Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-149/2024 ~ М-99/2024 от 11.03.2024

Гр. дело № 2-149/2024

УИД 04RS0022-01-2024-000193-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Тарбагатай                                        7 мая 2024 г.

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Алсагаевой С.А., при секретаре Вищнякове А.Л., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Цыреновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарбагатайского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Заводское» о возложении обязанности принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района РБ, обращаясь в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Заводское», просит возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Заводское» обязанность принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по <адрес> Республики Бурятия, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального образования сельского поселения «Заводское» расположен многоквартирный дом по <адрес>, собственниками помещений указанного многоквартирного дома выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами, однако выбранный способ управления не реализован. В связи с изложенным прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в администрацию сельского поселения «Заводское» по факту непринятия мер по созыву общего собрания собственников помещении многоквартирных домах с целью избрания в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья, а также выбора управляющей организации. Представление прокурора рассмотрено, его доводы признаны обоснованными, однако нарушения жилищного законодательства не устранены. Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75 (далее - Порядок № 75). Пунктом 3 названных Порядка № 75 установлено, что конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано. На основании пункта 59 Порядка № 75, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов. В ходе проверки установлено, что администрацией МО СП «Заводское» открытый конкурс по выбору управляющей организации, предусмотренный частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 59 Порядка № 75, не организован, возможности по привлечению к участию в конкурсе управляющих компаний, связанные с увеличением расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в полном объеме административным ответчиком не использовались. Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности администрации МО СП «Заводское», препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, не установлено. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что собственниками жилых помещений многоквартирного дома по <адрес> года не выбран ни один из предусмотренных ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способов управления многоквартирным домом, следует, что нарушаются как права проживающих в них лиц, так и права неопределенного круга лиц, поскольку из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания общего имущества, непроведения периодических осмотров, неустранения имеющихся строительных недостатков создается опасность разрушения многоквартирного дома, повреждения рядом стоящих зданий, объектов коммунальной инфраструктуры всего сельского поселения.

Представитель истца – старший помощник прокурора Цыренова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МО СП «Заовдское» глава Варанкин А.Г. в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО5, ФИО6, ФИО15, ФИО16, ФИО17 в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно п. 1 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:

    обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;

    могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;

    содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;

    содействуют созданию и деятельности в муниципальном образовании указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций.

Согласно положениям части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с пунктом 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.

Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616 (далее - Правила).

Правилами установлено, что определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 5 Правил в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).

Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения

относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Принятие администрацией МО СП «Заводское» предусмотренного частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес> выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами, однако, до настоящего времени выбранный способ управления не реализован.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление по факту непринятия мер по созыву общего собрания собственников помещении в многоквартирных домах с целью избрания в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья, а также выбора управляющей организации.

Представление прокурора рассмотрено, его доводы признаны обоснованными, однако нарушения жилищного законодательства не устранены.

ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес> вновь выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами, однако, сведений о том, что выбранный способ управления реализован, суду так и не представлено.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, учитывая изложенное, выявленные нарушения законодательства, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В связи с чем, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде не подлежит взысканию с ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Заводское» обязанность принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по <адрес> Республики Бурятия, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                               С.А. Алсагаева

Мотивированный текст решения изготовлен 7 мая 2024 г.

2-149/2024 ~ М-99/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тарбагатайского района РБ
Ответчики
Администрация МО СП "Заводское"
Другие
Ислямов Павел Алексеевич
Понамарчук Мария Васильевна
Панушкова Ирина Иннокентьевна
Баборыкин Вадим Михайлович
Перфильева Алена Александровна
Загорская Зинаида Иосифовна
Понамарчук Евгения Эдуардовна
Единархов Алексей Александрович
Понамарчук Ольга Алексеевна
Безбородов Николай Валерьевич
Цыренова Гармацу Николаевна
Суд
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия
Судья
Алсагаева Сарра Анатольевна
Дело на странице суда
tarbagataisky--bur.sudrf.ru
11.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Подготовка дела (собеседование)
01.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
07.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Дело оформлено
02.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее