Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1076/2022 (2-5297/2021;) от 02.12.2021

К делу № 2-2832/2022

УИД: 23RS0002-01-2022-003552-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 01 ноября 2022 года

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Язвенко Р.В.,

при секретаре Пузеевой О.В.,

с участием:

представителя истца помощника Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края Раковской Ю.В.,

представителя ответчика ФГБУ «Сочинский национальный парк» по доверенности Лященко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «Сочинский национальный парк» о признании незаконным бездействия, сносе самовольных построек,

УСТАНОВИЛ:

Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГБУ «Сочинский национальный парк» в котором просит: признать незаконным бездействие ФГБУ «Сочинский национальный парк» выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» и сносу следующих построек на особо охраняемых природных территориях в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет; признать самовольными постройками на особо охраняемых природных территориях в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25 следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет; обязать ФГБУ «Сочинский национальный парк» устранить нарушения Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» снести самовольные постройки на особо охраняемых природных территориях и привести лесные участки в первоначальное состояние, а также произвести расчет ущерба, причиненного в результате размещения построек на особо охраняемых природных территориях и взыскать его с виновных лиц, в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25 следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет.

В судебное заседание представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать согласно доводам, изложенным в возражении.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц: Южного МУФС в сфере природопользования. МТУ Росимущество по Краснодарскому краю и республике Адыгея, о дне слушания дела надлежаще извещены, причин неявки не сообщили.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

В соответствии с п. 8 Положения о «Сочинском национальном парке», утвержденного приказом Минприроды России от 27.09.2013 № 411 на национальный парк возлагаются основные задачи, в том числе сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, сохранение историко-культурных объектов, экологическое просвещение населения.

Абзацем 1 преамбулы Федерального закона № 33 установлено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 33 в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением соответствующих зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, охраны объектов культурного наследия, хозяйственного назначения и традиционного экстенсивного природопользования.

Как следует из ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 33 на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов.

Аналогичные ограничения деятельности предусмотрены ст. 9 Положения.

Статьями 10.1 и 10.2 Положения предусмотрены дополнительные ограничения относительно каждой зоны, согласно которым в пределах заповедной зоны запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, а в пределах границ особо охраняемой зоны запрещено строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения посетителей национального парка, а также устройство и оборудование стоянок для ночлега.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой по результатам совместных выездных проверочных мероприятий с сотрудниками Южного межрегионального управления Росприроднадзора и отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по г-к Сочи 11.02.2021 и в рамках иных надзорных мероприятий установлено, что в границах Кепшинского участкового лесничества выявлены следующие самовольные строения:

- в квартале 27 выделе 25 (согласно приложению № 1 к Положению находится в рекреационной зоне) расположены следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение (имеет признаки капитального объекта), три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет, не имеющие признаков капитального строительства.

Вышеуказанные факты подтверждаются справкой отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по г-к Сочи от 28.10.2021 № 13.35-04/1975, актом натурного обследования государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Сочинский национальный парк» от 17.06.2021, фото-таблицей №1 к акту.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, « строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

В соответствии с п. 16, 17 Положения на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Министерством природных ресурсов экологии Российской Федерации, кроме того, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Проверкой установлено, что в отношении всех вышеуказанных объектов капитального строительства соответствующие разрешения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не выдавались, государственная экологическая экспертиза федерального уровня не проводилась.

Более того, объекты капитального строительства, размещенные в рекреационной зоне не предназначены для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, а построены сотрудниками ФГБУ «Сочинский национальный парк» на отведенных им служебных наделах, тогда как в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона №33 служебные наделы работникам могут предоставляться исключительно в зоне хозяйственного назначения.

Указанные факты свидетельствуют о том, что вышеуказанные строения являются самовольными постройками.

В соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства на казанных лесных участках ФГБУ «Сочинский национальный парк», нахождение строений запрещено, следовательно, строения подлежат сносу, земельные участки - приведению в первоначальное состояние.

По указанным нарушениям федерального законодательства Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес директора ФГБУ «Сочинский национальный парк» 02.03.2021 выносилось представление, которое рассмотрено. Вместе с тем, мер направленных на устранение выявленных нарушений ФГБУ «Сочинский национальный парк» не предпринято, вышеуказанные строения не снесены.

В силу ч. 4 ст. 33 Федерального закона №33 должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков.

В тоже время ущерб до настоящего времени не рассчитан, с виновных лиц не взыскан.

Все вышеуказанные нарушения свидетельствуют о бездействии со стороны уполномоченных лиц учреждения и в свою очередь создают предпосылки к возникновению угроз эталонным и уникальным природным комплексам и объектам на особо охраняемых природных территориях, не позволяют в полной мере обеспечить реализацию возложенных на ФГБУ «Сочинский национальный парк» задач и значительно снижают эффективность его работы, что является не допустимым.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «Сочинский национальный парк» о признании незаконным бездействия, сносе самовольных построек, – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФГБУ «Сочинский национальный парк» выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» и сносу следующих построек на особо охраняемых природных территориях в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет.

Признать самовольными постройками на особо охраняемых природных территориях в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25 следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет.

Обязать ФГБУ «Сочинский национальный парк» устранить нарушения Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» снести самовольные постройки на особо охраняемых природных территориях и привести лесные участки в первоначальное состояние, а также произвести расчет ущерба, причиненного в результате размещения построек на особо охраняемых природных территориях и взыскать его с виновных лиц, в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25 следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 ноября 2022 года.

Судья Адлерского

районного суда г. Сочи подпись Язвенко Р.В.

Копия верна: судья секретарь

2-1076/2022 (2-5297/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО МКК "Центрофинанс Групп"
Мартьянов Денис Анатольевич
Другие
Саврина Кристина Анатольевна
Беляева Варвара Сергеевна
Березин Валерий Юрьевич
Беляева Галина Анатольевна
Савицкий Александр Александрович
Белянин Станислав Вячеславович
Саволайнер Руслан Сергеевич
Савин Данил Владимирович
Савичева Светлана Владимировна
Беляков Сергей Викторович
Бердинов Алексей Наильевич
Тетерин Павел Александрович
Березин Дмитрий Александрович
Саврулина Мария Анатольевна
Савинова Виктория Викторовна
Бережной Семен Анатольевич
Савин Андрей Александрович
Савиных Анна Александровна
Березина Надежда Ивановна
Беляков Александр Николаевич
Савинова Елизавета Сергеевна
Беляева Нина Сергеевна
Савицкий Александр Владиславович
Савин Владимир Владимирович
Березкин Сергей Эдуардович
Суд
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Язвенко Роман Валентинович
Дело на странице суда
sochi-adler--krd.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.12.2021Передача материалов судье
02.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.03.2022Предварительное судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
10.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2024Дело оформлено
11.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее