№2-68/2024
УИД 11RS0016-01-2023-001424-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
с участием прокурора Сердитовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «25» января 2024 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к Мымликовой Л. Н., Мымликовой С. А. об изъятии жилого помещения и земельного участка путем выкупа,
установил:
Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обратилась в суд с иском к Мымликовой Л.Н., Мымликовой С.А. об изъятии путем выкупа принадлежащего им на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, и жилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 22,2 кв.м. по адресу: <адрес>, по стоимости, определенной в отчете ИП Морозова В.В. от 30.01.2023 №11-28/15, в размере 1 520 660 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что Мымликова Л.Н., Мымликова С.А. являются собственниками жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 20.04.2016, постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 16.05.2016 № 05/660 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160, утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах». Жилой дом, в котором расположена квартира ответчиков, включен в 4 этап республиканской адресной программы. Планируемая дата сноса – 31.12.2023. Муниципальной программой предусмотрено расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме путем выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. 13.02.2023 администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в адрес Мымликовой Л.Н. и Мымликовой С.А. направлено письмо с приложением проекта соглашения о выкупе жилого помещения для муниципальных нужд и копия отчета об оценке размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество, в соответствии с которым размер возмещения составляет 1 520 660 рублей. До настоящего времени ответчики не заключили с истцом соглашение о выкупе недвижимого имущества на условиях определенных проектом соглашения.
Представитель истца администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Есева М.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Мымликова С.А. и Мымликова Л.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указав, что избрали иной способ переселения и просят предоставить им взамен изымаемого жилого помещения иное благоустроенное жилое помещение.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку ответчиками выбран иной способ переселения, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ответчикам Мымликовой С.А. и Мымликовой Л.Н. на праве общей долевой собственности (по ? доле) принадлежит жилое помещение с кадастровым номером №, площадью 22,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Жилой дом, в котором находится квартира принадлежащая ответчикам, располагается на земельном участке с кадастровым номером №
Из материалов дела следует, что 20.04.2016 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 21.07.2015 №07/461, проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании акта обследования № 59 от 20.04.2016 и заключения межведомственной комиссии №59 от 20.04.2016 постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» 05/660 от 16.05.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В период с 2019 по 2025 годы на территории Республики Коми реализуется республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160, в соответствии с которой подлежат расселению многоквартирные жилые дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу в период с 01.01.2012 до 01.01.2017.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 года №5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в IV этап (01.01.2022 - 31.12.2023) республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах». Планируемая дата сноса многоквартирного дома в соответствии с республиканской программой - 31.12.2023.
Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 24.10.2022 № принято решение об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и принадлежавших на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе квартиры, принадлежащей ответчикам.
В целях определения выкупной стоимости изымаемого жилого помещения ИП Морозовым В.В. произведена оценка выкупной стоимости жилого помещения №, расположенного в <адрес>.
Исходя из отчета ИП Морозова В.В. №11-28/15 от 30.01.2023, выкупная стоимость жилого помещения составляет 1 520 660 рублей.
Администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в адрес ответчиков 13.02.2023 направлен проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд, в котором предложено осуществить выкуп жилого помещения в рамках предусмотренной республиканской адресной программы по цене 1 520 660 рублей.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени соглашение о выкупе жилого помещения с ответчиками не заключено, администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным ч. 1 ст. 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда предусмотрен национальный проект «Жилье и городская среда», одной из задач которого является создание механизмов переселения граждан из непригодного жилья, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
В соответствии с паспортом федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 №3, данный проект реализуется через государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» урегулированы правовые и организационные основания предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, путем создания некоммерческой, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компенсацию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии пп. 11 п. 1 ст. 14 Закона №185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 года №5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В ч. 3 ст. 2 Федерального закона №185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.32, 86, ч. 2, 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Согласно частям 1, 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как указывалось ранее, в установленном законом порядке органом местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми принято решение об изъятии жилых помещений в <адрес>, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках реализации программы переселения.
Как следует из раздела II «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения на праве собственности либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Поскольку Мымликова С.А. и Мымликова Л.Н. являются собственниками жилого помещения в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, при этом жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то с учетом указанных выше норм права и разъяснений по их применению, ответчики вправе требовать предоставления им в собственность благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Из материалов дела, что Мымликова С.А. 25.12.2023 обратилась в администрацию с заявлением о выборе способа реализации своих жилищных прав посредством предоставления иного жилого помещения взамен признанного непригодным.
В ответ на данное заявление, администрация муниципального района «Сыктывдинский» республики Коми 17.01.2024 направила Мымликовой С.А. письмо №2631/60, в котором указала, что ее заявление принято к сведению и в случае, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы возлагается на собственника.
В ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени ответчики жилым помещением не обеспечены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Мымликовой С.А. и Мымликовой Л.Н. определен способ расселения из аварийного жилья путем предоставления другого жилого помещения взамен непригодного, что соответствует положениям действующего законодательства, суд полагает, что основания для изъятия принадлежащего ответчикам жилого помещения путем его выкупа отсутствуют, а равно заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (ОГРН 1021100971352) к Мымликовой Л. Н. (<данные изъяты>), Мымликовой С. А. (<данные изъяты>) об изъятии путем выкупа принадлежащего им на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, и жилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 22,2 кв.м. по адресу: <адрес>, по стоимости, определенной в отчете ИП Морозова В.В. от 30.01.2023 №11-28/15, в размере 1 520 660 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 01 февраля 2024 года.
Судья Е.А. Долгих