Дело №2-39/2024
УИД-05RS0022-01-2023-001635-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кизилюрт 25 января 2024 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Абдулаева М.М., при секретаре судебного заседания – Идрисовой П.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «город Кизилюрт», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9» об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности объектов,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц:
о признании бездействия администрации ГО «город Кизилюрт», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9», по необеспечению устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности объектов;
об обязании администрации ГО «город Кизилюрт», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9», в течение месяца с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные в ходе проверки и указанные в настоящем исковом заявлении нарушения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности объектов.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой с привлечением МОВО по г.Кизилюрту-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» (далее - УВО) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности муниципальными бюджетными образовательными учреждениями: МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9», расположенных на территории города Кизилюрта, в ходе которой выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору представлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
В ходе судебного разбирательства прокурор - помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Кантулова С.Х. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков - администрации ГО «город Кизилюрт», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9» признали исковые требования прокурора и не возражали против их удовлетворения.
Надлежаще извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела представитель ответчика - МБОУ «СОШ №2» и представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - МОВО по г.Кизилюрту-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан», не явились на судебное заседание и не представили суду сведения, по которым он не смогли явиться в суд.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения прокурора и представителей ответчиков, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно ст.2 и п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования (п. 3 ст. 5 названного Закона).
Согласно Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты.
Из материалов дела усматривается, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой с привлечением МОВО по г. Кизилюрту-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» (далее - УВО) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности муниципальными бюджетными образовательными учреждениями: МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9» (далее – ответчики), расположенных на территории города Кизилюрта.
В ходе проверки у ответчиков выявлены следующие нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - требования):
В МБОУ «Гимназия № 1» установлено нарушение подпункта «а» пункта 26 Требования, в соответствии с которым объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом, а также в нарушение подпункта «б» пункта 26, не оснащен въезд на объект (территорию) школы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
В МБОУ «СОШ №2» установлено нарушение подпункта «а» пункта 24 Требования, в соответствии с которым объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также в нарушение подпункта «а» пункта 25 Требования объект (территория) не оснащен в достаточном объеме наружными камерами видеонаблюдения.
В МБОУ «СОШ № 3» установлено нарушение подпункта «д» пункта 24 Требования, согласно которому объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также в нарушение подпункта «а» пункта 25 Требования объект (территория) не оснащен в достаточном объеме наружными камерами видеонаблюдения. Кроме того, в нарушении подпункта «в» пункта 25 Требовании объект (территория) не оборудован на 1 - м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения.
В МБОУ «СОШ № 4», МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ №9» установлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требования объекты (территория) не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В МБОУ «Гимназия №5» в нарушение подпункта «а» пункта 26 Требования объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом.
Из проведенной межрайонной прокуратурой проверки следует, что в нарушение требований действующего законодательства у ответчиков выявлены ряд вышеуказанных нарушений, что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования.
Представители ответчиков признали факт наличия вышеперечисленных нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что состояние антитеррористической защищенности дошкольных образовательных учреждений является неудовлетворительным, в частности, антитеррористическая защищенность объектов не соответствует характеру угроз, оперативной обстановке, не обеспечивает наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест пребывания людей.
Основными причинами и условиями, способствующими этим нарушениям, является игнорирование требований федерального законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности дошкольных образовательных учреждений.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены, в том числе и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ №35-Ф3).
Частью 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №27Э-ФЗ установлено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно пунктам 24, 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Учитывая, что образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, при этом вышеуказанные нарушения нарушают права несовершеннолетних и работающих в указанных учреждениях работников на охрану жизни и здоровья, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма, суд считает требования, изложенные в заявлении прокурора, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора поданное в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации ГО «город Кизилюрт», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9», по необеспечению устранения указанных выше требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности объектов.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «Гимназия №1» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом и оснастить въезд на объект (территорию) школы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «СОШ №2» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и оснастить объект (территорию) в достаточном объеме наружными камерами видеонаблюдения.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «СОШ №3» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также оснастить в достаточном объеме наружными камерами видеонаблюдения и оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны установив в нем систему видеонаблюдения.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «СОШ №4», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объекты (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «Гимназия №5» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Дело №2-39/2024
УИД-05RS0022-01-2023-001635-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г.Кизилюрт 25 января 2024 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Абдулаева М.М., при секретаре судебного заседания – Идрисовой П.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «город Кизилюрт», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9» об устранении требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности объектов,
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора поданное в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации ГО «город Кизилюрт», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9», по необеспечению устранения указанных выше требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности объектов.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «Гимназия №1» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом и оснастить въезд на объект (территорию) школы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «СОШ №2» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и оснастить объект (территорию) в достаточном объеме наружными камерами видеонаблюдения.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «СОШ №3» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также оснастить в достаточном объеме наружными камерами видеонаблюдения и оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны установив в нем систему видеонаблюдения.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «СОШ №4», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «СОШ №9» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объекты (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию ГО «город Кизилюрт» и МБОУ «Гимназия №5» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: