Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО3,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5,
представителя отделения НД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав, что прокуратурой Архаринского в рамках надзора за исполнением федерального законодательства с привлечением сотрудников отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> требований федерального законодательства о пожарной безопасности при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проведённой проверки в деятельности ФИО1 выявлены нарушения федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере пожарной безопасности, а также при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выявленные нарушения выразились в следующем:
- не обеспечивается своевременная очистка пустырей (заброшенных земельных участков) в <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес> пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности;
- по периметру населенного пункта <адрес>, подверженного угрозе лесных пожаров, не предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности и другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах;
- в период со схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, территория населенного пункта <адрес>, прилегающая в лесу, не очищается от сухой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от леса либо не отделяется от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иными противопожарными барьерами;
- естественный водоисточник (<адрес>), расположенный в радиусе менее 200 метров от <адрес>, не оборудован подъездами с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни в <адрес> не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения.
Просил обязать орган местного самоуправления - ФИО1 совершить действия по устранению в полном объеме до ДД.ММ.ГГГГ следующих нарушений требований пожарной безопасности:
- обеспечить своевременную очистку пустырей (заброшенных земельных участков) в <адрес> в районе <адрес> а районе <адрес> пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности;
- по периметру населенного пункта <адрес>, подверженного угрозе лесных пожаров, предусмотреть создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности;
- в период со схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, территорию населенного пункта <адрес>, прилегающую к лесу, очистить от сухой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от леса либо не отделяется от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра;
- естественный водоисточник (<адрес>), расположенный в радиусе менее 200 метров от <адрес>, оборудовать подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни в <адрес> предусмотреть автономные резервные источники электроснабжения.
Представитель ответчика – глава ФИО1 ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие. В заявлении указала, что с требованиями прокурора, согласна. ФИО1 ведется работа по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности:
- произведена очистка пустырей (заброшенных земельных участков) в <адрес> в районе <адрес>;
- по периметру населенного пункта <адрес> созданы защитные противопожарные полосы (путем скашивания и контролируемых отжигов);
- начата работа по оборудованию площадки (пирса) с твердым покрытием к водоисточнику (<адрес>) для установки пожарных автомобилей и забора воды (произведена вырубка кустов);
- в <адрес> МО «Урильский ФИО1» проведена противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- изыскиваются средства для установки в котельной <адрес> водозабра (емкости для забора воды).
Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 отказалась от заявленных исковых требований в части обеспечения своевременной очистки пустырей (заброшенных земельных участков) в <адрес> в районе <адрес> пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности; создании по периметру населенного пункта <адрес>, подверженного угрозе лесных пожаров, защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности; в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, территорию населенного пункта <адрес>, прилегающую к лесу, очистить от сухой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от леса либо отделиться от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, так как в данной части требования прокурора исполнены в добровольном порядке. Последствия отказа от части требований разъяснены и понятны. Исковые требования в оставшейся части поддержала, просит их удовлетворить.
Представитель отделения НД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО6 суду пояснил, что прокуратурой Архаринского в рамках надзора за исполнением федерального законодательства с привлечением сотрудников отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> требований федерального законодательства о пожарной безопасности при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведённой проверки в деятельности ФИО1 выявлены нарушения в сфере противопожарной безопасности, а именно: не обеспечивается своевременная очистка пустырей (заброшенных земельных участков) в <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес> пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности; по периметру населенного пункта <адрес>, подверженного угрозе лесных пожаров, не предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности и другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах; в период со схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, территория населенного пункта <адрес>, прилегающая в лесу, не очищается от сухой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от леса либо не отделяется от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иными противопожарными барьерами; естественный водоисточник (<адрес>), расположенный в радиусе менее 200 метров от <адрес>, не оборудован подъездами с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни в <адрес> не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения. В настоящее время ФИО1 частично устранены выявленные нарушения, от заявленных требований по которым прокурор отказался. Поддерживает исковые требования прокурора в оставшейся части.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Учитывая, что заявленное ходатайство соответствует требованиям статьи 39 ГПК РФ, суд считает возможным принять отказ от иска в части указанных требований.
В оставшейся части требований суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Из положений ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями, содержащимися в п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены, в том числе полномочия по осуществлению подготовки и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и Устава ФИО1, ФИО1 является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.
К вопросам местного значения ФИО1 относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов ФИО1 (п. 9 ст. 7 Устава).
Прокуратурой Архаринского в рамках надзора за исполнением федерального законодательства с привлечением сотрудников отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> требований федерального законодательства о пожарной безопасности при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проведённой проверки в деятельности ФИО1 выявлены нарушения федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере пожарной безопасности, а также при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выявленные нарушения выразились в следующем:
- не обеспечивается своевременная очистка пустырей (заброшенных земельных участков) в <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес> пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности;
- по периметру населенного пункта <адрес>, подверженного угрозе лесных пожаров, не предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности и другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах;
- в период со схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, территория населенного пункта <адрес>, прилегающая в лесу, не очищается от сухой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от леса либо не отделяется от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иными противопожарными барьерами;
- естественный водоисточник (<адрес>), расположенный в радиусе менее 200 метров от <адрес>, не оборудован подъездами с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни в <адрес> не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения.
Таким образом, по результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства не выполняются обязательные требования пожарной безопасности.
В настоящее время ответчиком частично выполнены выявленные нарушения, а именно, обеспечена очистка пустырей (заброшенных земельных участков) в <адрес> в районе <адрес> пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности; создана по периметру населенного пункта <адрес>, подверженного угрозе лесных пожаров, защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности; территория населенного пункта <адрес>, прилегающая к лесу, очищена от сухой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров.
Иные требования искового заявления не выполнены.
Не выполнение требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения нарушает права неопределенного круга лиц, установленные ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также права граждан на жизнь и здоровье, на безопасные условия жизнедеятельности. Кроме того, невыполнение обязательных требований пожарной безопасности, создает угрозу возникновения на территории поселения чрезвычайной ситуации.
В связи с чем, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ - в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку требования об устранении нарушений требований пожарной безопасности должны быть исполнены ФИО1, суд находит необходимым возложить на ФИО1 совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, который является достаточным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Возложить на ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по устранению в полном объеме нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить своевременную очистку пустырей (заброшенных земельных участков) в <адрес> в районе <адрес> пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности;
- естественный водоисточник (<адрес>), расположенный в радиусе менее 200 метров от <адрес>, оборудовать подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни в <адрес> предусмотреть автономные резервные источники электроснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение одного месяца через Архаринский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Верно судья Т.Н. Лобань