ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ул. Димитрова, 55
с. Молчаново Томской области 28 июля 2023 года
Судья Молчановского районного суда Томской области Дайнеко А.М.,
с участием Кузнецова В.А. – лица, привлекаемого к административной ответственности,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении физического лица – Кузнецова В.А., родившегося /___/ в /___/, зарегистрированного и проживающего по адресу: /___/,
УСТАНОВИЛ:
Участковым уполномоченным полиции ОУУПиПДН ОМВД России по /___/ капитаном полиции М. /___/ составлен протокол серии /___/ по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Кузнецова В.А..
Определением старшего государственного инспектора /___/ в области охраны окружающей среды от /___/ дело об административном правонарушении в отношении Кузнецова В.А. передано на рассмотрение в Молчановский районный суд.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о месте, дате и времени рассмотрения административного дела.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кузнецов В.А. в судебном заседании не отрицал, что при использовании в личных целях, без осуществления предпринимательской деятельности, установки по обработке древесины образуются опилки, которые он складирует на открытой бетонной площадке, а затем раздаёт жителям для личных нужд.
Судья, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав представленные доказательства, содержащиеся в материале об административном правонарушении, приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Частью 1 ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.
В силу части 2 указанной статьи в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.
Под событием административного правонарушения понимаются конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер, за совершение которых КоАП РФ установлена административная ответственность. Описание в протоколе об административном правонарушении события административного правонарушения представляет собой описание существа правонарушения: когда, где, каким образом было совершено соответствующее противоправное деяние – действие или бездействие. Подробное описание в протоколе события совершённого правонарушения необходимо для его правильной квалификации.
По смыслу закона, протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении серии /___/ от /___/ Кузнецов В.А. /___/ на территории пилорамы, расположенной по адресу: /___/, нарушил требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов лесопиления, разместив образовавшиеся от переработки древесины опилки на открытом участке территории, чем допустил нарушение требований п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (л.д. 4).
Как следует из рапорта следователя СО ОМВД России по /___/ Б. от /___/, на территории, расположенной по адресу: /___/, обнаружены отходы (опилки) (л.д. 7).
Согласно копии протокола осмотра места происшествия от /___/, на территории пилорамы по /___/ /___/ обнаружены кучи отходов древесины (опилки) (л.д. 8-11, 16-20).
Из объяснений Кузнецова В.А. от /___/ следует, что пилораму он использует в личных целях для распиловки леса на пиломатериал, отходы лесопиления – опилки – складирует на бетонном основании (площадке) в кучу, в дальнейшем они разбираются населением /___/ для личных нужд (л.д. 5).
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Норма ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ носит бланкетный (отсылочный) характер, то есть при описании совершенного лицом правонарушения должно быть в обязательном порядке указано, какие именно требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировки, обработке, утилизации и обезвреживании отходов производства и потребления не соблюдены, указаны содержащие такие требования нормы права.
Как следует из протокола об административном правонарушении, событие административного правонарушения, вменяемого Кузнецову В.А., заключается в нарушении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов лесопиления на территории пилорамы, а именно, образовавшиеся от переработки древесины опилки размещены на открытом участке территории, что нарушает требования п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» опилки из натуральной чистой древесины относятся к отходам V класса опасности.
Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещаются:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
- ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Однако должностным лицом в протоколе не указано, какие конкретно требования законодательства в области охраны окружающей среды из выше перечисленных нарушены Кузнецовым В.А., а также, при осуществлении какой деятельности Кузнецов В.А. допустил указанные нарушения.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении Кузнецова В.А., не указан вид деятельности, осуществляемой им, как физическим лицом, а также не указаны предусмотренные действующими нормами права подлежащие соблюдению требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, образующих объективную сторону правонарушения, несоблюдение которых влечет привлечение указанного физического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, представленные материалы об административном правонарушении свидетельствуют о том, что возбуждение дела об административном правонарушении в отношении Кузнецова В.А., который прекратил осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя /___/, и проведение внеплановой выездной проверки осуществлено должностным лицом ОМВД России по /___/ УМВД России по /___/ на основании рапорта следователя, составленного в ходе работы по материалу КУСП /___/ от /___/ (копия последнего в деле отсутствует).
Между тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Особенности проведения в /___/ году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 Постановления. Так, в /___/ году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Следовательно, в силу ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом.
Проверка данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путём проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, при наличии закреплённых в них оснований для контрольных мероприятий.
Представленные материалы об административном правонарушении не содержат сведений о том, что Кузнецов В.А. является субъектом предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, при наличии которых внеплановая проверка проводится по согласованию с органами прокуратуры, как и сведений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании указанных обстоятельств судья считает необходимым производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения – объективной стороны.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса, согласно пункту 2 части 1 которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Кузнецова В.А. подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, статей 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кузнецова В.А. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Томский областной суд через Молчановский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: /подписано/ А.М. Дайнеко
На момент размещения постановление не вступило в законную силу.
.