Дело № 2–766/2023
УИД 42RS0035-01-2023-001303-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Таштагол 6 июля 2023 г.
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Евсеева С.Н.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мундыбашского городского поселения о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таштагола обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил обязать администрацию Мундыбашского городского поселения обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Мундыбашского городского поселения, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Требования мотивирует тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по складированию снега на территории Мундыбашского городского поселения. Установлено, что согласно постановлению главы Мундыбашского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-п место для складирования снега после очистки территории <данные изъяты> расположено на территории <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером №, координаты №. На территории отвала снег складируется на территории, не имеющей водонепроницаемое покрытие и обвал сплошным земляным валом. Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения санитарных норм при складировании снега на территории Мундыбашского городского поселения по адресу: <данные изъяты>., определенным в качестве площадки для складирования снега на территории Мундыбашского городского поселения. Несоблюдение установленных вышеуказанными нормативными актами обязанностей привело к нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем прокурором города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес главы Мундыбашского городского поселения. Указанное представление рассмотрено, однако, мер к реальному устранению нарушений закона органом местного самоуправления не принято. Таким образом, ответчиком до настоящего времени место складирования снега, собираемого с территории Мундыбашского городского поселения, не обустроено в соответствии с нормами санитарного законодательства, а срок строительства площадок для складирования снега, отвечающих установленным санитарным нормам, не определен. Бездействие ответчика нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Мундыбашского городское поселение на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора города Таштагола ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме. Подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Мундыбашского городского поселения ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора г. Таштагола признала в полном объёме, просила увеличить срок исполнения решения суда.
Представитель третьего лица администрации Таштагольского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежаще.
Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно п.п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 34 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Согласно п. 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 52-ФЗ).
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч. 2 ст. 21 ФЗ № 52-ФЗ).
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, что прокуратурой г. Таштагола проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по складированию снега на территории Мундыбашского городского поселения.
Постановлением главы Мундыбашского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении местоположения площадки для временного складирования снега в зимний период 2023 года» утверждена схема местоположения площадки для временного складирования снега в зимний период 2023 года. Место для складирования снега после очистки территории Мундыбашского городского поселения расположено на территории Мундыбашского городского поселения по адресу: <данные изъяты>. (л.д. 11, 12).
Между тем, на отвале снег складируется на территории, не имеющей водонепроницаемое покрытие и обвал сплошным земляным валом.
Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения санитарных норм при складировании снега на территории Мундыбашского городского поселения по адресу: <данные изъяты>, определенным в качестве площадки для складирования снега на территории Мундыбашского городского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прокурором города внесено представление в адрес главы Мундыбашского городского поселения (л.д. 7-9).
Согласно письма администрации Мундыбашского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, работы по согласованию земельного участка под размещение и устройство площадки для складирования снега требуют организационного и бюджетного планирования. Данный вид работ в бюджете Мундыбашского городского поселения на 2023 г. отсутствует. В связи с тем, что бюджет Мундыбашского городского поселения является полностью дотационным, ими подано ходатайство о выделении денежных средств из вышестоящего бюджета на разработку технической документации и проведения работ по обустройству площадки для складирования снега. За допущенные нарушения действующего законодательства, должностное лицо администрации Мундыбашского городского поселения привлечена к дисциплинарной ответственности (л.д. 10).
Таким образом, ответчиком до настоящего времени место складирования снега, собираемого с территории Мундыбашского городского поселения, не обустроено в соответствии с нормами санитарного законодательства, а срок строительства площадок для складирования снега, отвечающих установленным санитарным нормам, не определен.
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ответчиком, нарушает права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Мундыбашского городское поселение на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Само по себе отсутствие у ответчика необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений, не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.
Вышеуказанными нарушениями требований законодательства ставится под угрозу здоровье неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Мундыбашского городского поселения, в связи с чем, требования прокурора полному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учётом характера требований, объёма необходимости производства работ, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 01.10.2024, считая данный срок разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Мундыбашского городского поселения (<данные изъяты>) обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Мундыбашского городского поселения, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 1 октября 2024 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2023 г.
Судья С.Н. Евсеев