Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-327/2023 от 26.10.2023

Дело № 12-327/2023

РЕШЕНИЕ

14 ноября 2023 года                                                                   г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,

при ведении протокола секретарем Морозовой А.М.,

с участием защитников – ФИО4 по устному ходатайству, ФИО6 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника в интересах Долгов А.С на постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Адрес от Дата об освобождении директора ООО «Неософт» Долгов А.С от административной ответственности по ч. 4 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с объявлением устного замечания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Адрес от 26.09.2023Долгов А.С признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ и освобожден от наказания с объявлением устного замечания по факту предоставления сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности с нарушением срока.

Не согласившись с постановлением, защитник Долгов А.С обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, указывая, что дата получения страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности мировым судьей не устанавливалась.

В судебном заседании Долгов А.С на удовлетворении жалобы настаивал, указав, что мировым судьей не исследованы все доказательства и допущен в процесс представитель административного органа по доверенности, что является нарушением. Должностное лицо, составившее протокол, в процессе не участвовало, также не удовлетворено ходатайство о допросе главного бухгалтера.

Защитник ФИО5 в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще.

Защитник по доверенности ФИО6 на доводах жалобы настаивала.

Защитник ФИО4 представил дополнения к жалобе, указав, что руководитель организации не может нести ответственность за формирование и своевременное предоставление полной информации, поскольку данные обязанности не входят в его компетенцию.

Административный орган - отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю представителя в судебное заседание не направило, согласно ходатайству, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, позиции не делу не высказав.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 15.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года № 2010 утверждены Правила получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее – Правила).

Согласно п. 22 Правил страхователи не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью:

а) следующие сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности:

сведения о продолжительности страхового стажа застрахованного лица на день наступления временной нетрудоспособности;

сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации, за расчетный период у данного страхователя и (или) у другого страхователя (других страхователей), если в расчетном периоде застрахованное лицо работало у другого страхователя (других страхователей), с разбивкой по годам расчетного периода;

сведения о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде на основании заявления застрахованного лица;

сведения о районном коэффициенте, используемом при исчислении пособий;

сведения о продолжительности рабочего времени застрахованного лица - в случае, если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня);

сведения о периоде освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе о периоде предоставленного ему ежегодного оплачиваемого отпуска, - в случае, если временная нетрудоспособность приходится на указанные периоды;

сведения о периоде отстранения застрахованного лица от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, за который не начисляется заработная плата, - в случае, если временная нетрудоспособность приходится на указанный период;

Страхователю либо в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованному лицу (лицу, добровольно вступившему в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), представившим страховщику неполные сведения и документы в электронной форме, извещение направляется в электронной форме.

При получении извещения в электронной форме страхователь или в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованное лицо (лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) подтверждает в электронной форме его получение в течение 3 рабочих дней со дня получения такого извещения. В случае отсутствия подтверждения о получении извещения страховщик в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для такого подтверждения, направляет извещение по почте заказным письмом.

В случае представления застрахованным лицом (лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, в электронной форме с использованием единого портала страховщик направляет извещение в электронной форме в личный кабинет указанного лица на едином портале.

Подтверждение получения извещения и представление недостающих сведений и документов также осуществляются с использованием единого портала.

Согласно пункту 1.1 статьи 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) документ, подтверждающий факт регистрации страхователей, направляется территориальным органом страховщика страхователю с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, содержащемуся в составе сведений единого государственного реестра юридических лиц (при указании адреса электронной почты в заявлении о государственной регистрации), представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в территориальные органы страховщика. Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта данной регистрации не является обязательным для страхователя. Такой документ выдается по запросу страхователя территориальным органом страховщика в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

В силу п 6 ст. 13 Закона № 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

По правилам ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установлено, что директором ООО «Неософт» Долгов А.С нарушен установленный п. 22 Правил срок получения сведений о закрытии электронного листка нетрудоспособности, а именно, страхователем ООО «Неософт» в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации своевременно не представлены электронные реестры сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу ФИО7 по листку нетрудоспособности , выданному медицинским учреждением 20.03.2023 по 28.03.2023 и закрытому в информационной системе «Соцстрах» 29.03.2023.

Для оплаты пособия страхователю в электронном виде 29 марта 2023 г. направлен запрос на подтверждение данных через систему электронного документооборота, 29.03.2023 в 05:55, регистрация 29.03.2023 в 05:57.

Листок закрыт 29.03.2023, сведения предоставлены 05.04.2023 при сроке предоставления до 03.04.2023.

Дата должностным лицом - начальником отдела контроля за назначением и осуществлением страховых выплат Государственного учреждения – отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Адрес в отношении Долгов А.С составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 15.33 КоАП РФ, согласно которому директор, являясь должностным лицом страхователя, в нарушение пункта 20 статьи 13 Федерального закона от Дата № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не представил страховщику сведения, необходимые для назначения и выплаты ФИО7 пособия по временной нетрудоспособности по электронному листку нетрудоспособности ... в течение трех рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности.

Оснований полагать, что у должностного лица не имелось возможности проконтролировать соблюдение требований в области страхования, не установлено.

Довод жалобы о том, что запрос от органа СФР по ЭЛН расшифрован и получен в СБИС абонента «Неософт» 05.04.2023 не опровергается выводов о непредставлении в отделение фонда пенсионного страхования необходимых сведений.

Однако вынесенный судебный акт не может быть признан обоснованным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 18, п. 18.1 постановления).

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая изложенное, применяя положения ст. 2.9 КоАП РФ, мировой судья неправомерно исходил из отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, поскольку отсутствие таковых обстоятельств не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния, а лишь учитывается при назначении административного наказания. Установив отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, имеется возможность уменьшить размер назначенного административного штрафа.

Более того, мировой судья не учла, что несвоевременное предоставления сведений является общественно опасным, посягает на установленный порядок деятельности государственных внебюджетных фондов, продолжительность срока нарушения обязанности по представлению сведений на тяжесть правонарушения не влияет, отсутствуют обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении необходимой степени добросовестности, в связи с чем оснований для признания правонарушения малозначительным не имелось.

Особо необходимо учитывать требования закона при прекращении производства по делу за малозначительностью выявленного правонарушения, поскольку статья 2.9 КоАП РФ подлежит применению по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения, лишь в исключительных случаях.

Однако, мировая судья не оценила характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, наличие либо отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку соответствующие выводы в постановлении отсутствуют.

Таким образом, вывод мирового судьи не может быть признан законным и обоснованным, поскольку он сделан преждевременно без учета всех имеющихся в деле доказательств, без надлежащей проверки и оценки этих доказательств на предмет их допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в постановлении мирового судьи отсутствуют исследование и оценка доказательств, на основании которых по установленному событию вмененного административного правонарушения и виновности в его совершении применена норма по ст. 2.9 КоАП РФ, указано, что учтен период нарушения срока представления отчетности, отсутствие доказательств причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, а также отсутствие сведений о привлечении ранее к административной ответственности.

В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушение является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Доказательств того, что должностным лицом выполнены обязанности по своевременному предоставлению сведений от страхователя, были предприняты все зависящие меры для получения фондом по проактивному процессу персональных данных в установленный законом срок, а также контроля за принятием в пределах установленного законом срока компетентным органом, материалы дела не содержат.

На момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории, не истек.

С учетом характера административного правонарушения и объекта посягательства, вмененное административное правонарушение относится к правонарушениям в области страхового законодательства, срок давности привлечения к административной ответственности за которые в силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушения страхового законодательства Российской Федерации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Таким образом, срок давности привлечения директора к административной ответственности начал исчисляться 04.04.2023 и истекает 03.04.2024.

Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ, подлежит отмене.

При новом рассмотрении следует обратить внимание на рекомендацию разработчика –WEB-системы СБИС о необходимости обеспечения доступа к ключевому носителю с электронной подписью. Проверить надлежащее исполнение обязанностей директора по контролю за обеспечением доступа работниками организации, установить такую возможность в период с 29.03.2023 по 05.04.2023, установить обязанность директора исполнить требование закона, за несоблюдение которого составлен протокол.

С целью недопущения выявленных недостатков, при новом рассмотрении дела необходимо неукоснительно соблюдать требования действующего административного законодательства, оценить возможность прекращения производства по делам об административных правонарушениях ввиду малозначительности с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, а также положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

В силу статьи 30.17 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.

Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.

Изложенное свидетельствует о том, что мировым судьей было допущено существенное нарушение требований КоАП РФ, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте "з" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае Долгов А.С является должностным лицом и местом исполнения его обязанностей является место нахождения юридического лица, которое в силу части 3 статьи. 25.15 КоАП РФ определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Местом нахождения ООО «Неософт» является адрес: АдресА, оф. 7, что подтверждается сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 18). Указанный адрес расположен в пределах территориальной юрисдикции судебного участка Дзержинского судебного района г.Перми.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Изложенное в совокупности свидетельствует о преждевременности выводов о наличии оснований об освобождении от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата о привлечении Долгов А.С к административной ответственности по части 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано согласно ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

...

Судья                                                                                       Е.В. Мухина

12-327/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Долгов Александр Сергеевич
Другие
Орешкина Олеся Ильинична
Крупских Дмитрий Игоревич
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Мухина Е.В
Статьи

ст.15.33 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
26.10.2023Материалы переданы в производство судье
14.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Вступило в законную силу
23.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее