Дело №2-5318/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2023 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Петренко Л.Н., при секретаре Луговкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно сведениям, содержащимся в регистрационно-контрольной карточке, она включена в список на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Кызыл Республики Тыва, однако в нарушение норм закона до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просит обязать ответчика во внеочередном порядке предоставить ей жилое помещение по договору специализированного найма на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», соответствующее установленным требованиям, не ниже установленных социальных норм.
Истец, поддержав исковые требования, просил о рассмотрении дела без её участия.
Представитель ответчика на судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки не сообщил, поэтому суд рассматривает дело в его отсутствие, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
На основании ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 51 Постановления Правительства Республики Тыва от 18 мая 2022 г. N 291 «О внесении изменений в Положение о Министерстве образования Республики Тыва» Министерство образования Республики Тыва предоставляет в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда.
Из свидетельства о рождении I-ЛЖ №, выданного Бай-Дагским сельским советом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Тувинской АССР, отцом которой указан ФИО4, матерью- ФИО5.
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, Республики Тыва, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № и выдано повторное свидетельство о смерти I-ЛЖ № от 1.06.2005г.
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, Тувинской АССР, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № и выдано повторное свидетельство о смерти I-ЛЖ № от 25.04.2023г.
Из постановления председателя администрации Тес-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ Тес-Хемским районным судом лишен родительских прав.
Регистрационно- контрольной карточкой, выданной Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, подтверждается то, что истец, относящаяся к категории детей-сирот, оставшийся без попечения родителей, состоит на учете, порядковый номер очереди по состоянию на 2023 год- 1580.
Истец указывает на то, что личное дело в отделе опеке и попечительства Тес-Хемского района, где она состояла ранее на учете, утеряно.
Так, согласно контрольно-регистрационной карточке, ФИО2 поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ в Тес-Хемском кожууне.
Согласно материалам дела сведений о наличии жилого помещения у истца не имеется.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ей не предоставлено.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия у неё в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлена на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ей жилого помещения подлежит удовлетворению.
Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной постановлением Мэра г. Кызыла №2375 от 21 сентября 2010 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл», а именно: не менее 12,5 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Вместе с тем, в целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения- в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика предоставить жилое помещение в течении одного месяца удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО2 к Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) во внеочередном порядке, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить ФИО2 (паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>, код подразделения 170-001) на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», общей площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и требованиям.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения- 3 июля 2023 года путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Судья Л.Н. Петренко