Мотивированное решение составлено 01.12.2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.11.2021 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Сидоровой С.А., при секретаре Остроуховой Е.С., с участием истца Пиняжиной Г.В., её представителя Колесникова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2729/2021 по иску Поляковой ФИО16, Пиняжиной ФИО17 к Администрации Сысертского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Полякова Л.В., Пиняжина Г.В. обратились в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
В обоснование заявления указали, что Русову В.П. на основании свидетельства №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал пай в Товариществе с ограниченной ответственностью «Росток» в виде земельного участка, расположенного в <адрес>; на основании аналогичных свидетельств №№40817810604900317040, 172 в указанном ТОО владельцами паев были также ФИО6 (жена ФИО2) и ФИО7 (теща ФИО2). Согласно постановлению Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040, на основании ст. 59 ЗК РСФСР, земельные участки ФИО2, ФИО6, ФИО7 изъяты из ТОО «Росток» и предоставлены ФИО2 для ведения крестьянского хозяйства в собственность. Русов В.П. признан главой крестьянского хозяйства, ФИО6 и ФИО7 - членами. В силу п. 4 указанного постановления комитету по земельным ресурсам поручено подготовить свидетельство о праве на собственность на землю. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 61 ЗК РСФСР члены крестьянского (фермерского) хозяйства пришли к соглашению о том, что право собственности на земельный участок будет передано ФИО6, жене ФИО2, которая также стала главой КФХ. Русова В.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Права на земельный участок ею при жизни не оформлялись, однако она, при помощи детей и внуков продолжала использовать землю для выращивания картофеля и иных культур. В силу законодательства, существовавшего на момент передачи в собственность Русову В.П. земель из ТОО «Росток» для организации КФХ, а именно, "Положения о порядке ведения Государственного реестра предприятий" (утв. Госналогслужбой РФ ДД.ММ.ГГГГ N ЮУ-4-12/65Н) (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 250), Государственной налоговой инспекцией ДД.ММ.ГГГГ была составлена карта постановки на налоговый учет КХ «Русова», присвоен номер в Госреестре 665200812.
Вместе с тем, согласно ст. 23 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент создания КХ ФИО14) Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Истцы считают, что КХ Русова после смерти его главы - Русова В.П., перешло в собственность одного из членов - Русовой В.В., право собственности которой, как члена КХ, возникло до вступления в законную силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, следовательно, оформление государственной регистрации прав на землю ей не требовалось.
После смерти ФИО6, являвшейся на момент смерти единственным членом КФХ, (ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ), КФХ фактически перестало существовать. Её наследники- истцы ФИО3 и ФИО4, вступили в права наследства по закону после смерти Русовой В.В. Однако на момент вступления в наследство они не могли представить документы, подтверждающие право собственности наследодателя на земельный участок.
Ссылаясь на положения гражданского законодательства, истцы просили признать за Поляковой Л.В. и Пиняжиной Г.В. право собственности на 1/2 долю за каждой в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> КН №40817810604900317040.
Истец Пиняжина Г.В., её представитель Колесников В.В. в судебном заседании, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства, исковые требования поддержали в полнм объеме.
Дополнительно истец пояснила, что на спорном земельном участке они семьей садили картошку.
Истец Полякова Л.В. в судебное заседание не явилась. Ранее направила в суд заявления, согласно которому просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства были извещены своевременно и надлежащим образом.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Бобровской сельской администрации в судебное заседание также не явились.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом было определено о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу частей 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 257 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В силу п. 9 ст. 3 названного нормативного акта государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно положениям ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно разъяснениям п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии со ст. 1179 Гражданского кодекса Российской Федерации после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253 - 255 и 257 - 259 настоящего Кодекса.
В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается (пункт 1 статьи 258), в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих, чтобы осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности продолжалось, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статей 258 и 1182 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии с положениями ст. 1182 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда никто из наследников не имеет преимущественного права на получение земельного участка или не воспользовался этим правом, владение, пользование и распоряжение земельным участком осуществляются наследниками на условиях общей долевой собственности.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского Кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Согласно п. 2 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники первой очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (ст. 1146).
Судом установлено, что Полякова Л.В. и Пиняжина Г.В. являются дочерьми Русова В.П. и Русовой В.В.
ФИО2, ФИО2 и ФИО7 на основании свидетельств от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040, 172 и 18 соответственно принадлежали паи в Товариществе с ограниченной ответственностью «Росток» в виде земельного участка, расположенного в <адрес>.
Согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 «Об отводе земельного участка для ведения крестьянского хозяйства ФИО2, проживающему по адресу: р.<адрес>, постановлено изъять из земель товарищества с ограниченной ответственностью «Росток» земельные участка: ФИО2, площадью 3,26 га пашни, ФИО6, площадью 3,26 га пашни, ФИО7, площадью 3,26 га пашни, и предоставить их ФИО2 для ведения крестьянского хозяйства в собственность. Главой крестьянского хозяйства утвержден ФИО2, членами: ФИО6- жена, ФИО7- теща.
На основании вышеуказанного постановления председателем райкомзема Ковиным Ю.М. было произведено землеуказание на местности границ землепользования крестьянского хозяйства ФИО2, отведен в натуру из земель ТОО «Росток» земельный участок, площадью 11,1 га, в том числе по угодьям - пашня. С северной стороны земельного участка расположено крестьянское хозяйство ФИО10, с западной стороны - земли запаса, урочище «Кадниковский», с южной стороны - крестьянское хозяйство ФИО11, с восточной - земли запаса, урочище «Кадниковский». В примечании акта о производстве землеуказания указано, что участок обременен земельным сервитутом «Проезжая дорога».
Из карты постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что крестьянское хозяйство «ФИО14» постановлено на налоговый учет, номер в Госреестре 665200812. Учредители - ФИО2, ФИО6, ФИО7
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО6 приняла наследство после смерти своего супруга ФИО2, что подтверждается материалами дела №40817810604900317040.63 о наследстве.
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное дело после смерти ФИО7 не заводилось, что подтверждается справкой нотариуса <адрес> и <адрес> ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов наследственного дела №40817810604900317040, истцы Полякова Л.В. и Пиняжина Г.В. приняли наследство после смерти своей матери ФИО6
Как усматривается из положений ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено, что на момент смерти Русову В.П. принадлежал спорный земельный участок, поэтому данное имущество включается в состав наследства после его смерти, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ. Русова В.В. приняла наследство после смерти своего супруга, и впоследствии, после её смерти наследство приняли истцы.
При наличии указанных обстоятельств, суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований о признании за истцами права собственности на земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Поляковой ФИО18, Пиняжиной ФИО19 удовлетворить.
Признать за Поляковой ФИО20 право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, западнее <адрес>, кадастровый номер №40817810604900317040
Признать за Пиняжиной ФИО21 право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, западнее <адрес>, кадастровый номер №40817810604900317040
Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права собственности за Поляковой Л.В. и Пиняжиной Г.В. на вышеуказанное имущество.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Сидорова