11RS0002-01-2020-002849-62
Дело №2-1630/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при помощнике судьи Краснолуцкой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
29 декабря 2020 года дело по иску Мельниковой М.П. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, взыскании судебных расходов,
установил:
Мельникова М.П. обратилась с иском, в обоснование которого указала, что до 2012г. она жила в г.Воркуте и состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. На соответствующий учет истец была поставлена, так как имела стаж работы в районах Крайнего Севера более 10 лет, прибыла в РКС до 01.01.1992 и не имела в собственности жилых помещений за пределами г.Воркуты. В настоящее время, а именно с 30.11.2012 истец зарегистрирована и проживает в <адрес>, в квартире которую она занимает по договору социального найма. На сегодняшний день ни она, ни её супруг жилья за пределами г.Воркуты не имеют, однако её исключили из списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. С данным решением истец не согласна, поскольку считает, что Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ не требует постоянного проживания истца на территории районов Крайнего Севера и даже переехав из г.Воркуты, она не утратила право на получение жилищного сертификата. В связи с чем просит восстановить её в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.
Истец, ответчики: администрация МО ГО «Воркута» и Минстрой Республики Коми, третьи лица: Мельников Г.П., Скворцова С.М., Скворцов А.В. надлежащим образом извещались о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали. Ответчик – администрация МО ГО «Воркута просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие перечисленных лиц.
В письменном отзыве на иск ответчик – администрация МО ГО «Воркута» не согласился с заявленным требованием и пояснил, что Мельникова М.П. с 20.11.1997 состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории «пенсионеры». Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 23.11.2012, утвержденным постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 27.11.2012 №2681, Мельникова М.П. снята с такого учета на основании подп. «б» п.21 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879, в связи с выездом в другую местность на постоянное место жительства. С учетом указанного, ответчик просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» указанный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами данного Федерального закона.
На основании ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Положениями ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» также установлено, что для целей названного Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований: гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи: не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Мельникова М.П. с 28.10.1981 по 16.12.1992 была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 16.12.1992 по 11.03.1998 – <адрес>, с 17.03.1998 по 27.10.1998 – <адрес>, с 03.11.1998 по 02.06.2002 – <адрес>, с 05.07.2002 по 25.04.2006 – <адрес>, с 05.05.2006 по 16.11.2012 – <адрес>.
Согласно представленной в материалы дела копии трудовой книжки истец работала: с 17.10.1978 по 17.09.1980 – на Воркутинской ..., с 08.10.1980 по 26.10.1981 – в Воркутинской ..., с 26.10.1981 по 06.05.1994 на шахте «...», с 17.08.1994 по 04.10.1994 – в МТПП «...», с 21.01.1997 по 01.07.1997 – в ОАО «...».
20.11.1997 Мельникова М.П. обратилась в администрацию г.Воркуты с заявлением о постановке её в очередь на получение жилья за пределами г.Воркуты за счет жилищной субсидии.
На дату постановки на учет (20.11.1997) Мельникова М.П. проживала в г.Воркуте и имела стаж работы в районах Крайнего Севера 16 лет 01 мес.
Таким образом, на дату постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, истец имела право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии (единовременной социальной выплате) на приобретение или строительство жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера.
15.05.2008 истец подала в администрацию МО ГО «Воркута» заявление о восстановлении её с датой подачи заявления 20.11.1997 в соответствующей очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с действующим законодательством.
Из решения жилищной комиссии, утвержденного распоряжением главы городского округа «Воркута» от 16.05.2008 №213, следует, что удовлетворено заявление Мельниковой М.П. от 15.05.2008 о восстановлении в очереди для получения социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с датой подачи заявления – 20.11.1997.
16.11.2012 Мельникова М.П. снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> связи с выездом по адресу: <адрес>.Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», оформленным протоколом от 23.11.2012 №45 и утвержденным постановлением руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 27.11.2012 №2681, Мельникова М.П. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи с выездом в другую местность на постоянное место жительства.
Мельникова М.П. с данным решением не согласна. Как указано в иске, Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ не требует постоянного проживания истца на территории районов Крайнего Севера и переехав из г.Воркуты, она не утратила право на получение жилищного сертификата.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, и не оспаривается истцом, с 30.11.2012 Мельникова М.П. зарегистрирована по адресу: <адрес> в доме, принадлежащем на праве собственности её дочери Скворцовой А.В. и внуку Скворцову А.В.
Совместно с истцом Мельниковой М.П. в указанном доме зарегистрированы: её супруг Мельников Г.П., дочь (владелец дома) Скворцова С.Н. и до 27.11.2018 был зарегистрирован супруг дочери Скворцов В.Г. Внук истца – сособственник данного жилого дома регистрации по указанному адресу не имеет.
Таким образом, в рассматриваемом случае истец выехала из г.Воркуты 16.11.2012 и с 30.11.2012 постоянно проживает в <адрес>.
Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ (при наличии иных установленных законом оснований) право на получение жилищных субсидий имеют граждане не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Согласно этой статье не обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации, признается выехавший не ранее 01.01.1992 из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей гражданин, не являющийся нанимателем жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В рассматриваемом случае истец не имеет за пределами РКС жилого помещения в собственности и не занимает жилое помещение по договору найма. В то же время, её довод о наличии у неё права состоять на соответствующем учёте именно в администрации МО ГО «Воркута» суд находит несостоятельным.
Положениями ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления (абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ).
Из положений Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ следует, что списки лиц рассматриваемой категории централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст.3 названного Федерального закона); обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (ст. ст. 7, 8 Федерального закона).
В силу подп. «б» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, выезд в другую местность на постоянное место жительства является основанием снятия с учета граждан имеющих право на получение социальной выплаты. При этом выезд на постоянное место жительства предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации, в котором гражданин состоял на соответствующем учете.
Таким образом, администрацией МО ГО «Воркута» истец была правомерно снята с соответствующего регистрационного учета на основании подп. «б» п. 21 указанного Положения в связи с выездов в другую местность на постоянное место жительства.
Как уже указано ранее, Мельникова М.П. выехала из г.Воркуты 16.11.2012 в <адрес>, где 30.11.2012 зарегистрировалась в собственном доме своей дочери и внука. С этого времени Мельникова М.П. постоянно проживает как за пределами г.Воркуты, так и за пределами Республики Коми, в связи с чем оснований для сохранения за ней права состоять на учете граждан имеющих право на получение социальной выплаты в г.Воркуте не имеется.
При таких обстоятельствах не подлежит удовлетворению требование Мельниковой М.П. к администрации МО ГО «Воркута», Минстрою Республики Коми о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.
Оценку праву истца состоять на соответствующем учете по месту её постоянного жительства суд не дает, поскольку данный вопрос не является предметом настоящего спора.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчиков расходов на оплату государственной пошлины.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Следовательно, управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда: либо истец – при удовлетворении иска, либо ответчик – при отказе в удовлетворении исковых требований.
В данном случае судом отказано в удовлетворении требования истца о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. Таким образом, требование о взыскании с ответчиков судебных расходов удовлетворению также не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Мельниковой М.П. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, взыскании судебных расходов отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 31.12.2020.
Судья У.Н. Боричева