Копия
Дело № 2-1010/2023
32RS0008-01-2023-000998-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дятьково 30 августа 2023 года
Дятьковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Чернигиной А.П.,
при секретаре Каштановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Дятьковского района Брянской области к межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (далее - УФССП России по Брянской области) об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дятьковского района Брянской области обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что 28.10.2022г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Безруковым В.В. на основании исполнительного листа, выданного Дятьковским городским судом о возложении обязанности в течение года с момента вступления решения суда в законную силу провести реконструкцию 2-х этажного 11 квартирного жилого дома №10, расположенного по ул. Усадьба РТС г. Дятьково Брянской области, расселив проживающих в доме граждан в жилые помещения маневренного фонда в соответствии с требованиями законодательства в отношении истца было возбуждено исполнительное производство №.
Для добровольного исполнения требований исполнительного документа должнику установлен 5-дневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Поскольку требования исполнительного документа в установленный срок не исполнены, 07.07.2023г. ведущим судебным приставом - исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области вынесено постановление о взыскании с администрации Дятьковского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.
Истец считает, что данное постановление вынесено без учета объективных причин неисполнения решения суда при отсутствии его вины, поскольку исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, в связи с чем, администрация неоднократно обращалась с соответствующим заявлением в суд об отсрочке исполнения решения, определением которого данные заявления были удовлетворены.
Вместе с тем, администрацией Дятьковского района Брянской области предпринято ряд действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Истец просит суд освободить ее от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области от 07.07.2023г.
Представитель администрации Дятьковского района Брянской области Ратникова Ж.Ю. по доверенности в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что вступившим в законную силу решением Дятьковского городского суда от 18.09.2020г. на администрацию Дятьковского района Брянской области возложена обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу провести реконструкцию 2-х этажного 11 квартирного жилого дома №10, расположенного по ул. Усадьба РТС г. Дятьково Брянской области, расселив проживающих в доме граждан в жилые помещения маневренного фонда в соответствии с требованиями законодательства.
25.10.2021г. администрация Дятьковского района обратилась в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения указанного решения суда, однако в ее предоставлении было отказано.
28.02.2022г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Безруковым В.В. в отношении администрации Дятьковского района возбуждено исполнительное производство №, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Определением Дятьковского городского суда от 29.03.2022г. администрации Дятьковского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.09.2022г.
Определением Дятьковского городского суда от 10.10.2022г. администрации Дятьковского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.03.2023г.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области от 07.07.2023г. с администрации Дятьковского района Брянской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 24.07.2023г.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего федерального закона.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 рублей (часть 3).
В силу п. 7 названной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
По своей правовой природе исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, в связи с чем, должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 74,75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как установлено в ходе судебного заседания, администрацией Дятьковского района предпринято ряд мер, направленных на исполнения судебного акта.
Так, администрацией неоднократно (08.11.2021г., 06.12.2021г.) посредством электронного аукциона размещались заказы на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, которые были признаны несостоявшимися, в виду отсутствия заявок на участие.
28.12.2021г. между администрацией Дятьковского района и ООО «ТДК Проект» заключен муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ по разработке проектной документации на реконструкцию вышеуказанного многоквартирного дома.
Кроме того, заключен муниципальный контракт на оказание услуг по подготовке и выдаче технических условий по обеспечению сохранности линейно-кабельных сооружений связи при прокладке инженерных коммуникаций к объекту.
ООО «ВЕКтор» в рамках муниципального контракта на выполнение работ по актуализации документации подготовлено заключение по результатам обследования и оценки технического состояния строительных конструкций здания для реконструкции указанного многоквартирного дома.
В настоящее время многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, идет подготовка документов на вступление в программу переселение из аварийного жилого фонда.
Таким образом, суд полагает, что установленного срока явно недостаточно для исполнения решения суда в полном объеме, исходя из специфики действий, которые должен совершить ответчик, необходимости проведения ряда административных процедур по разработке и согласованию проектов, выбору исполнителей работ, исходя из сроков проведения такого вида работ.
Учитывая наличие объективных причин в неисполнении решения в установленный для добровольного исполнения срок, суд не находит вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, поскольку обстоятельствами препятствующими своевременному исполнению являются особенности приобретения жилых помещений, требующей определенных временных затрат.
С учетом вышеизложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Дятьковского района Брянской области к межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Дятьковского района Брянской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением ведущего судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области от 07.07.2023г. по исполнительному производству № от 28.02.2022г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.
Председательствующий /подпись/ А.П. Чернигина
<данные изъяты> |
Мотивированное решение составлено 05 сентября 2023 года.