Дело № 2-5692/2019 10 декабря 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи А.А. Токарь,
при секретаре Ф.В. Лёгостиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с настоящим иском к ФИО3, указав, что является нанимателем двух комнат в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, совместно с ним в указанном жилом помещении зарегистрирована ФИО3, оплату квартирной платы и коммунальных услуг производит истец с учётом зарегистрированной ответчицы, за период с 01.09.2018 по 16.07.2019 оплатил текущие начисления и задолженность за предыдущий период в общей сумме 139 108 рублей 09 копеек, ответчица обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг не несёт, понесённые им расходы истцу не компенсировала. Полагая свои права нарушенными, истец в качестве мер по их восстановлению просил взыскать с ФИО3 часть расходов на оплату квартирной платы и коммунальных услуг в размере 69 554 рубля 04 копейки.
В судебное заседание ФИО2 явился, заявленные требования поддержал.
ФИО3 в судебное заседание не явилась, судебное извещение о месте и времени слушания дела, направленное в известный суду адрес её местожительства по почте, возвращено в суд за истечением срока хранения, применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России N 234 от 31 июля 2014 года, и части 2 статьи 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим вручением.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Признавая неявку ответчицы неуважительной, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав объяснения ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО2 является нанимателем двух комнат, площадью 25,64 кв. м и 16,48 кв. м в коммунальной трёхкомнатной <адрес> на основании ордера № от 27.02.1990. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в спорных комнатах в качестве нанимателя с 24.08.1999. Данные обстоятельства установлены определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда № от 25.08.2016, в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ имеют при разрешении настоящего спора преюдициальное значение.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 69 названного Кодекса члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ч. 2 ст. 153 данного Кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.
Ч. 1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Из взаимосвязанного смысла приведённых правовых норм следует, что у ФИО2 и ФИО3, как у нанимателей жилого помещения, имеется установленная законом солидарная обязанность по оплате квартирной платы и коммунальных услуг, которую применительно к положениям ст.ст. 309, 310 ГК РФ они должны исполняться надлежащим образом.
Материалами дела подтверждается, что в период с 01.09.2018 по 15.07.2019 оплату текущих платежей и образовавшейся за предыдущий период задолженности в общей сумме 139 108 рублей 09 копеек произвёл ФИО2, сведений об исполнении солидарной с истцом обязанности по оплате квартирной платы и коммунальных услуг в спорный период и доказательств в их подтверждение ФИО3 не представила.
Согласно ст. 325 ГК РФ исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору.
Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками, должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.
Как разъяснено в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности", внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Принимая во внимание, что порядок пользования жилыми помещениями, нанимателями которых являются ФИО2 и ФИО3, а также порядок участия в расходах на оплату квартирной платы и коммунальных услуг между истцом и ответчицей не определены, суд при определении размера подлежащих взысканию с ответчицы денежных сумм исходит из количества нанимателей спорного жилого помещения (2 нанимателя), в связи с чем приходит к выводу о том, что ответчица обязана возместить ФИО2 1/2 от понесённых им расходов на оплату квартирной платы и коммунальных услуг. Подлежащая взысканию с ФИО3 в пользу ФИО2 1/2 доля расходов за период с 01.09.2018 по 15.07.2019 составила 69 554 рубля 04 копейки (139108,09/2), следовательно, требования истца являются правомерными, подлежат удовлетворению.
При разрешении спора по существу суд обязан решить вопрос о распределении судебных расходов, к которым относятся государственная пошлина и судебные издержки (ст. 88 ГПК РФ).
При подаче настоящего иска ФИО2 оплатил государственную пошлину в размере 2 632 рубля 02 копейки, исходя из положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, размера удовлетворённых требований с ФИО3 в пользу ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 286 рублей 62 копейки ((69554,04-20000)*3/100)+800).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 69 554 ░░░░░ 04 ░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ 2 286 ░░░░░░ 62 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.12.2019.
░░░░░: (░░░░░░░)