Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-503/2024 ~ М-413/2024 от 27.05.2024

Дело № 2-1-503/2024

64RS0030-01-2024-000795-84

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июня 2024 года                                             г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.,

при секретаре судебного заседания Новиковой Н.А.,

с участием представителя истца - заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Балякина В.А.,

истца Рыбиной А.М.,

представителя ответчика - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Латоновой Н.С.,

третьего лица - Рыбина С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и законных интересов Рыбиной Анны Михайловны к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности обеспечить возможность технологического присоединения земельного участка к инженерным сетям,

установил:

заместитель Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и законных интересов Рыбиной А.М. обратился в Ртищевский районный суд Саратовской области с настоящим иском, в котором указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства в сфере предоставления земельных участков многодетным семьям, в ходе которой установлено, что Рыбиной А.М. как матери, имеющей трех и более детей, администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области в рамках реализации полномочий, предусмотренных Законом Саратовской области от 30.09.2014 № 119-ЗСО "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" на основании постановления от 15.10.2015 № 2232 предоставлен земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Данный земельный участок не обеспечен необходимой инфраструктурой, возможности технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения не имеется, а также отсутствует улично-дорожная сеть с твердым покрытием, то есть нарушены права Рыбиной А.М. на получение меры социальной поддержки, соответствующей её целям, поскольку земельный участок невозможно использовать по своему целевому назначению, а именно для ведения индивидуального жилищного строительства.

Прокурор, с учетом уточнения исковых требований, просил суд прекратить право собственности Рыбиной А.М. на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, возложить на администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области обязанность обеспечить многодетную семью Рыбиной А.М. земельным участком с возможностью технологического присоединения к сетям водоснабжения и электроснабжения.

В судебное заседание заместитель Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Балякин В.А. требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Латонова Н.С. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

Истец Рыбина А.М. и третье лицо Рыбин С.Ю. также полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.

Исследовав представленные доказательства, суд считает возможным исковые требования удовлетворить.

Обстоятельства, указанные в исковом заявлении, подтверждены представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее также - Указ N 600) Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В подпункте "а" пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Саратовской области на момент возникновения спорных правоотношений действовал Закон Саратовской области от 30.09.2014 N 119-ЗСО "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", которым специальный порядок обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан.

В силу части 1 статьи 2 указанного Закона, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам в собственность бесплатно органами местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений. В частности органом местного самоуправления Ртищевского муниципального района Саратовской области.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 N 372 подпункты 3 и 4 пункта 17).

Согласно статье 12 Закона Саратовской области от 30.09.2014 N 119-ЗСО финансирование расходов, связанных с предоставлением уполномоченным органом исполнительной власти области земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 1).

Обеспечение земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства (пункт 3).

Кроме того, частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

На органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Понятие "оснащение" необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Иное толкование понятия "оснащения" необходимой инфраструктурой земельных участков и будущих объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках будет противоречить правовым нормам, регулирующим указанные правоотношения.

Исходя из вышеизложенного и положений Закона Саратовской области от 30.09.2014 N 119-ЗСО объем обязанностей связанных с обеспечением объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры земельных участков предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, связан с обстоятельствами предоставления земельных участков.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.

Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1119-р, а также Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 N 372).

Нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями действующего в настоящее время Федерального закона от 21.12. 2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", и ранее действовавшего Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, утверждения порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российская Федерация, подписания в случаях и порядке, установленных федеральными законами, соглашений о защите и поощрении капиталовложений и дополнительных соглашений к ним, а также принятия решений о расторжении соглашений о защите и поощрении капиталовложений и об урегулировании вытекающих из них споров относиться к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), (пункты 49, 62 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").

Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.

В рассматриваемом деле, поскольку земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> был представлен Рыбиной А.М. органом местного самоуправления - администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области постановлением от 15.10.2015 № 2232 и относится к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данного земельного участка всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ.

При этом отсутствие в бюджете органа местного самоуправления достаточных денежных средств для осуществления комплекса мероприятий, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, сформированных и предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, на территории Ртищевского муниципального района Саратовской области объектами инженерной инфраструктуры в системе газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры не может являться основанием для возложения таких обязанностей на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Избранный прокурором способ защиты соответствует закону, поскольку в рассматриваемом случае ранее предоставленный Рыбиной А.М. земельный участок, не обеспеченный всеми необходимыми объектами инфраструктуры, возвращается в муниципальную собственность, а на орган местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить многодетную семью Рыбиной А.М. земельным участком с возможностью технологического присоединения к сетям водоснабжения и электроснабжения.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Прекратить право собственности Рыбиной Анны Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт 6312 от ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок площадью 700 кв.м. земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области обязанность обеспечить многодетную семью Рыбиной Анны Михайловны земельным участком с возможностью технологического присоединения к сетям водоснабжения и электроснабжения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Мотивированное решение составлено 28.06.2024.

Судья

2-503/2024 ~ М-413/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Ртищевского межрайонного прокурора
Ответчики
Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области
Суд
Ртищевский районный суд Саратовской области
Судья
Кулагин П.В.
Дело на странице суда
rtishevsky--sar.sudrf.ru
27.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2024Передача материалов судье
28.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2024Подготовка дела (собеседование)
19.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее