Дело № 2-17/2024 УИД 14RS0013-01-2023-000311-82
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Сангар 24 января 2024 года
Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Черноградской Е.Е., единолично, с участием
помощника прокурора <Адрес обезличен> Григорьева М.А.,
при секретаре Степановой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры <Адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <Адрес обезличен> Администрации муниципального района <Адрес обезличен> о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района Винокуров А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения МБОУ <Адрес обезличен> законодательства о социальной защите инвалидов, защите прав несовершеннолетних. Проверкой установлено, что МБОУ <Адрес обезличен> относится к объектам социальной инфраструктуры, в здании образовательного учреждения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оснащено индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и интересы инвалидов по слуху, в том числе детей. По результатам проверки <Дата обезличена> прокурором внесено преставление об устранении нарушений законодательства, которое до сих пор не устранено. Выявленные нарушения требований закона препятствуют возможности ознакомления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с оказываемыми образовательным учреждением услугами, а также получению ими услуг наравне с другими лицами.
Просит возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <Адрес обезличен> обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой; обязать администрацию муниципального района <Адрес обезличен> выделить денежные средства Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <Адрес обезличен> на приобретение индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Стороны о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.
Представитель ответчика директор МБОУ <Адрес обезличен> Алексеева М.А. на судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, представила суду коммерческое предложение на поставку оборудования и заявку на финансирование, направленное в адрес МКУ «Управление образования», с требованиями истца не согласна, т.к. в общеобразовательном учреждении детей инвалидов по слуху отсутствует.
Представитель ответчика Администрации МР <Адрес обезличен> Кондратьев В.Е. на судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями прокурора согласны, возражений не имеют.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителей ответчиков.
Помощник прокурора <Адрес обезличен> Григорьев М.А. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, пояснил, что срок 3 месяца является достаточным для исполнения решения суда, т.к. заявки уже направлены, получено коммерческое предложение, сумма небольшая, отсутствие на данное время детей инвалидов по слуху в образовательном учреждении не освобождает ответчика от исполнения установленных законодательством обязательств. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Суд, заслушав помощника прокурора Григорьева М.А., изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационноправовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту Закон "Об образовании") указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Статьей 79 Закон "Об образовании" установлено, что в образовательных организациях создаются условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Подпунктом "г" п.4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 года №1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <Адрес обезличен> проведена проверка соблюдения МБОУ <Адрес обезличен> законодательства о социальной защите инвалидов, защите прав несовершеннолетних. Проверкой установлено, что МБОУ <Адрес обезличен> относится к объектам социальной инфраструктуры, в здании образовательного учреждения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оснащено индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и интересы инвалидов по слуху, в том числе детей.
По результатам проверки <Дата обезличена> прокурором внесено преставление об устранении нарушений законодательства, которое до сих пор не устранено.
На представление прокурора, директором Алексеевой М.А. предоставлена информация, согласно которому на имя Главы МР Левина И.И., начальника МКУ «Управление образования» Неустроевой И.М. направлена заявка на дополнительное финансирование для приобретения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры, коммерческое предложение на сумму 54 130 рублей с ИП Кузнецова И.Б. на поставку усилителя звука и индукционной системы.
Несоблюдение требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод лиц с ограниченными возможностями здоровья, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение образовательных организаций, в том числе, помещение образовательного учреждения, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой является одним из способов обеспечения их прав на достойную жизнь и свободное развитие, т.к. целью применения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры состоит в повышении качества жизни слабослышащих людей, и сделать их активными участниками жизни и деятельности общества.
Требование об обеспечении доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, а именно наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры распространяются на все образовательные организации. Отсутствие лиц, имеющих ограничения по слуху, не освобождает учебное заведение от исполнения законодательства.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает установление срока для исполнения решения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу правильным, данный срок с учетом объема и характера мероприятий, которые необходимо провести ответчикам является разумным и достаточным. Предоставление ответчикам более длительного срока на исполнения решения суда отдалит его исполнение, поскольку несоблюдение требований, установленных указанными нормативными правовыми актами, посягает на конституционные права инвалидов, направленные на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, что требует незамедлительного устранения выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> (░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> (░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> (░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░: ░/░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.01.2024 ░░░░.