Гр.дело № 2-2480/2021
УИД 21RS0023-01-2021-002882-71
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ямуковой Н.Ю.,
с участием помощника прокурора г.Чебоксары Сафаровой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Чебоксары о возложении обязанности устранить недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги,
установил:
Заместитель прокурора города Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Чебоксары о возложении обязанности устранить недостатки в эксплуатационном состоянии участка автомобильной дороги возле адрес в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы следующим. Прокуратурой города Чебоксары в связи с поступившей информацией ОГИБДД УМВД России по г.Чебоксары проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания участков автомобильной дороги возле адрес. Проведенной проверкой установлено, что в эксплуатационном состоянии указанных участков автомобильной дороги в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются недостатки в эксплуатационном состоянии. Установленные в ходе проверки обстоятельства указывают на то, что состояние вышеуказанных участков улично-дорожной сети создает угрозу безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения и препятствует использованию автодорог по их конструктивному назначению.
В судебном заседании помощник прокурора г.Чебоксары Сафарова З.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика администрации города Чебоксары, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства уважительности своей неявки в суд сторона должна представить суду до начала рассмотрения дела.
Доказательств уважительности причин неявки ответчика до начала рассмотрения дела не представлено.
В силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч.1 ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Поскольку в материалах дела имеется уведомление о надлежащем извещении ответчика, суд с согласия истца рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Согласно статье 21 Федерального закона, прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно положениям ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения в РФ" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения в РФ»).
Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (ч.1 ст.21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 указанного закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 указанного федерального закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ст.15 Федерального закона 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от дата -----, закреплено, что администрация города Чебоксары как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии с порядком, установленным Чебоксарским городским Собранием депутатов; осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в соответствии с действующим законодательством (п.п.9, 18 ст.50 Устава).
Согласно статье ----- Устава к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Чебоксарского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Чебоксарского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятый Постановлением Росстандарта РФ от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Прокуратурой города Чебоксары в связи с поступившей информацией ОГИБДД УМВД России по г.Чебоксары проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания участков автомобильной дороги возле адрес.
В результате проверки установлено, что в эксплуатационном состоянии указанных участков автомобильной дороги в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются недостатки в эксплуатационном состоянии, а именно:
- возле адрес имеется выбоина площадью ----- кв.м. и глубиной ----- м;
- между домами адрес имеется выбоина площадью ----- кв.м. и глубиной ----- м., а также имеются многочисленные дефекты проезжей части в виде выбоин и просадок, превышающих предельно допустимые размеры п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Изложенное подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от дата, фотоматериалом, а также иными письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Кроме того, дата Отделом ГИБДД УМВД России по г.Чебоксары администрации города Чебоксары было выдано предписание ----- о ликвидации дефектов на покрытии проезжей части в целях обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения дорожно-транспортных происшествий на участках, в том числе около адрес.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г.Чебоксары от 15 декабря 2020 г. администрация города Чебоксары признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.28 ст.19.5 КоАП РФ, т.е. за невыполнение в установленный срок законных предписаний, выданных ОГИБДД УМВД России по городу Чебоксары.
Вышеуказанные автомобильные дороги (улицы) являются собственностью муниципального образования города Чебоксары.
Муниципальное образование, как собственник имущества (дороги в пределах муниципального образования), в силу ст.210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Проанализировав положения приведенных норм права и установленные по делу обстоятельства, учитывая, что выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения и препятствуют использованию автомобильных дорог по их конструктивному назначению, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, т.е. для возложения на ответчика обязанности по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных (дорог) на администрацию города Чебоксары.
С учетом требований ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить ответчику срок для выполнения мероприятий - 3 (три) месяца, считая указанный срок разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию города Чебоксары обязанность устранить недостатки в эксплуатационном состоянии участка автомобильной дороги возле адрес в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г.Чебоксары заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 31 мая 2021 г.