КОПИЯ
№ 2-1204/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2013 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Мацкевич Р.Н.
при секретаре Мочаловой Т.А.
с участием:
представителя заявителя Селиверстова В.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия ... года без права передоверия,
представителя заинтересованного лица Администрации г. Томска – Тарасенко Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года № сроком на ... год без права передоверия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жданова ВА о признании незаконным решения об отказе в образовании и предоставлении земельного участка в собственность, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ, наложении обязанности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка,
установил:
Жданов В.А. обратился в суд с заявлением признании незаконным решения об отказе в образовании и предоставлении земельного участка в собственность, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ года №, наложении обязанности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка.
Заявление Жданов В.А. обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию города Томска с заявлением № об образовании и предоставлении ему в собственность земельного участка площадью ... кв.м по адресу: <адрес>, для садоводства, приложив к заявлению все необходимые документы. Администрация г.Томска приняла решение об отказе в удовлетворении указанного заявления на основании того, что испрашиваемый земельный участок находится на площади, входящей в проект границ особо охраняемых природных территорий «Б», решение изложено в письме № от ДД.ММ.ГГГГ
С данным решением заявитель не согласен, поскольку в силу п.... Решения Думы города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № решение об образовании особо охраняемых природных территорий применяется лишь к правоотношениям, возникшим после вступления в силу соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки, такие изменения до настоящего времени не внесены.
Заявитель в судебное заседание не явился, представитель заявителя доводы заявления поддержал.
Представитель администрации города Томска с доводами заявителя не согласилась, указывая на то, что отказ принят в пределах полномочий с соблюдением порядка принятия, не нарушает права и законные интересы заявителя, соответствует требованиям закона, испрашиваемый земельный участок находится в границах особо охраняемых природных территорий и интересы заявителя не должны противоречить интересам других лиц, в настоящее время проведены публичные слушания по вопросу уточнения границ территориальной зоны, не оспаривает, что до настоящего времени не внесены изменения в Правила землепользования и застройки.
Заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные доказательства, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.
Пунктами 2-4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из заявления Жданова В.А., он обратился к мэру г.Томска с заявлением об образовании из земель населенных пунктов земельного участка по адресу район <адрес> площадью ... кв.м для садоводства согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка, уполномочивании провести работы по межеванию, постановке на кадастровый учет с целью последующего предоставления в собственность за плату, приложил схему размещения земельного участка.
Таким образом, заявитель осуществил обращение в соответствие с требованиями, предъявляемыми к таким обращениям.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Жданову В.А. сообщено, что Комиссия по вопросам предоставления земельных участков (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) рассмотрела его заявку об образовании и предоставлении в собственность двух земельных участков (по заявке вх. № от ДД.ММ.ГГГГ и вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) площадью по ... кв.м для садоводства по адресу: <адрес>; испрашиваемые участки входят в проект границ особо охраняемой природной территории местного значения МО «город Томск» «Б», где запрещена любая хозяйственная деятельность, кроме рекреационного природопользования.
Согласно Постановлению Администрации Города Томска от 15.03.2011 № 223 (ред. от 14.11.2012) «О комиссии по вопросам предоставления земельных участков», на комиссию возложена обязанность рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о выделении земельных участков для любого целевого использования (строительство, дачное хозяйство, огородничество, садоводство, за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих товариществ, личное подсобное хозяйство).
Письмо об отказе в образовании земельного участка подписано К., но доказательств его статуса суду не представлено.
Таким образом, решение об отказе в согласовании земельного участка для предоставления подписано неуполномоченным лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствие со ст.13 Гражданского кодекса РФ и п.6 Постановления Пленума Верховного суда № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
Согласно пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая изложенного, а также положения части первой статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона
Сторонами не оспаривается, что земли, на которых расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, находится в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского кодекса РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Таким образом, заявителем была соблюдена процедура обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, обратившись к компетентному органу.
В качестве основания для отказа в образовании земельного участка заинтересованным лицом указано на нахождение испрашиваемого земельного участка в проекте границ особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования.
Действительно, не оспаривается сторонами, подтверждается и приобщенной к заявлению схеме расположения земельного участка,
что испрашиваемый участок находится в границах, установленных Решением Думы города Томска № 158 от 07.06.2011.
В соответствии с Решением Думы города Томска № 158 от 07.06.2011 в целях сохранения биологического, ландшафтного и историко-культурного разнообразия, а также уникальных, эталонных и типичных природных объектов и комплексов, улучшения состояния окружающей среды, экологического воспитания и образования населения, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Томской области от 12.08.2005 N 134-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Томской области", Положением "Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования "Город Томск", утвержденным решением Думы города Томска от 29.04.2008 N 874, решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687 "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", руководствуясь Уставом Города Томска, Дума решила:
1. Образовать особо охраняемые природные территории местного значения муниципального образования "Город Томск":
1.1. "Б". Указанным решением утверждены описания границ, план-схемы и положения об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования "Город Томск".
В соответствии со ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
В силу статьи 5, статьи 6 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» особо охраняемые природные территории местного значения создаются в пределах муниципального образования, являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Администрация Томской области принимает решение о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы.
Однако, решение о резервировании земли суду не представлено.
В соответствии с Положением об особо охраняемой природной территории местного значения «Б» территория представляет собой массив насаждений в основном природного происхождения. Территория является крупным массивом зеленых насаждений в южной части г. Томска, расположенным на прирусловой террасе р. Томи в границах водоохраной зоны, и имеет важное значение для защиты территории от неблагоприятных природно-климатических и антропогенных факторов, в т.ч. от эрозионных процессов.
Территория находится в ведении управления охраны окружающей среды и природного комплекса администрации г. Томска.
1.1. На Территории запрещается деятельность, ведущая к изменению исторически сложившегося ландшафта, снижению и уничтожению экологических, эстетических и рекреационных качеств Территории, в том числе:
- предоставление земельных участков под застройку, отвод земельных участков под проектирование и строительство зданий, сооружений, иную хозяйственную деятельность, кроме рекреационного природопользования;
- прокладка новых инженерных коммуникаций (линий электропередачи, автодорог, трубопроводов и др.), кроме рекреационного природопользования, а также случаев жизнеобеспечения населения;
- нахождение на Территории тяжелой колесной и гусеничной техники, кроме случаев ликвидации и предупреждения аварийных и чрезвычайных ситуаций;
- размещение стоянок транспортных средств;
- мойка автотранспорта;
- складирование любых видов отходов, строительных материалов, захламление Территории;
- уничтожение и повреждение древесно-кустарниковой растительности;
- рубки деревьев, кроме случаев, оговоренных в п.1.2 данного Положения;
- разведение костров за пределами специально обустроенных мест;
- отлов птиц, насекомых, кроме научных целей;
- распашка земель;
- заготовка живицы;
- любые иные виды деятельности, приводящие к изменению и разрушению природного комплекса, а также другие действия, препятствующие его сохранению и воспроизводству.
Вместе с тем, в соответствии с п.3 Решения Думы города Томска № 158 от 07.06.2011 настоящее решение вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим после вступления в силу соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденные решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687.
Выписка из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке № 12 от 23.08.2012 свидетельствует лишь о б одном из этапов, направленных на внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Томск в отношении границ и вида функциональных территорий зон в <адрес>, но не свидетельствует о внесении соответствующих изменений в Правила.
Администрацией города Томска не представлено доказательств внесения на настоящий момент соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", таковые изменения не были внесены по день рассмотрения заявления Жданова В.А. в суде, следовательно, при рассмотрении заявления об образовании земельного участка органом местного самоуправления не могло быть ограничено право заявителя лишь по основанию отнесения истребуемого участка к границам особо охраняемых природных территорий.
Жданов В.А. просит восстановить его нарушенное право путем обязания администрацию г. Томска в течение 2х недель утвердить и выдать схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> площадью ... кв.м. на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №, для выполнения кадастровых работ.
В соответствии со статьей ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно п.п.1.3 ст.25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475) (ред. от 02.10.2012) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.
Согласно п.п.38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.
В соответствии с п.п.1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Исходя из буквального толкования приведенных выше положений, следует, что земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании ст. ст. 69, 70 Земельного кодекса РФ, а также Федерального закона «О землеустройстве» и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления органу местного самоуправления, который в свою очередь рассматривает его по правилам ч.4 ст.34 Земельного кодекса РФ.
В тоже время суд учитывает, что в связи с признанием судом незаконным отказа в предоставлении земельного участка заявителю, решение органа местного самоуправления по заявлению заявителя отсутствует.
Поскольку решение данного вопроса относится к исключительной компетенции Администрации г. Томска, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на Администрацию г. Томска рассмотреть заявление в установленном ст.34 Земельного кодекса РФ порядке в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ лицу, в пользу которого состоялось решение суда, взыскиваются судебные расходы, в том числе и расходы по оплате государственной пошлины, понесенные в связи с рассмотрением данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение администрации города Томска об отказе в образовании и предоставлении земельного участка площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <адрес> тракт, в собственность, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № № на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать администрацию по г. Томску не позднее, чем в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Жданова ВА № от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение в установленном законом порядке в соответствии с положениями ч. 4 ст. 34 ЗК РФ.
Взыскать с Администрации города Томска в пользу Жданова ВА судебные расходы по уплате государственной пошлины в ....
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Томска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья:/подпись/
Копия верна.
судья Р.Н.Мацкевич
секретарь Т.А.Мочалова
Оригинал решения находится в материалах дела 2-1204/2013
Решение вступило в законную силу « »____________________2013
судья
секретарь