К делу № 2-2832/2022
УИД: 23RS0002-01-2022-003552-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сочи 01 ноября 2022 года
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Язвенко Р.В.,
при секретаре Пузеевой О.В.,
с участием:
представителя истца помощника Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края Раковской Ю.В.,
представителя ответчика ФГБУ «Сочинский национальный парк» по доверенности Лященко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «Сочинский национальный парк» о признании незаконным бездействия, сносе самовольных построек,
УСТАНОВИЛ:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГБУ «Сочинский национальный парк» в котором просит: признать незаконным бездействие ФГБУ «Сочинский национальный парк» выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» и сносу следующих построек на особо охраняемых природных территориях в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет; признать самовольными постройками на особо охраняемых природных территориях в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25 следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет; обязать ФГБУ «Сочинский национальный парк» устранить нарушения Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» снести самовольные постройки на особо охраняемых природных территориях и привести лесные участки в первоначальное состояние, а также произвести расчет ущерба, причиненного в результате размещения построек на особо охраняемых природных территориях и взыскать его с виновных лиц, в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25 следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет.
В судебное заседание представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать согласно доводам, изложенным в возражении.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц: Южного МУФС в сфере природопользования. МТУ Росимущество по Краснодарскому краю и республике Адыгея, о дне слушания дела надлежаще извещены, причин неявки не сообщили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии с п. 8 Положения о «Сочинском национальном парке», утвержденного приказом Минприроды России от 27.09.2013 № 411 на национальный парк возлагаются основные задачи, в том числе сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, сохранение историко-культурных объектов, экологическое просвещение населения.
Абзацем 1 преамбулы Федерального закона № 33 установлено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 33 в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением соответствующих зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, охраны объектов культурного наследия, хозяйственного назначения и традиционного экстенсивного природопользования.
Как следует из ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 33 на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов.
Аналогичные ограничения деятельности предусмотрены ст. 9 Положения.
Статьями 10.1 и 10.2 Положения предусмотрены дополнительные ограничения относительно каждой зоны, согласно которым в пределах заповедной зоны запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, а в пределах границ особо охраняемой зоны запрещено строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения посетителей национального парка, а также устройство и оборудование стоянок для ночлега.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой по результатам совместных выездных проверочных мероприятий с сотрудниками Южного межрегионального управления Росприроднадзора и отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по г-к Сочи 11.02.2021 и в рамках иных надзорных мероприятий установлено, что в границах Кепшинского участкового лесничества выявлены следующие самовольные строения:
- в квартале 27 выделе 25 (согласно приложению № 1 к Положению находится в рекреационной зоне) расположены следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение (имеет признаки капитального объекта), три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет, не имеющие признаков капитального строительства.
Вышеуказанные факты подтверждаются справкой отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по г-к Сочи от 28.10.2021 № 13.35-04/1975, актом натурного обследования государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Сочинский национальный парк» от 17.06.2021, фото-таблицей №1 к акту.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, « строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
В соответствии с п. 16, 17 Положения на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Министерством природных ресурсов экологии Российской Федерации, кроме того, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Проверкой установлено, что в отношении всех вышеуказанных объектов капитального строительства соответствующие разрешения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не выдавались, государственная экологическая экспертиза федерального уровня не проводилась.
Более того, объекты капитального строительства, размещенные в рекреационной зоне не предназначены для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, а построены сотрудниками ФГБУ «Сочинский национальный парк» на отведенных им служебных наделах, тогда как в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона №33 служебные наделы работникам могут предоставляться исключительно в зоне хозяйственного назначения.
Указанные факты свидетельствуют о том, что вышеуказанные строения являются самовольными постройками.
В соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства на казанных лесных участках ФГБУ «Сочинский национальный парк», нахождение строений запрещено, следовательно, строения подлежат сносу, земельные участки - приведению в первоначальное состояние.
По указанным нарушениям федерального законодательства Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес директора ФГБУ «Сочинский национальный парк» 02.03.2021 выносилось представление, которое рассмотрено. Вместе с тем, мер направленных на устранение выявленных нарушений ФГБУ «Сочинский национальный парк» не предпринято, вышеуказанные строения не снесены.
В силу ч. 4 ст. 33 Федерального закона №33 должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков.
В тоже время ущерб до настоящего времени не рассчитан, с виновных лиц не взыскан.
Все вышеуказанные нарушения свидетельствуют о бездействии со стороны уполномоченных лиц учреждения и в свою очередь создают предпосылки к возникновению угроз эталонным и уникальным природным комплексам и объектам на особо охраняемых природных территориях, не позволяют в полной мере обеспечить реализацию возложенных на ФГБУ «Сочинский национальный парк» задач и значительно снижают эффективность его работы, что является не допустимым.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «Сочинский национальный парк» о признании незаконным бездействия, сносе самовольных построек, – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФГБУ «Сочинский национальный парк» выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» и сносу следующих построек на особо охраняемых природных территориях в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет.
Признать самовольными постройками на особо охраняемых природных территориях в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25 следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет.
Обязать ФГБУ «Сочинский национальный парк» устранить нарушения Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» снести самовольные постройки на особо охраняемых природных территориях и привести лесные участки в первоначальное состояние, а также произвести расчет ущерба, причиненного в результате размещения построек на особо охраняемых природных территориях и взыскать его с виновных лиц, в Кепшинском участковом лесничестве в квартале 27 выделе 25 следующие строения: комната приема пищи (имеет признаки капитального объекта), подсобное помещение, три хозяйственных строения, два мобильных здания контейнерного типа и туалет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 ноября 2022 года.
Судья Адлерского
районного суда г. Сочи подпись Язвенко Р.В.
Копия верна: судья секретарь