№ 12-465/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Щелково 23 ноября 2023 года
Московской области
Судья Щелковского городского суда Московской области Колоскова К.Н., с участием представителя ООО «Альфа» по доверенности Вострикова В.В., должностного лица Проскурякова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, жалобу генерального директора ООО «Альфа» Волошина М.В. на постановление консультанта территориального отдела №9 территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области старшего государственного административно-технического инспектора Московской области – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Альфа»» ИНН №, ОГРН №, зарегистрированное по адресу: <адрес>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением консультанта территориального отдела № территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области старшего государственного административно-технического инспектора Московской области – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альфа»» ИНН №, ОГРН №, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и подвергнуто к наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением должностного лица, генеральный директор ООО «Альфа» ФИО3, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1 – 30.6 КоАП РФ обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление консультанта территориального отдела № территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области старшего государственного административно-технического инспектора Московской области – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Зубеева А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу, ввиду отсутствия события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», указав, что ООО «Альфа» не нарушало порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области. Перевозку отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, не осуществляло. Кроме того, указал, что ООО «Альфа» на момент фотофиксации перевозило не ОССиг, а планировочный грунт (техногрунт), соответствующий стандартам установленным на территории Российской Федерации, подтвержденный документом о сертификации для облагораживания земельного участка, не использованный в процессе строительства, то есть не являющийся строительными отходами. Кроме того указал, что наличие электронного талона при вышеуказанных обстоятельствах при использовании транспортного средства не требовалось.
В судебное заседание представитель по доверенности ООО «Альфа» - ФИО4 – явился, доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме, просил удовлетворить жалобу, отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Альфа»» ИНН № за отсутствием события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Московской области ФИО5 в судебном заседании пояснил, что на момент рассмотрения дела, не имел документов о том, что планировочный грунт (техногрунт) не относится к отходам строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Указанные требования должностным лицом были соблюдены не в полной мере.
Согласно ч. 2 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» повторное в течение года нарушение порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 16 ст. 56 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица при осуществлении обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, обязаны соблюдать требования, установленные порядком обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, утверждаемым уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды (далее - Порядок обращения с отходами строительства и сноса).
Перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Порядком обращения с отходами строительства и сноса на основании разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, выданного исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Процедура, порядок выдачи и форма разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, устанавливаются уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 14 Закона Московской области № 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области» юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны, в том числе получать разрешение на перемещение ОССиГ при их образовании и последующей транспортировке самостоятельно или с привлечением подрядных организаций до объектов обработки, обезвреживания, утилизации и размещения.
Из п. 5.9 Порядка обращения с ОССиГ следует, что нарушением порядка перемещения ОССиГ является, в том числе перемещение ОССиГ без разрешения на перемещение ОССиГ (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.7.1 пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка) и (или) электронного талона.
Порядок обращения с ОССиГ на территории Московской области, утвержден Распоряжением Минэкологии МО от 25.02.2021 N 134-РМ (ред. от 27.09.2023) "Об утверждении Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области".
В пункте 2.1 Порядка установлено, что отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунты - это остатки сырья, материалов, изделий, иных продуктов строительства, образующиеся при строительстве, реконструкции, разрушении, сносе, разборке, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, промышленных объектов дорожно-мостового строительства и благоустройства, включая высвобождаемые грунты, а также при проведении ремонтно-отделочных работ в помещениях, за исключением новых строительных материалов, не использованных в процессе строительства.
Из представленных генеральным директором ООО «Альфа» ФИО3: письма о гарантийных обязательствах ООО «Альфа» перед ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ; договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; договора поставки № от ДД.ММ.ГГГГ и приложений к нему следует, что транспортное средство марки SHACMAN №, принадлежащее ООО «Альфа», осуществляло перевозку согласно сертификата соответствии № техногрунта ЭТГ для облагораживания земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, арендованного ООО «Альфа» в лице генерального директора ФИО3
Таким образом, перемещенный техногрунт ЭТГ, принадлежащий ООО «Альфа», является новым строительным материалом, ранее не использованным в процессе строительства и не относится к ОССиГ.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Между тем, из вышеизложенного следует, что требования закона должностным лицом не были соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, что не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица о наличие в действиях юридического лица состава правонарушения объективного подтверждения не нашли, что свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, поскольку не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что постановление должностного лица о привлечении ООО «Альфа»» к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» подлежит отмене.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности для привлечения ООО «Альфа» к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» истек, что исключает дальнейшее производство по делу, в том числе оценку действий юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем, суд прекращает производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление консультанта территориального отдела № территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области старшего государственного административно-технического инспектора Московской области – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Зубеева А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Альфа»» ИНН №, ОГРН № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» - отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Жалобу генерального директора ООО «Альфа» ИНН №, ОГРН № ФИО3 - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья К.Н. Колоскова