Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2438/2022 ~ М-2325/2022 от 21.06.2022

...

Дело № 2-2438/2022

70RS0004-01-2022-003131-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 августа 2022 г. Советский районный суд г. Томска в составе

председательствующего судьи Цыгановой Е.А.

при секретаре Жарниковой А.В.

с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Лымаревой Я.Р., истцов Тракторова В.С., являющегося законным представителем Т.С.В., Тракторова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Тракторова Виктора Сергеевича, Тракторова Алексея Сергеевича к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен аварийного,

установил:

Тракторов В.С., Тракторов А.С. обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города о возложении обязанности предоставить им с Т.С.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 46 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен аварийного.

В обоснование требования указано, что истцы являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 46 кв.м, из них жилой 29,3 кв.м и вспомогательной 16,7 кв.м, состоящего из двух комнат. Заключением межведомственной комиссии, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. С момента признания дома аварийным и подлежащим сносу прошло более 4 лет, вместе с тем другое жилое помещение ответчиком не предоставлено, хотя жить в указанном жилом помещении невозможно.

Истцы Тракторов В.С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего третьего лица Т.С.В., Тракторов А.С. в судебном заседании исковые требования поддержали, по основаниям в нем изложенным.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил. Согласно письменному отзыву на иск ответчик считает требование Тракторова В.С., Тракторова А.С. не подлежащим удовлетворению, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «<адрес>» действует муниципальная программа «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2025 годы», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Жилой <адрес> в <адрес>, включен в резервный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках указанной муниципальной программы. Расселение многоквартирных домов, включенных в региональную программу, будет осуществляться в соответствии с датой признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции). Значительный процент физического износа здания не является достаточным основанием для утверждения о том, что дальнейшее проживание в доме невозможно в связи с угрозой жизни и здоровью граждан. Кроме того, кроме истцов по данному адресу зарегистрирован несовершеннолетний Т.С.В. В исковых требованиях по предоставлению жилого помещения взамен аварийного указаны лишь Тракторов В.С., Тракторов А.С., без учета интересов несовершеннолетнего Т.С.В., также зарегистрированного по данному адресу.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , Тракторов В.С. признан нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно справке ООО «Управляющая Компания Ремстройбыт» от ДД.ММ.ГГГГ Траторов В.С., Т.С.В. и Тракторов А.С. зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов и третьего лица в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено вышеуказанное решение Межведомственной комиссии, пунктом 4 которого на администрацию Ленинского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, расположенных в указанном многоквартирном доме.

Из письменного отзыва ответчика на исковое заявление следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в резервный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 09.11.2016 № 1174. Расселение многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу, осуществляется в соответствии с датой признания соответствующего многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) исходя из утвержденного объема финансирования муниципальной программы.

Вместе с тем, проживание в аварийном доме влечет угрозу жизни и здоровью истцов и третьего лица, поскольку техническое состояние жилого дома, аварийное, с технической точки зрения является небезопасным для постоянного проживания по причине большого физического износа здания, на что указано в заключении Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

С момента признания дома по <адрес> аварийным прошло более четырех лет, в течение которых опасность его обрушения только увеличивается, при этом доказательств принятия органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома до реализации мероприятий по расселению дома в сроки, указанные в муниципальной программе, суду не представлено.

Иного жилого помещения для проживания истцы и третье лицо не имеют, согласно информационному письму администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , Тракторов В.С. с составом семьи: Т.С.В., Тракторов А.С. признаны малоимущими гражданами в соответствии с Законом Томской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 11.08.2005 № 130-ОЗ и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на основании ч. 6 ст. 4 Закона Томской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ; учетный номер в едином списке учета ; в отдельном списке граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат , в отдельном списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний .

Следовательно, истцы и третье лицо не имеют возможности самостоятельного приобретения жилья, доказательств обратного суду не представлено. При этом обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище законодательно возложена на органы местного самоуправления.

Поскольку многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требование истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес>, (а значит и каждое помещение в нем), признан непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспорены и незаконными не признаны, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае, жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Как следует из материалов дела, общая площадь квартиры в доме по <адрес> составляет 46 кв.м.

Таким образом, истцам и третьему лицу должно быть предоставлено во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 46 кв.м в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Тракторова В.С., Тракторова А.С. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, взамен аварийного удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН , ОГРН ) предоставить Тракторову В.С. (...) с членом его семьи Т.С.В., Тракторову А.С. (...) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 46 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен ранее занимаемого по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья ...

...

...

...

...

Мотивированный текст изготовлен 15.08.2022.

2-2438/2022 ~ М-2325/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тракторов Виктор Сергеевич
Тракторов Алексей Сергеевич
Ответчики
Администрация Город Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Цыганова Е.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
21.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2022Передача материалов судье
23.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2022Подготовка дела (собеседование)
08.08.2022Подготовка дела (собеседование)
08.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2022Судебное заседание
15.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2022Дело оформлено
18.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее