Дело № 2-173/2022
УИД 34RS0007-01-2021-006087-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волгоград 13 января 2022 года
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Буланцевой О.Ю.,
при секретаре Орловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Подарки и сертификаты» к Табуновой Валентине Васильевне о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Подарки и сертификаты» обратилось в суд с указанным иском, в обосновании которого указал, что ООО «Подарки и сертификаты» является обладателем исключительных прав на произведение изобразительного искусства «Макс» и произведения изобразительного искусства Логотип «Slime», что подтверждается служебным заданием № 61, служебным заданием № 58, лицензионным договором № 11/08/19 от 15 августа 2019 года. 10 сентября 2019 года в торговой павильоне, расположенном вблизи адресной таблички: Волгоградская область, г.Волгоград, ул. Научная, д.56, предлагался к продаже и был реализован товар, на котором размещены изображения, сходные до степени смешения, с товарными знаками являющиеся переработкой произведений изобразительного искусства: произведение изобразительного искусства «Макс», произведение изобразительного искусства «Логотип «Slime». Однако истец не давал разрешения на использование принадлежащих ему исключительных прав. Товар, используемый ответчиком, не вводился в гражданский оборот истцом и третьими лицами с согласия истца. Предложением к продаже и реализации товара ответчик нарушил права истца. В связи с выявленным фактом нарушения исключительных прав истцом в порядке досудебного урегулирования спора ответчику была направлена претензия, которая оставлена без удовлетворения. Поскольку ответчик предлагал к продаже, а затем реализовал произведение изобразительного искусства, то истец, считая это нарушением своих исключительных прав на данные произведения изобразительного искусства, просит взыскать с ответчика компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства «Маяк» в размере 10 000 рублей, компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение искусства логотип «Slime» в размере 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 800 рублей, расходы на восстановление нарушенного права в размере стоимости вещественного доказательств товаров, приобретённых у ответчика в размере 186 рублей, расходы по отправке искового заявления ответчику в размере 59 рублей.
Представитель истца ООО «Подарки и сертификаты» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить.
Ответчик Табунова В.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки, о причинах неявки суду не сообщила.
Суд, исследовав представленные доказательства, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются произведения науки, литературы и искусства.
На основании абзаца шестого пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Разновидностью таких произведений являются произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.
Статьей 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
Из положений статьи 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.
Статьей 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
В соответствии с пунктом 1 статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом.
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными названным кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную названным кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается названным кодексом.
Согласно статье 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требований, в том числе, о выплате компенсации за нарушение указанного права. Правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных настоящим Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.
В силу п. 43.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 года "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", компенсация за нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности либо средство индивидуализации подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.
Согласно разъяснению, данному в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301, абзацем вторым статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ за каждый случай нарушения исключительного права на каждый объект исключительных прав.
При этом под каждым случаем неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации следует понимать каждый случай размещения товарного знака на одном материальном носителе (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 27.11.2012 №9414/12).
В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 года "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", материальный носитель, т.е. любой товар, на котором незаконно размещён или каким-либо образом воплощён результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, может быть признан контрафактным только судом.
Согласно п.и. 4, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. № 19, «предложение к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, является нарушением прав на товарный знак», «хранение продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, признается нарушением прав на товарный знак, если хранение осуществляется с целью введения такой продукции в хозяйственный оборот».
В судебном заседании установлено следующее.
ООО «Подарки и сертификаты» является обладателем исключительных прав на произведения изобразительного искусства «Макс» и Логотип «Slime».
Исключительное право истца на произведение изобразительного искусства Логотип «Slime» подтверждается служебным заданием № 61 от 20 июня 2017 года.
Исключительное право истца на произведение изобразительного искусства «Макс» подтверждается служебным заданием № 58 от 19 июня 2017 года.
10 сентября 2019 года в торговой павильоне, расположенном вблизи адресной таблички Волгоградская область, г.Волгоград, ул. Научная, д.56, был реализован товар, на котором размешены изображения, сходные до степени смешения с товарными знаками произведений изобразительного искусства «Макс» и Логотип «Slime».
Факт реализации указанного товара подтверждается товарным чеком от 10 сентября 2019 года на сумму 186 рублей, выданным ИП Табуновой В.В.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на ноябрь 2021 года, Табунова В.В. с 29 марта 2017 года являлась индивидуальным предпринимателем, указанную деятельность ответчик прекратила 27 марта 2020 года.
Также в судебном заседании установлено, что разрешение на использование произведений изобразительного искусства «Макс» и Логотип «Slime» путем заключения соответствующего договора, предусмотренного статьей 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик от истца не получал, в связи с чем, ответчик незаконно продавал продукцию с использованием изображений, принадлежащих истцу, что послужило основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Согласно статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Товарный чек от 10 сентября 2019 года, выданный при покупке товара, приобретённого у ИП Табуновой В.В. позволяет определить стоимость приобретённого товара, соответственно, отвечает требованиям статей 59-60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что представленные доказательства в своей совокупности и взаимосвязи полностью подтверждают факт реализации ответчиком произведений изобразительных искусств «Макс» и Логотип «Slime».
Исследовав представленные письменные доказательства, суд признает доказанным факт нарушения ответчиком исключительных прав истца путем реализации розничной продажи товара, что в силу пункта 3 статьи 1252 и статьи 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет истцу требовать выплаты компенсации.
В пункте 43.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 26.03.2009г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301, абзацем вторым статьи 1311, подпунктом 1 пунктом 4 статьи 1515, подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
С учетом характера нарушения и степени вины, доказанном факте нарушения исключительных прав истца, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в размере по 10 000 рублей за каждое произведение изобразительного искусства, а всего 20 000 рублей.
С учетом компенсационного характера иска о защите исключительных прав в соответствии со статьей 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о возмещении стоимости товара в размере 186 рублей также подлежат удовлетворению.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к судебным расходам.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
В соответствии с разъяснениями, данными судам в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы, понесенные истцом в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.
В силу вышеприведенной нормы, представленных квитанций об оплате, суд находит, что с ответчика следует взыскать понесенные истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 800 рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере 59 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░»:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «Slime» ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 800 ░░░░░░,
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 59 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░, ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░