Дело № 2-251/2020
УИД 16RS0016-01-2020-000780-67
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2020 года пгт Камское Устье
Камско-Устьинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Гаязова,
при секретаре Г.З. Вафиной,
с участием истца Г.Г. Б улатовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Булатовой Гульзиды Галиевны к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в части не включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации, и обязании включить периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста, обязании установить дату выработки педагогического стажа в 25 лет,
УСТАНОВИЛ:
Булатова Г.Г. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в части не включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации, и обязании включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста, обязании установить дату выработки педагогического стажа в 25 лет, мотивировав иск тем, что Решением Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Требуемый стаж 25 лет на соответствующих видах работ выработан на 14.01.2020. В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.04.2005 по 22.04.2005 (12 дней), с 13.12.2012 по 22.12.2012 (10 дней), поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ, времени нахождения на курсах повышения квалификации. С данным отказом истец не согласен и просит иск удовлетворить.
В судебном заседании истец Булатова Г.Г. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчик - Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Камско – Устьинскому и Апастовскому районам Республике Татарстан – надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, его представитель в суд не явился, направил отзыв, в котором иск не признает, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Третье лицо МБОУ «Старо-Казеевская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского района РТ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия
Исследовав материалы дела, выслушав истца, суд считает иск Булатовой Г.Г. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статьи 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичные положения предусматривала и ранее действовавшая ст.112 КЗоТ РСФСР.
Судом установлено, что Булатова Г.Г. работает с 01 сентября 1994 года учителем русского языка и литературы в МБОУ «Старо-Казеевская средняя общеобразовательная школа».
Указанное подтверждается записями в трудовой книжке, а также уточняющей справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Камско – Устьинскому и Апастовскому районам Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, независимо от их возраста. Требуемый стаж 25 лет на соответствующих видах работ выработан на 14.01.2020. В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.04.2005 по 22.04.2005 (12 дней), с 13.12.2012 по 22.12.2012 (10 дней), поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ, времени нахождения на курсах повышения квалификации.
Согласно материалам дела в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации за ним сохранялась заработная плата, из которой работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Поскольку Булатова Г.Г. в периоды повышения квалификации осуществляла педагогическую деятельность, которая подлежит включению в специальный стаж для назначения ей досрочной страховой пенсии, за ней сохранялась заработная плата и начислялись взносы в пенсионной фонд, суд считает необходимым включить данные периоды в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости.
В соответствии с ч. 1.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лица, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (в случае возникновения права на страховую пенсию по старости по старости в 2019 году, страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).
В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраст, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
На сегодняшний день истец продолжает педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста в должности учителя.
Таким образом, датой возникновения права истца на досрочную страховую пенсию и датой выработки стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей в 25 лет в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» является 24 декабря 2019 года.
Срок назначения досрочной страховой пенсии по старости у истца возник 24 июня 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Булатовой Гульзиды Галиевны к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Камско – Устьинскому и Апастовскому районам Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в части не включения периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и обязании включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста, обязании установить дату выработки педагогического стажа в 25 лет удовлетворить.
Признать решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан - от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», периодов: с 11.04.2005 по 22.04.2005 (12 дней), с 13.12.2012 по 22.12.2012 (10 дней) – нахождения Булатовой Гульзиды Галиевны на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан - включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», периоды: с 11.04.2005 по 22.04.2005 (12 дней), с 13.12.2012 по 22.12.2012 (10 дней) – Булатовой Гульзиды Галиевны на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан - установить дату выработки Булатовой Гульзидой Галиевной педагогического стажа в 25 лет на ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан назначить Булатовой Гузьзиде Галиевне досрочную страховую пенсию по старости с 02 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения через Камско – Устьинский районный суд.
Судья: Р.Г. Гаязов