Гр. дело № 2-149/2024
УИД 04RS0022-01-2024-000193-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тарбагатай 7 мая 2024 г.
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Алсагаевой С.А., при секретаре Вищнякове А.Л., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Цыреновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарбагатайского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Заводское» о возложении обязанности принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района РБ, обращаясь в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Заводское», просит возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Заводское» обязанность принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по <адрес> Республики Бурятия, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального образования сельского поселения «Заводское» расположен многоквартирный дом по <адрес>, собственниками помещений указанного многоквартирного дома выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами, однако выбранный способ управления не реализован. В связи с изложенным прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в администрацию сельского поселения «Заводское» по факту непринятия мер по созыву общего собрания собственников помещении многоквартирных домах с целью избрания в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья, а также выбора управляющей организации. Представление прокурора рассмотрено, его доводы признаны обоснованными, однако нарушения жилищного законодательства не устранены. Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75 (далее - Порядок № 75). Пунктом 3 названных Порядка № 75 установлено, что конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано. На основании пункта 59 Порядка № 75, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов. В ходе проверки установлено, что администрацией МО СП «Заводское» открытый конкурс по выбору управляющей организации, предусмотренный частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 59 Порядка № 75, не организован, возможности по привлечению к участию в конкурсе управляющих компаний, связанные с увеличением расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в полном объеме административным ответчиком не использовались. Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности администрации МО СП «Заводское», препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, не установлено. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что собственниками жилых помещений многоквартирного дома по <адрес> года не выбран ни один из предусмотренных ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способов управления многоквартирным домом, следует, что нарушаются как права проживающих в них лиц, так и права неопределенного круга лиц, поскольку из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания общего имущества, непроведения периодических осмотров, неустранения имеющихся строительных недостатков создается опасность разрушения многоквартирного дома, повреждения рядом стоящих зданий, объектов коммунальной инфраструктуры всего сельского поселения.
Представитель истца – старший помощник прокурора Цыренова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО СП «Заовдское» глава Варанкин А.Г. в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО5, ФИО6, ФИО15, ФИО16, ФИО17 в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно п. 1 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:
обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;
содействуют созданию и деятельности в муниципальном образовании указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций.
Согласно положениям части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с пунктом 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616 (далее - Правила).
Правилами установлено, что определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 5 Правил в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения
относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принятие администрацией МО СП «Заводское» предусмотренного частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес> выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами, однако, до настоящего времени выбранный способ управления не реализован.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление по факту непринятия мер по созыву общего собрания собственников помещении в многоквартирных домах с целью избрания в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья, а также выбора управляющей организации.
Представление прокурора рассмотрено, его доводы признаны обоснованными, однако нарушения жилищного законодательства не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес> вновь выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами, однако, сведений о том, что выбранный способ управления реализован, суду так и не представлено.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, учитывая изложенное, выявленные нарушения законодательства, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с чем, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде не подлежит взысканию с ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Заводское» обязанность принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по <адрес> Республики Бурятия, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Алсагаева
Мотивированный текст решения изготовлен 7 мая 2024 г.