2-45/2024
05RS0006-01-2023-001296-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 марта 2024 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Азизовой Д.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Атаевой П.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Евротек» о приостановлении деятельности автозаправочной станции «Евротек» до фактического устранения нарушений,
установил:
прокурор <адрес> обратился в Буйнакский районный суд РД в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Евротек» о приостановлении деятельности автозаправочной станции «Евротек», расположенной по адресу: РД, <адрес> «б», до фактического устранения указанных в иске нарушений законодательства о противопожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой <адрес> на основании поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением сотрудников ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, КУ Ростехнадзора и муниципального земельного контроля проведена проверка исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей.
В ходе проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического, промышленного и противопожарного законодательства, в связи с чем просит суд приостановить деятельность автозаправочной станции «Евротек» до фактического устранения выявленных нарушений.
В последующем истцом были представлены уточнения к исковому заявлению, в которых он указывает, что в ходе проверки автозаправочной станции «Евротек», расположенной по адресу РД <адрес> «б» помимо выявленных ранее нарушений были выявлены новые нарушения санитарно-эпидемиологического, промышленного и противопожарного законодательства, а также выявлено нарушение охранных зон объектов электросетевого хозяйства
Так, ООО «Евротек» эксплуатирует указанную АГЗС со следующими нарушениями противопожарного законодательства:
1. МАЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков (которые могут быть загрязнены нефтепродуктами), которые должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необ-ходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору п при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефте-продуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необ-ходимо оснащать гидрозатворами. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.39* НПБ 111-98; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014);
2. На боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива не нанесены полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 91 НПБ 11-98*; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014);
3. На территории МАЗС отсутствуют указатели въезда и выезда для автотранспортных средств (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.17 * НПБ 111-98*;. 6.27 СП 156.13130.2014);
4. Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п.п. «в» п. 384 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
5. Не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом и с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию МАЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. (При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на МАЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации МАЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т. п.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.35* НПБ 111-98*; п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014);
6. Система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.71 НПБ 111-98*; п. 7.35 СП 156.13130.2014);
7. На заправочном островке с СУГ не предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич). (Высота должна быть не менее 2 м., а ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом МАЗС.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.15, п. 8.16 СП 156.13130.2014);
8. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 <адрес> технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.54 НПБ 111-98*);(п.54 НПБ 111-98*; п. 7.18 СП 156.13130.2014)
9. Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема). прилож. 6 (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.20.5 НПБ 111-98*; п. 8.35 СП 156.13130.2014);
10.Наполнение резервуаров с ЛВЖ осуществляется неправильно:
Наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется не через трубопроводы проложенные подземно, а через люки резервуаров, при этом образовывая падающую струю (п.60 НПБ 111-98*);(ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.60 НПБ 111-98; п. 7.24 СП 156.13130.2014)
11.Площадки для АЦ с СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Площадки для АЦ с СУГ и должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм: от дна технологических колодцев и шахт; уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара). При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установ-ленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.20.9 НПБ 111-98*; 8.40 СП 156.13130.2014 );
12. На заправочном островке СУГ отсутствуют очистные сооружения, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, для исключения возможность распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 18 НПБ 111-98*; п. 8.20 СП 156.13130.2014);
13. Не определены данные площадки для пассажиров (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.6.38 СП 156.13130.20014);
14. Не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а также между зданиями и сооружениями, расположенными на территории МАЗС, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги – менее 25 м, от ТРК с ЛВЖ до проезжей части дороги – менее 25 м, от ТРК (СУГ и ЛВЖ) до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 (МАЗС и др. зданий– менее 60 м), от ТРК до здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров – меньше 12 м, от (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*; табл. 2, табл. 6 СП 156.13130.20014);
15.Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; приложение 6 п.22 НПБ 111-98*; п. 8.50 СП 156.13130.20014);
16. Руководитель организации не организует проведение проверок работоспособности, не реже 2 раз в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п. 48 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
17. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы. Не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения. (п. 407 ПП РФ ОТ ДД.ММ.ГГГГ ППР №)
18.Не представлена декларации пожарной безопасности объектов. (ст. 64 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №)
19. Не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 392 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
20. Противопожарное расстояние от МАЗС и ее установок до близлежащих зданий и дороги не соответствует нормативному (таб. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; таб. П. 6.4 НПБ 111-98*; табл. 5 СП 156.13130.20014 );
21.Не допускается превышение допустимых норм вместимости резервуара СУГ.
На МАЗС общая вместимость резервуара превышает допустимые нормы (при визуальном осмотре видно что вместимость данного резервуара составляет более 40 м3), т.е. более 10 м3 (На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящими нормами расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АЗС.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 20.1* НПБ 111-98*; ; п. 8.30 СП 156.13130.2014);
22. Руководитель организации не обеспечил исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности объекта защиты, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. (п. 48 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
23. Устройство заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива не исключает возможности перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.14 СП 156.13130.2014 );
24. При срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных МАЗС должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.19.4* НПБ 111-98*; п. 8.23 СП 156.13130.2014);
25. МАЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом, объемом не менее 200 м3. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.23 НПБ 111-98*; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
26. Подачу воды на наружное пожаротушение и орошение указанных МАЗС допускается осуществлять посредством насосной станции пожаротушения от противопожарных водоемов или резервуаров, расположенных от МАЗС на расстоянии не более чем 200 м. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 м3 (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.23 НПБ 111-98*; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
27. Стационарные системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу высокого давления с дистанционным пуском из помещения операторной (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 8.51 СП 156.13130.2014);
28. Не обеспечена автоматизация систем противопожарной защиты в случае срабатывания пожарной сигнализации.
При срабатывании пожарной сигнализации в помещении МАЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме:
подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала МАЗС, а также в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала технологически связанного с этой МАЗС объекта (при наличии); прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом;
перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ и резервуар хранения СПГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СПГ, а также на трубопроводах подачи топлива на МАЗС; отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 8.54 СП 156.13130.2014);
29. Наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется не через трубопроводы проложенные подземно, а через люки резервуаров, при этом образовывая падающую струю (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п.60 НПБ 111-98*);
30. Не обслужена пожарная сигнализация, не представлен договор обслуживания (ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №).30. В инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности (п. 394 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
31.Не представлен приказ руководителя о назначении ответственного за пожарную безопасность (п. 2 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
32.Остуствует обучение мерам пожарной безопасности. (п. 3 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
33. В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (п. 10 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
34. Руководитель организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет). (п. 12 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
35. Руководитель организации не обеспечил ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. (п. 17 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
36. Руководитель организации не обеспечил в установленные технической документацией сроки очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.). (п. 373 60 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
37. Собственник не обеспечил проверку состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций чердачного помещения (не представлен акт пропитки) (п. 13 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №)
38. Применение одностенных резервуаров с надземным расположением в черте населенного пункта запрещено.
Применение одностенных резервуаров с надземным расположением допускается только на АЗС, размещаемых вне территорий населенных пунктов и предприятий (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 1 прил.4 НПБ 111-98*; п. «Б» прил. «Б.1» СП 156.13130.2014);39. Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. На МАЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3.Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на МАЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на МАЗС, независимо от места размещения, допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящим сводом правил расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой МАЗС. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 8.30 156.13130.2014)
39. Сбросная труба паров СУГ и СПГ не защищена защищена от воздействия пожара(теплоизоляция, водяное орошение, применение устойчивых к воздействию огня материалов) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники. Предел огнестойкости несущих конструкций сбросной трубы должен быть не менее R60 (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п.20.10 НПБ 111-98*; п. 8.42 СП 156.13130.2014);
40. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.35 СП 156.13130.2014);
В ходе проверки также выявлены следующие нарушения законодательства о промышленной безопасности:
1.Перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №;
2.Клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий.(п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
3.Отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
4.Положение о производственном контроле не переработано и не изменено в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля.(п.5 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
5.Не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (п. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Также, проверкой установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе:
1. В нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), п.1, 13,14 Правил хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены.
2. В нарушение требования п. 73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим источник воздействия на окружающую среду (АЗС), в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Программа производственного контроля не представлена, протоколы лабораторных исследований, испытаний не представлены.
Также в нарушение требований пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", не разработана программа производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах, в ходе проверки данный документ не представлен, протоколы измерений факторов производственной среды не представлены.
3. Не соблюдается требование п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", хозяйствующим субъектом не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Также не представлен договор на вывоз отходов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, со специализированной организацией.
4.В нарушение требования 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" при отсутствии централизованной системы водоотведения АЗС не оборудованы нецентрализованной (автономной) системой водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
5. На автозаправочной станции не соблюдается требование ст. 8,9,10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в части доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации о продавце, режиме его работы, наименовании своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроки действия лицензии, информации о паспорте качества топлива.
Кроме того, прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» проведена дополнительная проверка соблюдения при строительстве автозаправочных станций охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Из представленной начальником ПУ ЦЭС филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что АЗС «Евротек», расположенная по вышеуказанному адресу, находится в охранной зоне ВЛ-35 кВ Буйнакск-1 – Буйнакск-2 (ВЛ-350-25), в пролете опор 43-44. Строительство указанной автозаправочной станции осуществлено с грубыми нарушениями требований постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее – Правила).
С учетом указанных обстоятельств, истец полагает, что допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной и промышленной безопасности, а также нарушения санитарно- эпидемиологического и электросетевого законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здо6ровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просит суд приостановить деятельность по эксплуатации автозаправочной станции «Евротек» до фактического устранения нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора г. Буйнакска Омаров М.М. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Евротек» – Абдулгамидов А.М. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что практически все выявленные нарушения уже устранены, осталось лишь несколько нарушений, на устранение которых требуется время.
Представитель ПАО «Россетти» Мусаев П.М. в судебном заседании подтвердил, что выявленные и указанные в уточненном исковом заявлении истца нарушения, указанные в справке ПУЦЭС филиала ПАО «Россетти» за исх.№, на данный момент ответчиком не устранены. Для устранения нарушений ООО «Евротек» необходимо перенести линии электропередач от границы АЗС и установить дополнительные опоры для соблюдения охранной зоны.
Представители третьих лиц ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и КУ Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.
Ранее в судебном заседании представитель ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> сообщил об устранении ООО «Евротек» нарушений пожарного законодательства, указанных в исковом заявлении, о чем представил письменные сведения.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, автозаправочная станция «Евротек» осуществляет свою деятельность на земельном участке с кадастровым номером 05:44:000034:10, расположенном по адресу: РД, <адрес> «б».
Согласно договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок передан в безвозмездное пользование ООО «Евротек».
Администрацией ГО <адрес> выданно разрешение от 22.0.4.2011 за № RU№- РС. на строительство АЗС.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «Евротек» выдана лицензия за № ВХ-32-007551на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (л.д.12-14).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В силу положений статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ предусматривает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Одновременно с этим устанавливает нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в РФ.
Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (статья 38 Федерального закона №).
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть должны быть оборудованы нефтеловушкой и шламозадержателями.
В ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения на АЗС «Евротек» требований действующего законодательства, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в актах проверок.
Судом было дано поручение ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> и ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> о проведении повторного обследования АЗС «Евротек» на предмет устранения ранее выявленных нарушений действующего законодательства.
Из ответа ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ИВ-191-4-6-386 следует, что все указанные в письме о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ за № ИВ-191-4-6-249 нарушения ответчиком устранены.
Также материалами прокурорской проверки, проведенной с привлечением специалистов, установлено, что деятельность автозаправочной станции осуществляется с нарушениями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом по санитарной классификации промышленных объектов относятся к 4 классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 100 метров.
Из представленной суду справки ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № усматривается, что проект санитарно-защитной зоны для АЗС разработан, проект прошел экспертизу.
Остальные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком устранены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. При этом организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 2 ст. 2 ФЗ).
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени остается не устраненным следующие нарушения: не установление границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека и нахождение АЗС «Евротек» в пределах охранной зоны ВЛ-35 кВ Буйнакск-1 - Буйнакск -2.
Факт частичного устранения нарушений подтверждается также представленной ответчиком документацией:
Техническим паспортом на АЗС от 2016г., паспортом манометров, мановакуумметров и т.д., планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий от 2023г., положением об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности от 2023г. и фотоснимками.
Суд доверяет указанным доказательствам, они ничем не опровергнуты.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Из смысла ст. 1065 ГК РФ следует, что пресечение деятельности, создающей угрозу причинения вреда, является одним из способов защиты гражданских прав.
По данному виду иска доказыванию подлежит: само наличие опасности причинения вреда в будущем; опасность причинения вреда исходит от лица, осуществляющего подлежащую запрету деятельность; вред исходит от длящейся деятельности (если вред причинен однократным действием, то он не представляет опасности в будущем); способ причинения вреда; отсутствие другого способа исключения возможности причинения вреда в будущем (если вред можно исключить другим способом, то удовлетворение иска исключается); последствия удовлетворения иска (при удовлетворении иска не будет причинено большего вреда).
Иск может быть удовлетворен только при доказанности в совокупности всех обстоятельств, указанных выше.
Применению превентивных мер в данном случае должно предшествовать наличие обязательства из причинения вреда (вред, причиной которого была вышеуказанная деятельность).
Суд в таком случае может либо приостановить деятельность предприятия, либо прекратить ее вообще. Приостановление судом деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.
Обязательное прекращение деятельности наступает в тех случаях, когда независимо от объективных или субъективных причин возможность исключить вредоносность такой деятельности отсутствует.
Вина ответчика в рассматриваемом правоотношении, в отличие от деликтных и других гражданско-правовых отношений, не презюмируется.
Исходя из диспозиции статьи 1065 Гражданского кодекса РФ в системном толковании с п. 1 статьи 56 ГПК РФ возможность причинения вреда в будущем и необходимости запретить ту или иную деятельность лежит на лице, обратившемся в суд, то есть истце.
По смыслу статьи 1065 Гражданского кодекса РФ для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, заинтересованное лицо должно доказать, какая именно деятельность предприятия может причинить в будущем вред, в чем конкретно он будет выражен.
Вместе с тем, оставшиеся нарушения не могут создать угрозу здоровью и благополучию населения, в связи с чем, необходимости в приостановлении деятельности ответчика не имеется.
В связи с тем, что ответчиком на момент рассмотрения указанного дела нарушения федерального законодательства устранены не в полном объеме, суд приходит выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований истца.
Судом установлено, что нарушения, для обеспечения исполнения которых были приняты обеспечительные меры, в настоящее время частично устранены.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ приняты обеспечительные меры в виде запрета ООО «Евротек» и иным лицам эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную по адресу: РД, <адрес> «б».
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ ранее наложенные обеспечительные меры в виде запрета ООО «Евротек» и иным лицам эксплуатировать автозаправочную станцию сняты.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга к ИП ООО «Евротек», с учетом проведенных последним работ по устранению выявленных нарушений, подлежат частичному удовлетворению, а именно в обязании устранить нарушения без приостановления его деятельности по эксплуатации АЗС, поскольку проведенные работы свели к устранению угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> к ООО «Евротек», удовлетворить частично.
Обязать ООО «Евротек» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации автозаправочной станции «Евротек», расположенной по адресу: РД, <адрес> «б», а именно:
- установить границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека,
- перенести линии электропередач от границы АЗС и установить дополнительные опоры для соблюдения охранной зоны в срок не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Д.М. Азизова
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.