Дело № 2-454/2024 (2-6025/2023)
УИД 39RS0002-01-2023-005851-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2024 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Крутик Ю.А.,
при секретаре Ирхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лустиной Э.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и учебных отпусков, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Лустина Э.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (далее – ОСФР по Калининградской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и учебных отпусков, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 15.09.2022 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», - в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением пенсионного органа в установлении досрочной пенсии было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, который при необходимом 25 лет, составил 19 лет 10 месяцев 25 дней. С таким решением ответчика истец не согласна, поскольку в льготный стаж не был включен период ее работы в должности воспитателя в негосударственном частном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Светлячок» с 01.02.2002 по 01.08.2010. Основанием для исключения данного периода работы послужило отсутствие льготной справки и кода особых условий труда в индивидуальном лицевом счете. Полагала, что невыполнение работодателем обязанности по указанию в индивидуальном лицевом счете работника кода льготы не должно лишать ее права на досрочное пенсионное обеспечение. К тому же организация ликвидирована 19.04.2011. В то же время в этот период она работала в должности и в учреждении, предусмотренных Списком от 29.10.2002 № 781.
Кроме того, указала, что из специального стажа безосновательно исключены периоды учебных отпусков во время ее работы воспитателем в МБДОУ детский сад «Ласточка» с 28.03.2011 по 26.04.2011, с 07.12.2011 по 18.12.2011, с 02.04.2012 по 29.04.2012, с 13.05.2013 по 04.06.2013 и с 18.11.2013 по 21.12.2013, поскольку они предоставлялись ей в связи с получением среднего профессионального образования в ГБОУ СПО «Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова», с сохранением заработной платы.
На основании изложенного просила суд признать незаконным решение ответчика от 23.09.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в негосударственном частном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Светлячок» с 01.02.2002 по 01.08.2010 и периоды учебных отпусков в МБДОУ детский сад «Ласточка» с 28.03.2011 по 26.04.2011, с 07.12.2011 по 18.12.2011, с 02.04.2012 по 29.04.2012, с 13.05.2013 по 04.06.2013 и с 18.11.2013 по 21.12.2013, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ней, то есть с 15.09.2022. Кроме того, просила взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебное заседание истец Лустина Э.В. не явилась, извещена надлежащим образом, в иске ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Понимаш А.В. после перерыва в судебное заседание не явился по причине нахождения в командировке. Ранее заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Федосцов И.В. с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица МБДОУ детский сад «Ласточка» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Заведующим МБДОУ детский сад «Ласточка» Лаврикайтисом А.В. суду представлены письменные пояснения, из которых следует, что учебные отпуска входили в льготный стаж воспитателя до 30.06.2007, с 01.07.2007 данные периоды при подсчете специального стажа не учитываются. При этом указано, что администрация детского сада не возражает против назначения истцу досрочной пенсии.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Переходными положениями ст. 35 настоящего Закона предусмотрено назначение страховой пенсии по старости с 01.01.2022 при наличии величины ИПК не ниже 23,4.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для периодов работы после 01.01.2002 применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781«О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 № 781 предусмотрена должность воспитателя, а пунктом 1.3 раздела «Наименование учреждений» этого же Списка – образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, детский дом (в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии) и детский дом-школа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Периоды выполнявшейся до 01.09.200 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4).
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом установлено, что 15.09.2022 Лустина Э.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа от < Дата > № в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа, который вместо 25 лет составил 19 лет 10 месяцев 25 дней.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика указано, что с учетом корректировки выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица специальный стаж Лустиной Э.В. на дату обращения 15.09.2022 составил 21 год 8 месяцев 12 дней.
При этом из информации по исковому заявлению усматривается, что в специальный стаж истца не засчитаны период ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в период работы в Славском детском доме с 28.03.2000 по 30.03.2000 и с 01.01.2002 по 21.01.2002, период работы в негосударственном (частном) образовательном учреждении для детей-сирот «Детский дом «Светлячок» г. Славска в должности воспитателя с 01.02.2002 по 01.08.2010, в том числе отпуск по уходу за ребенком с 01.01.2006 по 21.04.2008, а также нахождение в оплачиваемых учебных отпусках с 28.03.2011 по 26.04.2011, с 07.12.2011 по 18.12.2011, с 02.04.2012 по 29.04.2012, с 13.05.2013 по 04.06.2013 и с 18.11.2013 по 21.12.2013 в период работы в должности воспитателя в МБДОУ Детский сад «Ласточка».
Исключая период трудовой деятельности истца в негосударственном (частном) образовательном учреждении для детей-сирот «Детский дом «Светлячок» г. Славска в должности воспитателя с 01.02.2002 по 01.08.2010, ответчик указал, что в нарушение п. 4 приказа от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» истцом не представлена льготная справка, сведения о норме рабочего времени (педагогической или учебной нагрузке), установленной за ставку заработной платы. Тип организации «образовательное учреждение для детей-сирот» не соответствует типу «образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанному в Списке № 781 от 29.10.2002. В выписке из индивидуального лицевого счета индивидуальные сведения поданы работодателем без кода льготы. Согласно электронной базе страхователей организация снята с учета в ОСФР 19.04.2011 в связи с ликвидацией, при этом документы по личному составу организации в архивы города и области на хранение не передавались, их местонахождение неизвестно.
Однако с такой позицией пенсионного органа суд согласиться не может.
Из трудовой книжки Лустиной (ранее Фалеевой) Э.В. усматривается, что свою трудовую деятельность в частном детском доме «Светлячок» она начала 01.02.2002 в должности воспитателя (приказ № от < Дата >).
01.08.2010 Лустина Э.В. была уволена по истечении срока действия договора по п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ (приказ № № от < Дата >).
Из архивной справки от < Дата > № №, выданной администрацией муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области», следует, что в документах архивного фонда «Славский отдел образования», в книгах приказов и ведомостях о начислении заработной платы Негосударственного (частного) образовательного учреждения смешанный детский дом «Светлячок» г. Славска имеются сведения о работе Лустиной (Фалеевой) Э.В., < Дата > года рождения. Так, в ведомостях сведения о начислении заработной платы имеются с февраля 2002 года по август 2010 года, в разделе должностей указано «воспит.». В книгах приказов за 2002-2009 годы значатся следующие приказы:
- Фалеева Э.В. принята на должность воспитателя детского Дома «Светлячок» с < Дата > (приказ №-к от < Дата >);
- Лустина Э.В. уволена с 01.08.2010 по истечении срока договора (приказ №-к от < Дата >).
При этом сведения о педагогической нагрузке, о командировании для прохождения курсов повышения квалификации, об учебных отпусках, отпусках без содержания, о дополнительных выходных, об отстранениях от работы в документах за период с 2002 по 2009 годы отсутствуют.
Согласно Уставу негосударственного (частного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смешанного детского дома «Светлячок» (г. Славск, 1999 год) негосударственное (частное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смешанный детский дом «Светлячок» является негосударственным (частным) образовательным учреждением религиозной Евангелическо-Лютеранской общины.
Учреждение создано с целью реализации положения Международной конвенции о правах ребенка, о приоритетном праве каждого ребенка жить и воспитываться в семье и во исполнение Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Учреждение обеспечивает условия семейного воспитания – оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации детей (п. 1.02 Устава).
Учредителем является Немецкая диаконическая община Пушендорфа Евангелической Лютеранской церкви в Германии, зарегистрированной на территории Калининградской области 26.06.2000 (п. 1.03 Устава).
Согласно п. 1.04 Устава деятельность Учреждения осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом, международными актами в области защиты прав ребенка.
Согласно п. 1.06 Устава в детском садике и общеобразовательной средней школе г. Славска будут реализовываться такие типы и виды программ, как «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Программа 1-4 начальные классы», «Общеобразовательная программа по половому воспитанию в детских школах-интернатах», «Программы основного общего и среднего образования» в соответствии с государственными образовательными стандартами РФ.
Основными задачами учреждения являются создание для детей благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов детей; системное комплексное изучение личностных психофизических качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционно-оздоровительной работы; осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, социальной, медицинской и юридической помощи детям (п. 1.07 Устава).
Согласно разделу III Устава организация обучения и воспитания строится с учетом индивидуальных особенностей детей и в соответствии с учебным планом, разрабатываемым Учреждением самостоятельно и с учетом расписания занятий (п. 3.01 Устава).
Учреждение самостоятельно в осуществлении воспитательной деятельности в пределах, определенных законодательством РФ, Уставом и должностными инструкциями (п. 3.02 Устава).
Дети могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах и массовых мероприятиях (п. 3.08 Устава).
Учреждение самостоятельно в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, организации и совершенствования методов обеспечения воспитательно-образовательного процесса, разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, выборе, разработке и утверждении воспитательно-образовательных программ и воспитательных планов (п. 3.11 Устава).
Таким образом, в самом Уставе указано правильное и полное наименование учреждения – «Негосударственное (частное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смешанный детский дом «Светлячок», что соответствует наименованию учреждения, поименованному в Списке № 781 от 29.10.2002, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии.
Действительно, в соответствии с п. 4 Правил периоды работы лиц, работающих в должностях, поименованных в Списке, после 01.09.2000 засчитываются в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников (ч. 3 ст. 333 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», действовавшего в спорный период работы Лустиной Э.В., педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 3 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателям в школах-интернатах и детских домах установлены 30 часов в неделю.
Ввиду того, что деятельность учреждения прекращена, документы по личному составу сданы в архив не в полном объеме, представление льготной справки истцом невозможно, не добыты такие документы и судом в ходе рассмотрения дела.
Как следует из ответа заместителя главы администрации – начальника отдела образования администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» от 19.10.2023 № 5238, личные карточки Т-2, лицевые счета, табели учета рабочего времени, штатные расписания и должностные инструкции сотрудников негосударственного учреждения на хранение в муниципальный архив не поступали.
Вместе с тем суду представлены копии расчетно-платежных ведомостей за 2002-2010 годы, из анализа которых можно сделать вывод о том, что норма часов педагогической нагрузки Лустиной Э.В. в спорный период выработана.
Так, из документов применительно к производственному календарю усматривается, что Лустина Э.В. работала не менее 5 дней в неделю.
При этом представителем истца суду была представлена копия трудового договора (контракта) от 09.08.2005, заключенного между негосударственным (частным) образовательным учреждением детский дом «Светлячок» в лице директора Барбары Вайт и Ивановой Е.В., которая была принята на работу в учреждение на период декретного отпуска Лустиной Э.В.
Как пояснил представитель, фактически положения данного трудового договора идентичны тем, которые содержались в трудовом договоре, заключенном с Лустиной Э.В., поскольку Иванова Е.В. принята на работу на должность Лустиной Э.В. на период ее нахождения в отпуске по беременности и родам, затем в отпуске по уходу за ребенком.
Так, из данного трудового договора следует, что работнику устанавливается 8-часовой рабочий день, с недельной нагрузкой воспитателя 40 часов в неделю.
Таким образом, оценив представленные в дело письменные доказательства в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд полагает, что факт осуществления истцом своей трудовой деятельности в льготной должности и в учреждении, дающем право на досрочное назначение пенсии, в спорный период нашли свое подтверждение. Кроме того, судом установлен факт выработки Лустиной Э.В. нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателем в детском доме не менее 30 часов в неделю.
При этом следует отметить, что не предоставление работодателем документов по личному составу в государственный архив не может лишать истца права на достойное и своевременное пенсионное обеспечение.
Доводы ответчика об отсутствии кода особых условий труда в выписке из ИЛС безусловным основанием для отказа в иске в части включения периода работы истца в льготный стаж являться не могут.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
Согласно п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.
Из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов пенсионного дела усматривается, что Лустина Э.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 12.02.1998, то есть спорный период работы с 01.02.2002 по 01.08.2010 имел место после ее регистрации в качестве застрахованного лица, соответственно, должен быть подтвержден выпиской из ИЛС.
Однако учитывая, что организация ликвидирована 19.04.2011, то есть в настоящее время истец лишена возможности ставить перед бывшим работодателем вопрос о предоставлении в пенсионный орган сведений о ее льготном характере работы, а также принимая во внимание то, что характер трудовой деятельности истца, ее полная занятость на занимаемой должности нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, оснований для отказа в иске в части включения спорного периода работы в педагогический стаж из-за отсутствия кода льготы в выписке из ИЛС суд не усматривает.
Суд учитывает и то, что истец не обязана была контролировать процесс подачи на нее в Пенсионный фонд России сведений персонифицированного учета, поскольку данная обязанность лежит на руководителе, а, кроме того, была лишена возможности повлиять на указанный факт с целью дальнейшего права претендовать на назначение досрочной пенсии.
Учитывая изложенное, требования иска о возложении на ответчика обязанности учесть в специальный стаж Лустиной Э.В. период ее работы в негосударственном частном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смешанный детский дом «Светлячок», с 01.02.2002 по 01.08.2010 суд находит законными и обоснованными, однако подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как разъяснено в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992.
Поскольку судом установлено и стороной истца не отрицалось, что период отпуска за ухода за ребенком имел место с 01.01.2006 по 21.04.2008, то есть после 06.10.1992, учету в специальный педагогический стаж данный период не подлежит.
Разрешая требования Лустиной Э.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов учебных отпусков с 28.03.2011 по 26.04.2011, с 07.12.2011 по 18.12.2011, с 02.04.2012 по 29.04.2012, с 13.05.2013 по 04.06.2013 и с 18.11.2013 по 21.12.2013, суд приходит к следующему.
Отказывая во включении в специальный стаж истца данных периодов, ответчик руководствовался п. 5 Правил от 11.07.2002 № 516, действовавшим до вступления в силу постановления Правительства РФ от 18.06.2007 «О внесении изменений в Правила № 516», согласно которому учебные отпуска подлежат зачету в специальный стаж за периоды до 30.06.2007.
Согласно п. 2 Правил от 29.10.2002 № 781 при исчислении стажа работы в части, не урегулированной данными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
В соответствии с пунктом 5 Правил от 11.07.2002 № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Вопреки доводам стороны ответчика об обратном, периоды учебных отпусков являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, а потому на основании абзаца 2 пункта 5 указанных выше Правил подлежат зачету в специальный стаж.
Согласно ч. 1 ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24.06.1974 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Как предусматривают указанные Рекомендации, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
МБДОУ Детский сад «Ласточка» по запросу суда представлена должностная инструкция воспитателя от 11.01.2021 (далее – Инструкция).
Из Общих положений указанной Инструкции усматривается, что должность воспитателя относится к категории педагогических работников (п. 1.1 Инструкции).
Воспитатель должен знать, в частности, приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, педагогику, методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, педагогическую этику, методы управления образовательными системами и иные (п. 1.4 Инструкции).
Согласно представленным в материалы дела копиям приказов (распоряжений) о предоставлении отпуска работнику Лустина Э.В. действительно находилась в оплачиваемых учебных отпусках с 28.03.2011 по 26.04.2011 (приказ руководителя МДОУ Детский сад «Ласточка» Матвеевой Н.А. № от < Дата >), с 07.12.2011 по 18.12.2011 (приказ руководителя МДОУ Детский сад «Ласточка» Матвеевой Н.А. № от < Дата >), с 02.04.2012 по 29.04.2012 (приказ руководителя МДОУ Детский сад «Ласточка» Матвеевой Н.А. № л/с от < Дата >), с 13.05.2013 по 04.06.2013 (приказ руководителя МДОУ Детский сад «Ласточка» Матвеевой Н.А. № л/с от < Дата >) и с 18.11.2013 по 21.12.2013 (приказ руководителя МДОУ Детский сад «Ласточка» Матвеевой Н.А. № л/с от < Дата >).
При этом из содержания упомянутых приказов усматривается, что предоставляемые учебные отпуска являлись оплачиваемыми, с сохранением заработной платы.
В подтверждение получения соответствующего образования Лустиной Э.В. в материалы дела представлена копия диплома о среднем профессиональном образовании № по квалификации «руководитель творческого коллектива, преподаватель», выданного ей на основании решения Государственной экзаменационной комиссии от < Дата >.
Таким образом, в спорные периоды за работником сохранялось рабочее место, производилась выплата среднего заработка и уплата страховых взносов в пенсионный фонд. По сути, профессиональное обучение было вызвано необходимостью для продолжения работы, повышения уровня и квалификации по направлению профессиональной деятельности.
При таком положении отсутствие в сведениях персонифицированного учета указания на данные периоды как на льготные, не может влиять на выводы суда о незаконности решения ответчика об исключении данных периодов из подсчета специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В указанной связи суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Лустиной Э.В. в части включения в специальный педагогический стаж периодов учебных отпусков.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», которая введена Федеральным законом от 03.10.2018№ 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступившим в силу с 01.01.2019, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2024 году 72 месяцев.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше.
Принимая во внимание, что на дату обращения за пенсией у истца с учетом включенных судом периодов работы и нахождения в учебных отпусках будет достигнута требуемая продолжительность специального стажа 25 лет, который выработан на 12.06.2019, величина ИПК составляет более 23,4, суд приходит к выводу о том, что право на досрочную пенсию по старости, предусмотренную п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 15.09.2022 у Лустиной Э.В. имелось, требования в этой части подлежат удовлетворению.
Однако, учитывая, что требуемая продолжительность специального стажа для установления истцу пенсии с 15.09.2022 была достигнута только с учетом включенных судом периодов работы, нашедших свое подтверждение в судебном порядке, оснований для признания незаконным решения ответчика от 21.09.2022 об отказе в назначении Лустиной Э.В. страховой пенсии суд не находит.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При этом согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав.
При таком положении с ответчика в пользу Лустиной Э.В. подлежат также взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лустиной Э.В. удовлетворить частично.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) обязанность включить в специальный педагогический стаж Лустиной Э.В., < Дата > года рождения, (СНИЛС №), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды:
- период работы в должности воспитателя в негосударственном частном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смешанный детский дом «Светлячок» с 01.02.2002 по 01.08.2010 (за исключением отпуска по уходу за ребенком с 01.01.2006 по 21.04.2008);
- учебные отпуска в период работы в должности воспитателя в МБДОУ Детский сад «Ласточка» с 28.03.2011 по 26.04.2011, с 07.12.2011 по 18.12.2011, с 02.04.2012 по 29.04.2012, с 13.05.2013 по 04.06.2013 и с 18.11.2013 по 21.12.2013.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области обязанность назначить Лустиной Э.В. досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренную п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 15.09.2022.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области в пользу Лустиной Э.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 февраля 2024 года.
Судья: подпись Ю.А. Крутик