Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-200/2022 от 17.03.2022

№ 12-200/2022

РЕШЕНИЕ

05 мая 2022 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ЖЭУ ЗАВ ремстрой» Юшковой А.С. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Мироновской А.В. от 03.03.2022 по делу об административном правонарушении № 646/2021,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Мироновской А.В. от 03.03.2022 по делу об административном правонарушении № 646/2021 ООО «ЖЭУ ЗАВ ремстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «ЖЭУ ЗАВ ремстрой» Юшкова А.С. подала жалобу о его отмене.

ООО «ЖЭУ ЗАВ ремстрой», извещено надлежащим образом, направило защитников.

В судебном заседании 13.04.2022 защитник Маркевич М.В. поддержала жалобу, пояснила, что управляющей организацией были совершены все возможные действия для соблюдения установленных требований, место размещения контейнерной площадки согласовано комиссионно 25.11.2020 и 30.06.2021, иное размещение с соблюдением установленных требований невозможно.

В судебном заседании 05.05.2022 защитник Юшкова А.С. поддержала доводы жалобы.

Исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Как следует из обжалуемого постановления, в вину ООО «ЖЭУ ЗАВ ремстрой» вменяется правонарушение, выразившееся в том, что расстояние от контейнерной площадки и от специальной площадки (отсека) для крупногабаритных отходов, используемых при эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, до указанного жилого дома, до детского сада, а также до жилого <адрес>, не соответствует требованиям, установленным пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПиН 2.1.3684-21), по состоянию на момент проверки 25.03.2021 и 16.04.2021.

Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21, введенными в действие с 01 марта 2021 года, предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Тем же пунктом предусмотрено, что допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

Также пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что в случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Ранее, до 01 марта 2021 года, действовали СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, согласно пункту 8.2.5 которых расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

При этом пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), который признан недействующим в декабре 2020 года, было предусмотрено, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13.02.2020 № 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Порядок).

Пунктом 2.4 Порядка установлено, что место накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз ТКО, с учетом санитарных требований, и правил благоустройства. При этом пунктом 2.5 Порядка также установлено, что в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарным законодательством разрывов от мест накопления ТКО, расстояния устанавливаются комиссией.

Из материалов дела следует, что место размещения контейнерной площадки было согласовано комиссией с участием в том числе представителей местной администрации, Роспотребнадзора, ООО «Экоинтегратор», ООО «Экопрофи», управляющей организации ООО «ЖЭУ ЗАВ ремстрой», что подтверждается актом № 83 от 25.11.2020. При этом комиссией был сделан вывод о нарушении установленных санитарных требований, но с учетом сложившейся застройки, возможности подъезда спецтехники и проведения маневровых работ, правил благоустройства, данное место было определено как единственно возможное.

Позднее актом № 18/2021 от 30.06.2021 данная площадка комиссией также была определена как место сбора и накопления твердых коммунальных отходов, с замечаниями представителя Роспотребнадзора.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Статьями 11 и 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также санитарные правила.

Однако в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу требований статей 1.5, 24.1, 26.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо обязано полностью установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

Применительно к рассматриваемому делу к таким обстоятельствам относится не только сам факт несоответствия расстояний до конкретной контейнерной или специальной площадки, но и установление того, какое лицо должно нести ответственность за ее размещение, а также того, что имелась объективная возможность для соблюдения соответствующих требований.

Из материалов дела следует, что данные обстоятельства в полной мере не проверялись.

Как следует из материалов дела, в том числе письма администрации МО «Город Архангельск» от 19.03.2021, а также выписки из схемы размещения мест (площадок) накопления отходов, указанная контейнерная площадка и специальный отсек находятся в собственности ООО «Спецавтохозяйство по уборке города».

Ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления предусмотрена статьей 6.35 КоАП РФ.

В связи с этим имеется неопределенность в части того, какое действие или бездействие вменяется в вину управляющей организации по статье 6.4 КоАП РФ, с учетом того, что имеющиеся площадка и отсек не принадлежат ей и в ходе проверки, административного расследования и производства по делу не было установлено, что имеются иные варианты размещения.

Из указанных положений статьи 2.1 КоАП РФ с учетом статьи 1.5 КоАП РФ следует, что сам по себе факт несоответствия санитарных требований к расположению площадки не может быть безусловным и достаточным основанием для вывода о наличии состава правонарушения в действиях (бездействии) управляющей организации в ситуации, когда не были выявлены действия, которые могли быть выполнены, но не были выполнены данной организацией.

В частности, из пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 следует, что существующие расстояния могут быть признаны допустимыми при раздельном сборе отходов.

Однако в материалах дела отсутствуют сведения о проверке возможности такого способа сбора отходов, в том числе крупногабаритных, с учетом положений законодательства об обращении с отходами, территориальной схемы обращения с отходами, мнением экспертов, регионального оператора, владельца площадки.

Невыяснение указанных обстоятельств является существенным нарушением, повлекшим неполноту установления и проверки обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, в том числе лица, подлежащего привлечению к ответственности, его виновности, квалификации деяния.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд принимает решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На момент рассмотрения жалобы судом срок давности привлечения к ответственности истек, поэтому не имеется оснований для возвращения дела на новое рассмотрения для устранения выявленных нарушений.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Судья, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ,

решил:

жалобу Юшковой А.С. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Мироновской А.В. от 03.03.2022 по делу об административном правонарушении № 646/2021 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

С.Р. Ярмолюк

12-200/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "ЖЭУ ЗАВ ремстрой"
Другие
Юшкова А.С.
Маркевич Мария Владимировна
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Ярмолюк С.Р.
Статьи

ст.6.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktsud--arh.sudrf.ru
17.03.2022Материалы переданы в производство судье
17.03.2022Истребованы материалы
18.03.2022Поступили истребованные материалы
13.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
06.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
07.06.2022Вступило в законную силу
03.08.2022Дело оформлено
03.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее