Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-52/2024 (2-2809/2023;) ~ М-2496/2023 от 05.10.2023

УИД 74RS0043-01-2023-002909-62

Дело № 2-52/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года г.Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Мохначёвой С.Л.,

при секретаре Семьяновой Т.Б.,

с участием прокурора Зыкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебаркульского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Непряхинского сельского поселения о возложении обязанности поставить на учет как бесхозяйное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Чебаркульский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Непряхинского сельского поселения о возложении обязанности поставить на учет как бесхозяйное имущество:

- ТП-494П 10/0,4 кВ, расположенный по адресу: <адрес>, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование иска, что данный объект недвижимого имущества в настоящее время ни у кого не числится, ни за кем не закреплен, фактически за его состоянием никто не следит. Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию объектов электроэнергетики влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, должного контроля за его состоянием и нормальной работой, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций и чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу нарушения прав граждан на получение коммунальной услуги, в связи с чем орган местного самоуправления обязан принять меры по учету данного имущества как бесхозяйного с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения (л.д.3-5).

В судебном заседании старший помощник прокурора Зыкина И.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика - Администрации Непряхинского сельского поселения – Запевалов А.С., действующий на основании доверенности (л.д.69), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав на то, что от данной трансформаторной подстанции осуществляется электроснабжение поселка «Уют», эксплуатацию данного объекта недвижимости осуществляет ООО «Стандарт Проект», с ними заключен договор аренды земельного участка, в случае если иск прокурора будет удовлетворен, просил увеличить срок для обращения в органы Росреестра до шести месяцев.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ООО «Уралэнергосбыт», ПАО «РОССЕТИ Урал», ООО «Стандарт-Проект», Администрации Чебаркульского муниципального района, Управления по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района в суд не явились, извещены.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.1,3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Росреестра от 15 марта 2023 года №П/0086, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, его территориальные органы, органы исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя при передаче им полномочий органа регистрации прав постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ (далее - орган регистрации прав).

    В силу п.5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.10 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, Машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.6 Устава Непряхинского сельского поселения владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с Положением об Администрации Непряхинского сельского поселения к основным функциям МУ «Администрации сельского поселения» относятся, в т.ч. организует содержание и развитие сельских инженерных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения.

В силу ст. 50 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" В собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

При рассмотрении дела установлено следующее.

Сведения о правах на недвижимое имущество - ТП-494П 10/0,4 кВ, расположенный по адресу: <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, отсутствуют.

Из письма руководителя Управления по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района Гараева Т.Р. от 17 июля 2023 года следует, что объект электроэнергетики ТП-494П 10/0,4 кВ, расположенный по адресу: <адрес> в реестре казны Чебаркульского муниципального района не числится, в связи с местонахождением данного объекта регистрация права собственности и организация обслуживания возлагается на Непряхинское сельское поселение (л.д.17).

В материалы дела представлены сведения о заключении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стандарт-Проект» на земельный участок с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, ТП, задолженность по данному договору составляет 49 руб. 34 коп. (л.д.25,26-27).

Вместе с тем, в материалы дела не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что ТП-494П 10/0,4 кВ, расположенная по адресу: <адрес> находится в чьей либо собственности либо имеется лицо, осуществляющее ее содержание.

Поскольку вопросы электроснабжения населения относятся к ведению органов местного самоуправления, принятие сетей в муниципальную собственность либо осуществление своих полномочий иным способом (строительство новых сетей, ремонт имеющихся) является обязанностью органов местного самоуправления.

Доказательств устранения нарушений, перечисленных выше, ответчиком в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в настоящее время в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Росреестра от 15 марта 2023 года №П/0086.

    

Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «Непряхинское сельское поселение», отсутствие обращения Администрации Непряхинского сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии ТП-494П 10/0,4 кВ, расположенный по адресу: <адрес> на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ и влечет за собой обязанность Администрации Непряхинского сельского поселения принять меры по постановке на учет указанного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

При этом, суд считает возможным принять во внимание доводы представителя ответчика относительно срока исполнения такой обязанности в связи с необходимостью подготовки технических документов в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения гражданско-правового договора на выполнение мероприятий по подготовке документов, необходимых для представления в органы Росреестра вместе с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, и считает возможным установить срок для исполнения ответчиком обязанности – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чебаркульского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Непряхинского сельского поселения о возложении обязанности поставить на учет как бесхозяйное имущество удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию Непряхинского сельского поселения поставить недвижимое имущество:

- ТП-494П 10/0,4 кВ, расположенный по адресу: <адрес>, на учет в Чебаркульском территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области как бесхозяйное недвижимое имущество, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление, в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 18 января 2024 года.

Судья                             С.Л.Мохначёва

2-52/2024 (2-2809/2023;) ~ М-2496/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебаркульский горпрокурор
Ответчики
Администрация Непряхинского сельского поселения
Другие
ООО "Стандарт-Проект"
Администрация Чебаркульского муниципального района
Управление по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района
Управление Росреестра по Челябинской области
ПАО "РОССЕТИ Урал"
ООО "УРАЛЭНЕРГОСБЫТ""
Суд
Чебаркульский городской суд Челябинской области
Судья
Мохначёва С.Л.
Дело на сайте суда
chebar--chel.sudrf.ru
05.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее