Зыряновой Г.А. и ее родственниками, а именно о личной заинтересованности директора учреждения. У., П. и члены семьи последней, работая в подчинении у Зыряновой Г.А., приобретают неимущественное преимущество.
Поскольку директор учреждения наделен полномочиями по принятию любых кадровых решений, по проведению оценки эффективности и результативности профессиональной и служебной деятельности подчиненных ему лиц, по определению размера денежного поощрения (премии), ежемесячной надбавки за особые условия работы, о предоставлении отпуска, указанное обстоятельство может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное использование директором учреждения должностных обязанностей по отношению к работникам учреждения.
Кроме того, суд отмечает, что У. являлась работником отдела в сфере закупок, проводимых в рамках ФЗ № 44, при этом существовала возможность у Зыряновой Г.А. оказывать влияние на дочь, на принимаемые ею решения в рамках исполнения трудовых обязанностей. Судом также установлено, что за подписью Зыряновой Г.А. с У. заключено доп. соглашение к трудовому договору, которым закреплен повышающий коэффициент к премированию. Кроме того, после назначения на должность Зыряновой Г.А. Д. 01.11.2021 переведена дезинфектором. П. в апреле 2022 переведена на должность техника 2 категории. ПСА. 27.10.2021 принят на работу на основании решения Зыряновой Г.А.
Доводы ответчиков о том, что со стороны истца не доказан материальный ущерб, суд признает не состоятельным, поскольку институт конфликта интересов, закрепленный в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", имеет своей целью предотвращение конфликта интересов в целях предупреждения причинения ущерба государственным и общественным интересам.
Доводы стороны ответчика о том, что должности работников МБУ «Жемчужина Югры» не относится к категории должностей, на которых распространяются положения ФЗ № №273, суд также признает не состоятельными, поскольку муниципальным учреждением принят локальный нормативно-правовой акт, закрепляющую обязанность принимать меры по урегулированию конфликта интересов между работниками МБУ «Жемчужина Югры» во исполнение требований указанного федерального закона, который закрепляет понятие «личная заинтересованность», «конфликт интересов». Позиция стороны ответчика основана на ошибочном толковании нормы материального права.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о признании указанной ситуации конфликтом интересов подлежит удовлетворению, как и установление факта непринятия мер со стороны Зыряновой Г.А. по урегулированию данного конфликта с П., ПСА., и Д., поскольку указанные работники продолжают работать в МБУ «Жемчужина Югры» в подчинении у Зыряновой Г.А. У. уволена (прекращены трудовые отношения) на основании приказа № 102 от 18.04.2022.
Таким образом, суд, разрешая законность протокола заседании комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов работников МБУ ЦФКИС «Жемчужина Югры» от 29.10.2021 №1, приходит к выводу о том, что члены комиссии не учли изложенные обстоятельства, не применили положения Приказа от 28.10.2019 № 349, при том, что со стороны членов данной комиссии замечания имелись, документы, касающиеся разрешения данного вопроса, не оглашались. Факт признания указанной ситуации конфликтом интересов между Зыряновой Г.А. и ее родственниками (работниками ответчика МБУ «Жемчужина Югры») является самостоятельным основанием для признании указанного протокола незаконным, принимая во внимание, что члены комиссии также находились в подчинении директора учреждения, фактически заседание проводилось в декабре 2021 года, что подтвердили свидетели К. и Г. К показаниям свидетелей Т., ДМ и О. суд в указанной части показаний относится критически, учитывая их подчиненность директору Зыряновой Г.А. на день рассмотрения спора в суде, а также принимая во внимание объяснения данные в письменном виде О.
Вместе с тем, исходя из вышеизложенных положений нормативно-правовых актов, которые не предусматривают обязанность директора муниципального бюджетного учреждения, не являющимся муниципальным служащим, сообщать о возможных конфликтах интересов в орган местного самоуправления (либо учредителю), а у Администрации г. Нефтеюганска и его структурного подразделения (Комитета физической культуры) не установлена обязанность предпринимать меры по урегулированию данного конфликта, в том числе и разрешать вопрос относительно служебного поведения руководителя муниципальной организаций, в частности устанавливать факт личной заинтересованности, конфликта интересов. Прокурором указанные нормативно-правовые акты в части порядка разрешения вопроса об урегулировании конфликта интересов в судебном порядке не оспорены.
Таким образом, суд не установил оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по принятию мер к урегулированию ситуации конфликта интересов, возникшей между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и работником контрактной службы У., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и администратором П., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и ремонтировщиком ПСА., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и дезинфектором Д., а следовательно, и установления факта непринятия указанных мер. На директора МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» положения постановления № 160-нп «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Нефтеюганска, органов администрации г. Нефтеюганска и урегулированию конфликта интересов» не распространяется.
Суд отмечает, что непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является грубым нарушением антикоррупционного законодательства, носящим умышленный характер, и является достаточным основанием для утраты доверия и увольнения работника по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, при том, что учредитель и наниматель Зыряновой Г.А., не намерены предпринимать указанные меры, учитывая исключительную компетенцию работодателя привлекать работника к дисциплинарной ответственности, что является основанием к отказу в иске о возложении на муниципалитет обязанности по расторжению трудового договора с директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А.
При этом суд отмечает, что указанная мера дисциплинарного взыскания в отношении Зыряновой Г.А. применяется с учетом положений трудового законодательства, регулирующих сроки привлечения работка к ответственности (ст. 193 ТК РФ – 1 месяц). Зырянова Г.А. уведомила своего работодателя о возможном конфликте интересов 21.03.2022 года.
Руководствуясь ст.56,194,195,196,199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Нефтеюганский межрайонный прокурор к МБУ центр физической культуры и спорта "Жемчужина Югры удовлетворить частично.
Признать незаконным протокол заседания комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов работников МБУ ЦФКИС «Жемчужина Югры» от 29.10.2021 №1.
Признать ситуацию, возникшую между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и работником контрактной службы У., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и администратором П., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и ремонтировщиком П., между директором МБУ ЦФКиС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. и дезинфектором Д., ситуацией конфликта интересов.
Установить факт непринятия директором МБУ ЦФКИС «Жемчужина Югры» Зыряновой Г.А. мер по урегулированию конфликта интересов с администратором П. (сестра), дезинфектором Д. (племянница), с ремонтировщиком ПСА. (муж сестры).
В остальной части исковых требований отказать, за необоснованностью исковых требований.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Председательствующий Э.В. Ахметова