Дело (УИД) № 21RS0019-01-2022-000248-53
Производство № 12-55/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
27 апреля 2022 г. г. Ядрин
Судья Ядринского районного суда Чувашской Республики-Чувашии Сокрашкина А.Г.,
с участием:
заявителя – законного представителя юридического лица – администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики – главы поселения Иванова В.И.,
главного государственного инспектора Ядринского района по пожарному надзору Вазяновой Ю.Н., по доверенности №Д-173-48 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрел в судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица – администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики – главы поселения Иванова В.И. на постановление № 4 главного государственного инспектора Ядринского района по пожарному надзору Вазяновой Ю.Н. от 24 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо -
администрация Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, ОГРН 1052136009155, ИНН 2119901246, юридический адрес: <адрес>,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа с применением ч. 3, ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 75 000 руб.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления,
у с т а н о в и л:
Постановлением № 4 главного государственного инспектора Ядринского района по пожарному надзору Вазяновой Ю.Н. от 24 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении юридическое лицо – администрация Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа с применением ч. 3, ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 75 000 руб., по тем основаниям, что начальником 43 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Ахматкановым И.Х. ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, установлено, что при попытке заправки водой пожарных автоцистерн в д. Кукшумы в ходе тушения пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в 08 час. 57 мин. по вышеуказанному адресу, отсутствуют условия для забора пожарными автомобилями в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, источники наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни) в д. Кукшумы не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года, чем создана угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, тем самым администрацией Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики нарушены требования законодательства в части обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения и бесперебойной подачи воды к месту тушения пожара, а именно:
- в нарушение п. 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» администрацией Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики не приняты меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения;
- в нарушение п. 53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479, водонапорные башни не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года;
- в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479, администрацией Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в д. Кукшумы.
Не соглашаясь с вынесенным постановлением, законный представитель юридического лица – администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики – глава поселения Иванов В.И. обратился в районный суд с жалобой об отмене вышеуказанного постановления. Жалоба мотивирована тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошел пожар. Получив уведомление о пожаре около 09 час. пожарная автомашина Кукшумского сельского поселения выехала на тушение пожара. Всего в тушении пожара участвовало 5 автомашин. В связи с невозможностью организовать забор воды в д. Кукшумы ввиду удаленности водонапорных башен и прудов от дорог, забор воды был организован в д. Сеткасы Кукшумского сельского поселения на расстоянии 2,5 км от д. Кукшумы по дороге с твердым покрытием и близким подъездом к водохранилищу. Перебоя по подвозу воды к месту тушения пожара не было, вывезено 24 рейса, что составляет около 70 тонн воды. При указанных обстоятельствах нарушений требований п. 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со стороны администрации Кукшумского сельского поселения не имеется. Кроме этого, в 2022 г. отремонтирована пожарная автомашина, приобретена мотопомпа, в холодное время года бокс-стоянка автомобиля отапливается, автомобиль заправлен ГСМ и водой, водитель закреплен. Водонапорная башня в д. Кукшумы удалена от дороги более чем на 300 м и ограничена дебетом воды в скважине 3.6 м.куб/час (по паспорту скважины). Забор большого объема воды из системы водоснабжения населения невозможен (5 м.куб/час по мощности глубинного насоса), в связи с чем водонапорная башня не оборудована приспособлением для забора воды и подъездной дорогой с твердым покрытием. Согласно ст.ст. 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» администрацией Кукшумского сельского поселения организован забор воды в любое время года из источника наружного противопожарного водоснабжения в д. Сеткасы на территории Кукшумского сельского поселения.
Заявитель законный представитель юридического лица – администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики – глава поселения Иванов В.И. в судебном заседании жалобу поддержал, просит суд отменить постановление № главного государственного инспектора Ядринского района по пожарному надзору Вазяновой Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу.
Главный государственный инспектор Ядринского района по пожарному надзору Вазянова Ю.Н., действующая по доверенности №Д-173-48 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просит в удовлетворении жалобы отказать, оставив оспариваемое постановление в силе.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив доводы жалобы и проверив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 вышеуказанного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. ч. 1, 2 ст. 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В настоящее время требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
Пунктом 75 Правил противопожарного режима, создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» возложено на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов.
Согласно п. 53 Правил противопожарного режима водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года.
Как следует из материалов дела, начальником 43 пожарно-спасательной части 5 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Ахматкановым И.Х. ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, в ходе тушения пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в 08 час. 57 мин. по вышеуказанному адресу, было установлено, что при попытке заправки водой пожарных автоцистерн в д. Кукшумы отсутствуют условия для забора пожарными автомобилями в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, источники наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни) в д. Кукшумы не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года, чем создана угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Таким образом, начальником 43 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Чувашской Республик-Чувашии Ахматкановым И.Х. выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение п. 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» администрацией Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики не приняты меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения;
- в нарушение п. 53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479, водонапорные башни не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года;
- в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479, администрацией Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в д. Кукшумы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ должностным лицом.
Факт совершения администрацией Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением начальника 43 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Ахматканова И.Х. от ДД.ММ.ГГГГ № и иными материалами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но администрацией сельского поселения не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Вывод должностного лица о наличии в действиях администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы жалобы о том, что перебоя по подвозу воды к месту тушения пожара не имелось, поскольку забор воды был организован в д. Сеткасы Кукшумского сельского поселения на расстоянии 2,5 км от д. Кукшумы по дороге с твердым покрытием и близким подъездом к водохранилищу, является несостоятельным.
Частью 5 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
Между тем, как следует из объяснений в судебном заседании законного представителя юридического лица – администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики – главы поселения Иванова В.И. в населенном пункте д. Кукшумы Ядринского района Кукшумского сельского поселения проживает более 500 человек.
Таким образом, организация забора воды в любое время года из источника наружного противопожарного водоснабжения в другом населенном пункте данного сельского поселения, а именно, в д. Сеткасы Кукшумского сельского поселения, при не обеспечении надлежащего состояния источника противопожарного водоснабжения в д. Кукшумы, не свидетельствует о соблюдении требований пожарной безопасности.
Довод жалобы о том, что водонапорная башня в д. Кукшумы удалена от дороги более чем на 300 м и ограничена дебетом воды в скважине 3.6 м.куб/час (по паспорту скважины); забор большого объема воды из системы водоснабжения населения невозможен (5 м.куб/час по мощности глубинного насоса), в связи с чем водонапорная башня не оборудована приспособлением для забора воды и подъездной дорогой с твердым покрытием, не обоснован, поскольку указанные факты не исключают вину юридического лица в несоблюдении правил пожарной безопасности, так как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности создает угрозу охраняемым общественным отношениям в данной сфере.
Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оснований для признания вменяемого администрации сельского поселения деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 названного Кодекса не имеется.
Административное наказание назначено администрации сельского поселения с применением ч. 3, ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление № 4 главного государственного инспектора Ядринского района по пожарному надзору Вазяновой Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица – администрации Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики – главы поселения Иванова В.И. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Сокрашкина