Дело№2-28/2024
УИД № 24RS0021-01-2023-000609-66
08 февраля 2024 года г.Иланский Красноярского края
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Иланский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сасенко И.Е.
при секретаре Гайковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования г.Иланский Красноярского края к Роот Виктору Викторовичу, отделу судебных приставов по Иланскому району ГУ ФССП России по Иланскому району Красноярского края о снятии ареста, запрета на совершение регистрационных действий в отношении объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец, с учетом уточнений по иску обратился в суд с иском к ответчикам о снятии ареста, запрета на совершение регистрационных действий в отношении объекта недвижимости, в обоснование своего иска указывая, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан ветхим и аварийным, согласно заключения межведомственной комиссии «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» № от 08.07.2016 года и распоряжением Главы города №-Д от 09.08.2016 года.
На территории г.Иланский Иланского района Красноярского края реализуется долгосрочная целевая муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Иланский» на 2019-2025 годы, разработанная в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г. №144-п, Постановлением Администрации г.Иланский Иланского района Красноярского края от 01.07.2019г. № 519.
Жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу расселен по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» в 2021 году, кроме 1/2 доли в жилом помещении №, которая принадлежит Роот В.В., 1/2 доли в жилом помещении №, принадлежит ФИО1
22 августа 2022 года с Роот В.В. и ФИО1 заключено соглашение «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения» №, в результате чего по 1/2 доли в жилом помещении №4 по адресу: г.Иланский, ул.Строительная, д.4 изымается у собственников для муниципальных нужд путем выплаты возмещения.
Вышеуказанное соглашение было сдано на регистрацию в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Государственная регистрация возникновения и перехода права на объект недвижимости не проведена, в связи с выявленными ограничениями прав и обременения объекта недвижимости у Роот В.В., собственника 1/2 (одной второй) доли, а именно ОСП по Иланскому району Красноярского края наложен запрет на регистрационные действия в отношении спорного жилого помещения.
В настоящий момент данный многоквартирный дом расселен, кроме 1/2 доли в жилом помещении № и в нем никто не проживает, кроме Роот В.В. и ФИО1. Данный дом непригоден для проживания и представляет угрозу самопроизвольного обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, а также угрозу возгорания в пожароопасный период.
В связи с чем, истец просил освободить от запрета регистрации имущества, принадлежащего Роот В.В., а именно 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № по всем имеющимся исполнительным производствам судебных приставов ОСП по Иланскому району ГУФССП по Красноярскому краю.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик - отдел судебных приставов по Иланскому району ГУ ФССП России по Иланскому району Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик Роот В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил заявление о согласии с исковыми требованиями.
Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, МИФНС №8 по Красноярскому краю, ПАО Сбербанк, ООО МКК «Актив Деньги НСО», ООО «Рециклинговая компания», НАО «Первое клиентское бюро» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю просило рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо - Антоненко Е.М., в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещалось надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы по делу, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков, третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ и приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Одним из способов защиты вещных прав являются иски об освобождении имущества от ареста (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). В п. 50 названного совместного Постановления разъяснено, что при наложении ареста в порядке обеспечения иска или исполнения исполнительных документов на имущество, не принадлежащее должнику, собственник имущества (законный владелец, иное заинтересованное лицо, в частности невладеющий залогодержатель) вправе обратиться с иском об освобождении имущества от ареста. Споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются в соответствии с подведомственностью дел по правилам искового производства независимо от того, наложен арест в порядке обеспечения иска или в порядке обращения взыскания на имущество должника во исполнение исполнительных документов.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество; в порядке и пределах, которые установлены данным Федеральным законом, производить оценку имущества; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, разъяснено, что перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).
Постановление о наложении запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы. После обнаружения фактического местонахождения имущества и возникновения возможности его осмотра и описи в целях обращения взыскания на него судебный пристав-исполнитель обязан совершить все необходимые действия по наложению ареста на указанное имущество должника по правилам, предусмотренным статьей 80 Закона об исполнительном производстве.
Как предусмотрено частью 3, пунктом 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в том числе на предоставление указанным в пункте 2 части 6 статьи 16 гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.
Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 - 2025 годы утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 №144-п.
Пунктом 3.6 указанной программы предусмотрено, что средства Фонда, средства краевого и местных бюджетов расходуются на строительство многоквартирных домов, приобретение жилых помещений у застройщиков, приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, на выплату возмещения гражданам, на предоставление субсидии собственникам.
Порядок предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение (строительство) другого жилого помещения утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2021 №167-п.
Согласно п.п. 1.3, 1.5 Порядка субсидия предоставляется собственникам при соблюдении следующих условий:
- на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также на дату подачи заявления о предоставлении субсидии у собственника отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
- собственник приобрел право собственности на занимаемое жилое помещение до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением собственников, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствовали иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения социального использования;
- ранее собственник не пользовался правом на получение субсидии в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых на территории Красноярского края;
- собственником после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не совершались действия по отчуждению жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в его собственности.
Собственник вправе принять решение о расходовании средств субсидии на оплату: цены договора купли-продажи одного или нескольких жилых помещений, приобретаемого в индивидуальную, общую долевую, совместную собственность, участником которой является получатель субсидии; цены договора участия в долевом строительстве, предметом которого является жилое помещение, в том числе путем размещения средств субсидии на счете эскроу; цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома.
Согласно п. 3.10 Порядка основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
- несоответствие собственника одному из условий, указанных в пункте 1.3 Порядка;
- непредставление или представление не в полном объеме документов (сведений), указанных в абзацах втором, четвертом пункта 3.2 Порядка.
Пунктом 3.13 Порядка предусмотрено, что соглашение подписывается собственником в порядке, утвержденном органом местного самоуправления, одновременно с соглашением об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Типовые условия соглашения предусмотрены приложением № к Порядку, в том числе ими (п. 2.2.6) предусматривается обязанность получателя субсидии заключить с органом местного самоуправления в день подписания соглашения о предоставлении субсидии соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд в соответствии со ст. 32 ЖК РФ и передать в муниципальную собственность занимаемое жилое помещение.
В свою очередь, ч. 6 ст. 32 ЖК РФ предусматривается, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Из материалов дела следует, что согласно Выписки из ЕГРН от 20.06.2023 года, об основных характеристиках объекта недвижимости многоквартирный жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 471,3 кв. м., кадастровый №, здание признано аварийным и подлежащим сносу или реконструкции /л.д.42-51).
Согласно выписки ЕГРН от 20.06.2023 года об основных характеристиках объекта недвижимости, квартира № расположена по адресу: <адрес>, общей площадью 46 кв.м., кадастровый №, собственником 1/2 доли жилого помещения является Роот В.В., в отношении жилого помещения установлены 4 ограничения в виде запрета на совершение действий по регистрации постановлениями ОСП по Иланскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю по исполнительным производствам № (№-ИП) выдан 07.04.2023 года, №-ИП от 01.08.2022 года, №-ИП, выдан 22.04.2021 года, №-ИП, выдан 05.02.2020 года. Собственником оставшейся 1/2 доли, является ФИО1 Жилое помещение расположено в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу /л.д.54-60/.
15.08.2019 года, и.о.Главы г.Иланский Красноярского края, было вынесено постановление № об изъятии земельных участков для муниципальных нужд и жилых помещений у собственников, путем выкупа, в том числе земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, а также кв.№ в вышеуказанном доме /л.д.37-39/.
10.09.2019 года, было вынесено постановление № о внесении изменений в постановление от 15.08.2019 года № /л.д.40-41/.
Распоряжением Администрации города Иланский от 09.08.2016 года №-Д, заключением № от 08.07.2016 года, актом обследования помещений № от 08.07.2016 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан многоквартирным и подлежащим сносу /л.д.66, 67-68, 69-75/.
Постановлением Администрации города Иланский от 01.07.2019 года №, утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования город Иланский» на 2019 – 2025 годы, согласно которого жилой дом по адресу: <адрес>, должен быть расселен до 01.09.2025 года /л.д.19-36/.
22.08.2022 года, между МО г.Иланский Красноярского края и Роот В.В., ФИО1 было заключено соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения №, в размере 1568 000,00 руб., путем перечисления каждому собственнику на банковский расчетный счет денежных средств в размер по 784000 руб., каждому /л.д.81-84/.
Согласно сведений представленных ОСП по Иланскому району Красноярского края, в отношении Роот В.В. имеется сводное исполнительное производство №-СД, согласно которого у Роот В.В. имеется задолженность перед взыскателями: Антоненко Е.М., ПАО Сбербанк, ООО МКК «Актив Деньги НСО», ООО «Рециклинговая компания», НАО «Первое клиентское бюро», МИФНС России №8 по Красноярскому краю /л.д.112-198/, в рамках исполнительных производств наложен арест и запрет на регистрацию сделок со спорной квартирой.
02.09.2022 года, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права, в связи с наложением в отношении спорного имущества ограничений /л.д.245-246/.
05.09.2022 года, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю было вынесено уведомление о прекращении осуществлении государственного учета или государственной регистрации права /л.д.247/.
Ввиду наличия запрета регистрационных действий в отношении жилого помещения его собственники не могут реализовать свое право и на получение государственной поддержки в виде субсидии на приобретение жилого помещения, пригодного и безопасного для проживания.
Кроме этого, в силу приведенных норм Порядка, наличие запрета на совершение регистрационных действий с недвижимым имуществом, принадлежащим собственнику помещения в аварийном жилом доме, не является препятствием заключения соглашения о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) другого жилого помещения.
Сам по себе запрет регистрационных действий не является препятствием и для заключения соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд: положения ст. 32 ЖК РФ и Порядка не предусматривают к тому соответствующих ограничений.
Существо вынесенных судебным приставом-исполнителем постановлений состоит не в аресте жилого помещения, который предусматривается ст. 80 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (арест включает запрет распоряжения, который бы как раз препятствовал заключению соглашения), а в ограничении регистрационных действий в ЕГРН в отношении него. Следовательно, собственник может заключить соглашение об изъятии жилого помещения при наличии указанного обременения, но не сможет его исполнить, поскольку в силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» приведены разъяснения о том, что арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение могут быть установлены на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
Например, арест в качестве обеспечительной меры принадлежащего полностью или в части должнику-гражданину жилого помещения, являющегося единственно пригодным для постоянного проживания самого должника и членов его семьи, равно как и установление запрета на распоряжение этим имуществом, включая запрет на вселение и регистрацию иных лиц, сами по себе не могут быть признаны незаконными, если указанные меры приняты судебным приставом-исполнителем в целях воспрепятствования должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя. Наложение ареста либо установление соответствующего запрета не должно препятствовать гражданину-должнику и членам его семьи пользоваться таким имуществом.
Таким образом, само по себе отсутствие в собственности третьих лиц иных жилых помещений не препятствовало судебному приставу-исполнителю вынести постановления о наложении ареста и запрета на регистрационные действия, но целью вынесения данных постановлений служит не обращение взыскания на жилое помещение, а воспрепятствование должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя (в частности, ухудшить свое имущественное положение, реализовать единственное жилье и денежные средства потратить по своему усмотрению, игнорируя исполнение требований исполнительного документа).
Вместе с тем, при наличии того обстоятельства, что на вышеназванное жилое помещение не может быть обращено взыскание, указанный охраняемый законом интерес взыскателя не должен нарушать права собственников жилого помещения в аварийном доме на его изъятие и получение за него возмещения (в том числе в виде субсидии на приобретение другого жилого помещения), в том числе не должен нарушать права долевых сособственников, не являющихся должниками. Кроме того, данный законный интерес не должен препятствовать реализации публичных функций органа местного самоуправления по расселению и сносу жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, которые направлены как на соблюдение жилищных прав граждан, так и на безопасность неопределенного круга лиц.
Очевидно, что при сохранении спорного обременения на неопределенно долгий срок до исполнение требований исполнительного документа, аварийный и представляющий угрозу многоквартирный дом, срок расселения которого первоначально установлен до 01.09.2025 года, может оставаться не расселенным и не снесенным сколь угодно долго, поскольку пока муниципальное образование не приобретет (с момента регистрации права муниципальной собственности) права на все жилые помещения в доме, оно не может распорядиться им путем сноса аварийного жилья.
Отмена постановлений о запрете на совершение действий по регистрации решением суда в целях заключения и исполнения соглашения об изъятии жилого помещения не даст возможности должнику распорядиться своим имуществом в ущерб интересам взыскателя, поскольку имущество отчуждается не в обмен на денежную выплату (которой должник может распорядиться по своему усмотрению и оставить взыскателя без удовлетворения его требований), а в обмен на субсидию.
В соответствие с п. 4.11 Порядка данная субсидия выплачивается не непосредственно собственнику изымаемого помещения, а выплачивается либо на счета исполнителей по договору подряда, либо на счета продавцов по договору купли-продажи, либо на счета застройщика по договору участия в долевом строительстве.
Следствием заключения и исполнения соглашения о предоставлении субсидии является приобретение иного жилого помещения (либо прав требования по договору участия в долевом строительстве), на которое после регистрации права собственности материальных истцов точно также может быть наложен запрет регистрационных действий в целях обеспечения требований взыскателей по исполнительным производствам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Муниципального образования г.Иланский Красноярского края к Роот Виктору Викторовичу, отделу судебных приставов по Иланскому району ГУ ФССП России по Иланскому району Красноярского края о снятии ареста, запрета на совершение регистрационных действий в отношении объекта недвижимости - удовлетворить.
Снять арест и запреты на совершение регистрационных действий по сводному исполнительному производству №-СД, возбужденному в ОСП по Иланскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю в отношении должника Роот В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объект имущества – 1/2 доли квартиры, с кадастровым номером №, общей площадью 46 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения, который будет изготовлен в течение 5 дней со дня оглашения резолютивной части решения.
Председательствующий: И.Е.Сасенко
Решение изготовлено в окончательном виде 14.02.2024 года.