Дело № 7-180/2023
Р Е Ш Е Н И Е
21 апреля 2023 года г. Благовещенск
Судья Амурского областного Аксаментова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отделения СО СП по ИОВИД УФССП России по Амурской области Ф.И.О.4 на решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 20 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации города <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области от 05 декабря 2022 года юридическое лицо – администрация города <данные изъяты>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 20 февраля 2023 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением судьи городского суда, начальника отделения – старший судебный пристав СО СП по ИОВИД УФССП России по Амурской области Ф.И.О.4 обратился в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить. Полагает, что вина администрации <адрес> в совершении административного правонарушения доказана собранными по делу доказательствами. Материалами дела подтверждено, что администрацией не были приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Указывает, что сведения о наличии уважительных причин неисполнения судебного решения, связанных с чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и иными препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, администрацией не представлены. Считает, что предпринятые должником меры, в том числе объявление электронных аукционов не является доказательством надлежащего исполнения решения суда. Полагает, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
В судебном заседании защитник администрации <адрес> Ф.И.О.5 против удовлетворения требований жалобы возражала. Полагала, что судьей Благовещенского городского суда вынесено законное и обоснованное решение. Просила судебный акт оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения. Настаивала на том, что администрацией города приняты все зависящие от нее меры, в министерство социальной защиты направлялись сведения о финансовой потребности для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Однако размер выделенных субвенций явно недостаточен для приобретения жилых помещений гражданам указанной категории, состоящих на учете. В 2022 году 59 граждан получили жилые помещения, в период с <дата> по декабрь 2022 года заключено 52 мировых соглашения. В настоящее время в судах находятся на утверждении еще 20 мировых соглашений.
Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, выслушав защитника администрации <адрес>, нахожу решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 20 февраля 2023 года, подлежащим отмене, а материалы дела направлению на новое рассмотрение, в связи со следующим.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области от 05 декабря 2022 года юридическое лицо – администрация <адрес>, признано виновным в неисполнении в установленный судебным приставом – исполнителем срок требований содержащихся в исполнительном документе – исполнительном листе серии ФС <номер> от 05 марта 2021 года, выданном Благовещенским городским судом Амурской области на основании решения Благовещенского городского суда Амурской области от 28 января 2021 года, вступившего в законную силу 02 марта 2021 года, о предоставлении Ф.И.О.2 жилого помещения на территории муниципального образования <адрес>, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 м?, по договору специализированного найма жилого помещения.
Рассматривая жалобу защитника юридического лица на постановление о назначении административного наказания, судья Благовещенского городского суда Амурской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что с момента возбуждения исполнительного производства администрацией <адрес> принимаются все зависящие от нее меры, направленные на исполнение решения суда, однако объективной возможности исполнить судебный акт у должника не имелось в виду отсутствия ресурсной, в том числе финансовой обеспеченности. При таких обстоятельствах судья городского суда, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу.
Вместе с тем указанные выводы сделаны судьей преждевременно.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам вышеуказанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 10 части 1 ст.5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Амурской области № 472-ОЗ) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, а также по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 42 настоящего Закона в части: приема документов, необходимых для определения права на получение социальной выплаты, и их рассмотрения; принятия решений о наличии либо отсутствии у заявителя права на получение социальной выплаты; формирования (актуализации) списка заявителей, претендующих на получение социальной выплаты; выдачи сертификатов; приема документов, необходимых для получения социальной выплаты.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета (ч. 2 ст.5 указанного закона).
В соответствии со ст.5.1 Закона Амурской области № 472-ОЗ при исполнении указанных полномочий органы местного самоуправления вправе: дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования области; предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда с последующей компенсацией в соответствии с частью 5 статьи 5 настоящего Закона стоимости таких жилых помещений за счет субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона (часть1 указанной нормы закона).
При этом на них возложена обязанность исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области; обеспечивать целевое и эффективное использование средств, предоставленных на осуществление полномочий; обеспечивать реализацию прав граждан в соответствии с настоящим Законом; перечислять средства областного бюджета в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области; представлять уполномоченному органу сведения о потребности в средствах областного бюджета на осуществление полномочий (ч.2 ст.5.1 Закона Амурской области № 472-ОЗ).
Анализ приведенных правовых норм в их совокупности свидетельствует о том, что органы местного самоуправления, осуществляя государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны представлять уполномоченному органу сведения о потребности в средствах областного бюджета, при этом муниципальные органы не лишены возможности приобретения благоустроенного жилого помещения за счёт собственных финансовых ресурсов, либо обеспечения лиц из указанной категории граждан жилыми помещениями, входящими в жилой фонд муниципального образования.
Вместе с тем, судьей Благовещенского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вопросы исполнения администрацией города указанных выше требований закона оставлены без исследования и оценки.
Так, в материалах дела отсутствуют сведения о размере денежных средств, фактически выделенных в 2022 году администрации <адрес> в качестве субвенций на приобретение жилых помещений гражданам из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и объемах их расходования.
Не исследован вопрос о наличии либо отсутствии возможности приобретения администрацией <адрес> для Ф.И.О.2 жилого помещения за счёт собственных финансовых ресурсов, либо обеспечения его жилым помещением, входящим в жилой фонд муниципального образования.
Как следует из материалов дела, в 2022 году администрацией города обеспечено жилыми помещениями 59 граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом информация о том, по каким причинам Заварский С. Д. не был обеспечен жилым помещением, в материалах дела не имеется. Из представленного в судебное заседание Амурского областного суда списка граждан, обеспеченных в 2022 году жилыми помещениями, не следует, что данные лица имели какие–либо преимущества перед Заварским С.Д. при распределении квартир.
Кроме того в материалах дела отсутствует ответ администрации <адрес> на требование судебного пристава – исполнителя от 17 ноября 2022 года, и сведения о совершенных должником действиях в период исполнения требований судебного пристава-исполнителя, что также оставлено судьей городского суда без оценки.
Установление указанных выше обстоятельств является значимым для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях (бездействии) юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.17.15 КоАП РФ. Однако судьей городского суда данные вопросы оставлены без проверки и оценки, в связи с чем с выводами судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении согласиться нельзя.
Таким образом, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Благовещенского городского суда всех мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, не предпринял, требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ им не соблюдены, что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, для отмены решения судьи и возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Благовещенский городской суд Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 20 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации <адрес>, отменить.
Материалы дела возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12-30.17 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья
Амурского областного суда Т.Г. Аксаментова