Дело №2-561/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «03» декабря 2013 г.
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Костяновой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Глейкиной Н.С.,
с участием старшего помощника прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Москвитиной И.Ю.,
истцов М.Н.Н., К.Ю.Н., Н.Ю.М., Б.Т.В., Л.Т.М., С.В.Ф. и А.О.Н.,
представителя истца Б.Т.В. – Е.И.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей ответчика администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области К.С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Д.Р.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Новоаннинской районной Думы Волгоградской области М.К.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Н.Н., К.Ю.Н., Д.В.И., Н.Ю.М., Б.Т.В., Л.Т.М., С.В.Ф., А.О.Н. к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и Новоаннинской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным и отмене нормативного акта в части и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Истцы М.Н.Н., К.Ю.Н., Д.В.И., Н.Ю.М., Б.Т.В., Л.Т.М., С.В.Ф., А.О.Н. обратились в суд с иском к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и Новоаннинской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным и отмене нормативного акта в части и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
Определением Новоаннинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17 т.2) гражданские дела по иску М.Н.Н., К.Ю.Н., Д.В.И., Н.Ю.М., Б.Т.В., Л.Т.М., С.В.Ф., А.О.Н. к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и Новоаннинской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным и отмене нормативного акта в части и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, были объединены в одно производство.
В обоснование исковых требований истцы указывают, что являются получателями пенсии за выслугу лет как лица, замещавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
25 июля 2013 г. Новоаннинской районной Думой Волгоградской области было принято решение №24/228 «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 г. №14/114 «О положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области»(новая редакция), (далее по тексту – «Положение»), а именно в ст. 6 Положения, в соответствии с которой пенсия за выслугу лет стала исчисляться за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо по инвалидности, установленных в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О занятости населения в РФ».
Данное решение было опубликовано в газете «Новоаннинский вестник» №9 (118) от ДД.ММ.ГГГГ г., однако в соответствии со ст. 5 вступило в законную силу 01 июля 2013 г.
Решение №24/228 от 25.07.2013 г. «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 г. №14/114 «О положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области»(новая редакция), истцы считают незаконным в части 1 пункта 1.2 о внесении изменения в ст. 6 «Положения» и в части 5, о вступлении решения Новоаннинской районной Думы от 25.07.2013 г. в законную силу с 01.07.2013 г. на том основании, что указанные в Преамбуле «Положения» нормативные акты: Устав Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, Положение о муниципальной службе в Новоаннинском районе, Закон Волгоградской области №1626-ОД от 11.02.2013 г. «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», не содержат указаний об определении размера государственной пенсии муниципального служащего, то есть уменьшении пенсии, применяя за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо по инвалидности. Напротив ст. 24 ФЗ « О муниципальной службе в РФ», на которое так же есть ссылка в оспариваемом решении, прямо предусматривает, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленными законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего субъекта РФ не должен превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
Ранее «Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области»(новая редакция), содержало требование об исчислении размера пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии или пенсии по инвалидности, но Новоаннинской районной Думы 27 сентября 2012 г. на основании решения №17/155 были внесены изменения, где был определен размер государственной муниципальной пенсии без вычета страховой части трудовой пенсии или пенсии по инвалидности.
Закон Волгоградской области от 30.12.2001 г. №778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», Закон Волгоградской области от 20.04.2012 г. №41-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30.12.2001 г. №778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», определяющие размер государственной муниципальной пенсии муниципального служащего «без вычета страховой части трудовой пенсии по старости либо по инвалидности», в настоящее время не отменены и распространяют свое действие на определение размера пенсии муниципальных служащих Новоаннинского района, так как при вынесении решения 27.09.2012 г. №17/155 о внесении изменений в «Положение» Новоаннинская районная дума, руководствовалась указанными выше законами.
Кроме того, решение Новоаннинской районной Думы №№24/228 «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 г. №14/114 «О положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области»(новая редакция), было принято 25.07.2013 г., а вступило в законную силу 01.07.2013 г., что противоречит ст. 4 ГК РФ, так как акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после их введения в действие.
После принятия спорного решения размер пенсии за выслугу лет, назначенной истцам существенно уменьшился.
Истцы просят суд решение Новоаннинской районной Думы Волгоградской области №24/228 от 25 июля 2013 года «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 г. №14/114 «О положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области»(новая редакция) отменить в части 1 пункта 1.2 «Статья 6 Размеры пенсии за выслугу лет и её исчисление» слова «за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» и в части 5, как несоответствующие требованиям закона. Обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом изменений, начиная с 01 июля 2013 г.
Представитель истца Б.Т.В. – Е.И.А. в судебном заседании исковые требований уточнил, пояснив, что поскольку ответчиком Новоаннинской районной Думой исковые требования истцов были частично удовлетворены добровольно, а именно внесены изменения в часть 5 спорного решения о его вступлении в законную силу со дня его официального опубликования, просит суд отменить решение Новоаннинской районной Думы Волгоградской области №24/228 от 25 июля 2013 года «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 г. №14/114 «О положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области»(новая редакция) в части 1 пункта 1.2 слова «за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» и обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом изменений, начиная с 01 июля 2013 г. Дополнительно пояснил, что 28 февраля 2012 года решением Новоаннинской районной Думы № 14/114 было принято «Положение о пенсионном обеспечении лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района». Статья 1 указанного Положения гласит, что районное законодательство о пенсионном обеспечении за выслугу лет состоит из Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», Закона Волгоградской области от 11 февраля 2008 года № 1626- ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», муниципальных правовых актов и данного Положения. 27 сентября 2012 года руководствуясь законом Волгоградской области от 20 апреля 2012 года № 41- ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30 декабря 2012 года № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы», Новоаннинская районная Дума Волгоградской области приняла решение № 17/155 «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 года № 14/114 «О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области», которым слова «за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности.. .» были исключены. То есть пенсионерам администрации Новоаннинского района была увеличена сумма пенсии, так как она стала выплачиваться без вычета трудовой пенсии или пенсии по инвалидности. Затем 25 июля 2013 г. Новоаннинской районной Думы было принято решение «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28.02.2012 г. №14/114 «О положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области»(новая редакция), в соответствии с которым пенсия за выслугу лет муниципальным служащим вновь стала исчисляться «за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности.. .». Доводы представителей ответчика о том, что спорное решение принято в связи с дефицитом бюджета, недофинансированием опровергается решением Новоаннинской районной Думы от 12.09.2013 г. №245/231 о внесении изменений и дополнений в решение Думы от 26.12.2012 г. №21/183 «О бюджете Новоаннинского муниципального района на 2013 года и на плановый 2014-2015 г.г.», в бюджете на 2013 год расходы на выплату муниципальной пенсии были заложены без вычета трудовой пенсии или пенсии по инвалидности. В настоящее время администрацией Новоаннинского района Волгоградской области приобретено имущество в виде легкового автомобиля представительского класса на МКУ «Молодежной политики, культуры и спорта», стоимостью 1 млн. 900 руб., и на МКУ «Хозяйственная служба», стоимостью 700 руб., всего на общую сумму 2 млн. 600 тыс. рублей. Закон № 41-ОД от 20 апреля 2012 года, где говорится об исчислении пенсии муниципальным служащим Волгоградской области без вычета трудовой пенсии по старости либо по инвалидности, ни кто не отменял и он продолжает действовать. Уменьшать, изменять порядок и условия доплат к пенсиям администрация Новоаннинского муниципального района в соответствии с действующим законодательством не имеет право. В ст. 24 прямо указано, что субъект Российской Федерации - Волгоградская областная администрация, именно она определяет размер пенсии муниципального служащего. Поскольку на момент вынесения решения суда перерасчет размера пенсии не произведен, настаивает на завяленных требованиях о перерасчете размера муниципальной пенсии с 01.07.2013 г.
Истец Б.Т.В. уточненные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить, дополнительно пояснила, что спорное решение Новоаннинской районной Думы не должно распространяться на тех пенсионеров, которые вышли на пенсию до принятия указанного решения.
Истец М.Н.Н. – уточненные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
Истец А.О.Н. – уточненные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
Истец Н.Ю.М. – уточненные исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.
Истец К.Ю.Н. – уточненные исковые требования поддержал, просит их удовлетворить, дополнительно пояснил, что ссылка ответчика на то, что при принятии нормативного правового акта № 14/114 ими были взяты во внимание областной закон № 16/26, не уместна. Статья 9.2 Закона № 16/26 регламентирует, что законом определяются условия определения права на муниципальную пенсию. О размерах в этом законе ничего не говорится. Поэтому для принятия спорного решения необходимо руководствоваться нормативным правовым актом Областной Думы Законом № 41, который гласит: муниципальный пенсионер полностью пользуется правами государственного гражданского служащего. Приняв оспариваемое решение ответчики нарушили основной закон РФ – Конституцию, а именно главу 2 «Равенство и свободы граждан РФ», поскольку на сегодняшний день гражданский государственный служащий получает государственную пенсию, которая определена законом, без вычета трудовой пенсии или пенсии по инвалидности.
Истец Л.Т.М. – уточненные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить, дополнительно пояснила, что в соответствии со ст. 54, 55, 56, 57 Конституции РФ, законы, ухудшающие положения граждан, не могут иметь обратной силы. Президиум Верховного Суда РФ разрешая дела, исходит из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют, это зафиксировано так же в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18.09.2002 года № 249-ПВ-01.
Истец С.В.Ф. – уточненные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить, дополнительно пояснила, что бюджет Новоаннинского муниципального района Волгоградской области не является дефицитным, выплата пенсии муниципальным служащим и её размер был предусмотрен в бюджете района на 2013 г.
Истец Д.В.И. в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 208 т.2). Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель ответчика К.С.Н. – возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с Законом Волгоградской области № 626- ОД, пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим устанавливается нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. В зависимости от возможности бюджета Новоаннинская районная Дума имеет право принимать решения об увеличении или об уменьшении данного пенсионного обеспечения. В самом Положении о пенсионном обеспечении отражено понятие «пенсия за выслугу лет» - это ежемесячная денежная выплата за счет средств бюджета Новоаннинского муниципального района, назначаемая дополнительно к пенсии, установленной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», право на получение которой, определяется в соответствии с условиями установленными настоящим Положением. Дополнительное пенсионное обеспечение регламентируется непосредственно решением Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 г. №14/114 «О положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области»(новая редакция). В данное решение 25 июля 2013 г. были внесены изменения в частности в ст. 6 Положение и пенсия за выслугу лет стала исчисляться за вычетом трудовой пенсии по старости. Данные изменения были опубликованы в газете «Новоаннинский вестник4» 15 августа 2013 г. Опубликование нормативного акта произведено в соответствии с действующим законодательством и Уставом района. Необходимость принятия оспариваемого решения возникла в связи с дефицитом бюджета района и отсутствием дотаций с областного бюджета. Полномочия Новоаннинской районной Думы по принятию такого рода решений установлены Законом «О муниципальной службе в РФ», в соответствии с которым отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Новоаннинская районная Дума Волгоградской области входит в структуру органов местного самоуправления и её полномочия определены Уставом Новоаннинского муниципального района. В данном случае и администрацией Новоаннинского муниципального района, и Новоаннинской районной Думой, в настоящее время, были соблюдены все формальности, то есть 21.11.2013 г. Думой были внесены изменения и дополнения в решение от 25.07.2013 г., какие требовались. Данные изменения опубликованы в газете «Новоанниский вестник» 22.11.2013 г. и вступили в законную силу. Требования истцов о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом изменений, администрация признает, но перерасчет пенсии будет произведен с 01.07.2013 г. до 01.09.2013 г. в соответствии со ст. 9 «Положения», в ближайшее время.
Представитель ответчика - администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Д.Р.П. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным представителем ответчика К.С.Н.
Представитель ответчика - Новоаннинской районной Думы Волгоградской области М.К.В. возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив, что требования истцов о признании незаконной части 5 решения Новоаннинской районной Думы № 17/155 «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 года № 14/114 «О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области», о вступлении его в законную силу с 01.07.2013 г. ответчиком удовлетворены добровольно. 21 ноября 2013 г. решением Новоаннинской районной Думы были внесены изменения в оспариваемое решение, в соответствии с которым оспариваемое решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования. В остальной части исковые требования не признает, поскольку оспариваемое решение принято Новоаннинской районной Думой в пределах её полномочий, поводом для принятия указанного решения послужил дефицит муниципального бюджета.
Свидетель Е.И.В. в судебном заседании пояснила, что она работает начальником финансового отдела администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, в 2013 году размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, заложенный в 2012 году не увеличился и не уменьшался, но в настоящее время возникает дефицит бюджета из-за отсутствия дотаций с областного бюджета, и на следующий плановый 2014 год муниципальную пенсию платить нечем.
Свидетель С.О.В. в судебном заседании пояснила, что она работает начальником отдела учета и отчетности администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области. 21 ноября 2013 г. Новоаннинская районная Думы Волгоградской области приняла решение №26/244 «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 25.07.2013 г., в соответствии с которым оспариваемое решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования. Поскольку существует определенный порядок исполнения указанных решений Думы, перерасчет размера пенсии муниципальных служащий будет произведен в ближайшие 2-3 дня. В настоящее время перерасчет размера пенсии не произведен, пенсия не выплачена.
Старший помощник прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Москвитина И.В. в судебном заседании пояснила, что решение Новоаннинской районной Думы в части определения порядка и размера выплаты, является законным, и отмене не подлежит, поскольку ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определено, что порядок и условия выплаты пенсии муниципальным служащим определяются законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На основании данных Федеральных законов принят Закон Волгоградской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», где в ст. 9.2 определено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть на местном уровне решением Новоаннинской районной Думы. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов. Таким образом, в компетенцию органов местного самоуправления, в частности Думы Новоаннинского муниципального района, входит решение вопроса о порядке и условиях выплаты муниципальной пенсии муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности. Так же все истцы получают трудовую пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в связи с чем говорить о том, что оспариваемым нормативным правовым актом ухудшается их положение, нельзя, потому что все они получают трудовую пенсию по старости, а муниципальная пенсия, которая выплачивается администрацией Новоаннинского муниципального района, является дополнительной пенсией, размер которой определяется органами местного самоуправления, и выплата которой является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. В случае если муниципальная пенсия не будет выплачиваться администрацией района, то это никаким образом не ухудшит материального положения истцов. В связи с чем считает, что решение Новоаннинской районной Думы № 24/228 от 25.07.2013 года не подлежит отмене или изменению. Требования истцов о перерасчете пенсии за выслугу лет, подлежит удовлетворению, поскольку до настоящего времени перерасчет размера пенсии ответчиком не произведен.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы М.Н.Н., К.Ю.Н., Д.В.И., Н.Ю.М., Б.Т.В., Л.Т.М., С.В.Ф. и А.О.Н. являются получателями пенсии за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, что подтверждается соответствующими постановлениями главы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (т.1 л.д. 32-33,53-54,80-81,98,117,132-133,157-158,178).
В соответствии со ст. 5 «Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (новая редакция)":
- пенсия за выслугу лет устанавливается в виде ежемесячной дополнительной выплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин независимо от возраста, в котором лица, указанные в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона, были уволены с муниципальной службы Волгоградской области или освобождены от муниципальных должностей.
В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", либо при назначении трудовой пенсии по инвалидности при условии, что инвалидность наступила вследствие заболевания в период прохождения муниципальной службы, пенсия за выслугу лет назначается со дня назначения трудовой пенсии.
Статьей 6 Положения установлено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Положения, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" ( т.1 л.д. 219-226).
Решением Новоаннинской районной Думы Волгоградской обл. от 27.09.2012 N 17/155 "О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 года N 14/114 "О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (новая редакция)"
в статье 6 в пункте 1 в абзаце первом слова "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" были исключены (т.1 л.д. 227-229).
Решением Новоаннинской районной Думы Волгоградской обл. от 25.07.2013 N 24/228 "О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 года N 14/114 "О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (новая редакция)"
Статья 6 была изложена в новой редакции, в частности ч.1 статьи читается - лицам, замещавшим должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Положения, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" (т.1 л.д. 235-239).
Истцы не согласны с указанным выше решением в части изложения ст. 6 Положения с применением слов «за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации"» и просят его отменить.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований и отмене решения Новоаннинской районной Думы от 25.07.2013 г. №24/228 в части изложения ст. 6 Положения с применением слов «за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации"» по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту предусмотрено ст. 39 Конституции Российской Федерации. В силу указанной нормы государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с федеральным законом.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4, 5 ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих Волгоградской области регулируются Законом Волгоградской области "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» №1626-ОД от 11.02.2008 г. ст. 9.2 которого установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, предусмотренное Положением право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств бюджета Новоаннинского муниципального района.
Путем принятия оспариваемого нормативного акта администрация района и Новоаннинская районная Дума Волгоградской области реализовали свое право, предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, самостоятельного определения направлений расходования средств муниципального бюджета и исполнения расходных обязательств за счет доходов местного бюджета, исходя из возможностей бюджета и с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Соответственно Новоаннинская районная Дума правомочна была устанавливать правовое регулирование порядка и условий назначения пенсии за выслугу лет, что так же не противоречит Уставу Новоаннинского муниципального района о полномочиях Новоаннинской районной Думы (т.1 л.д. 197-216).
При этом Конституционный Суд РФ неоднократно излагал в своих определениях позиции относительного того, что законодатель субъекта РФ вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (Определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О).
Приведенная правовая позиция - с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 698-О-О и от 13 октября 2009 года N 1190-О-О).
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. При этом не может не учитываться, что Конституция Российской Федерации не только прямо закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, но, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из ее статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1) вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе (Постановление от 15 декабря 2003 года N 19-П).
В связи с этим федеральный законодатель, в компетенцию которого входит установление видов пенсий и доплат к ним, определение оснований приобретения права на получение пенсий отдельными категориями граждан и правил исчисления размера соответствующих выплат, должен гарантировать соблюдение минимального правового стандарта пенсионного обеспечения всех муниципальных служащих и одновременно - не допускать произвольное, чрезмерное повышение уровня пенсионного обеспечения органами местного самоуправления в порядке реализации их собственной компетенции вопреки финансовым возможностям местного самоуправления и его конституционному предназначению, связанному с удовлетворением основных жизненных потребностей населения муниципального образования.
Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации", включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения. Это предполагает и общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Конкретизируя эти подходы, федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Само по себе такое правовое регулирование, связанное с установлением лишь общего принципа пенсионного обеспечения муниципальных служащих, не предопределяет конкретное содержание публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате муниципальным служащим пенсий за выслугу лет и, соответственно, не может рассматриваться как предполагающее введение несовместимых с Конституцией Российской Федерации ограничений конституционных прав местного самоуправления.
Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1; статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Именно поэтому как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом, как вытекает из ранее принятых решений Конституционного Суда Российской Федерации, участие субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих не выходит за пределы их компетенции в рамках конституционного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерацией, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (определения от 13 октября 2009 года N 1190-О-О, от 24 января 2013 года N 63-О, от 23 апреля 2013 года N 656-О и др.). По сути, такое участие направлено на достижение оптимального сочетания унификации и дифференциации правового регулирования отношений по пенсионному обеспечению муниципальных служащих и обусловлено целями поддержания необходимого уровня гарантирования пенсионных прав для соответствующей категории граждан с учетом конкретных социально-экономических и иных объективных условий и особенностей, характеризующих субъекты Российской Федерации, включая специфику развития на данной территории отношений местного самоуправления.
(Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 1591-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Доводы истцов и представителя истца Е.И.А. о том, что бюджет Новоаннинского района не является дефицитным, в связи с чем ответчики не имели право уменьшать размер муниципальной пенсии, не может служить основанием для удовлетворения иска, так как в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" проверяя полномочия органа местного самоуправления, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (п. 18).
Доводы истцов о том, что нарушено их конституционное право на социальное обеспечение и ухудшилось материальное обеспечение, так же не является основанием для удовлетворения исковых требований, так как после внесения изменений в ст. 6 Положения размер пенсии истцом за вычетом трудовой пенсии составил у М.Н.Н. 17 228 руб. 50 коп. (т.1 л.д. 256), у К.Ю.Н. 6 682 руб. 48 коп. (т.1 л.д. 252), у Д.В.И. 25 374 руб. 86 коп. (т.1 л.д. 255), у Н.Ю.М. 21 830 руб. 96 коп. (т.1 л.д. 251), у Б.Т.В. 20 780 руб. 20 коп. (т.1 л.д. 254), у Л.Т.М. 5 305 руб. 67 коп. (т.1 л.д. 253), у С.В.Ф. размер доплаты в октябре составил 19 428 руб. 73 коп. (т.1 л.д. 250).
Истцы кроме того являются получателями трудовой пенсии по старости (т.1 л.д. 22,23,24,25,26,27,28,29).
Минимальный размер пенсии установлен в ст. 6 ч.5 Положения и составляет 500 руб. (т.1 л.д. 224).
Доплаты к пенсии при наличии у муниципального служащего определенного стажа муниципальной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших муниципальных служащих, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера права заявителей на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Учитывая, что решение от 25.07.2013 г. №24/228 принято Новоаннинской районной Думой Волгоградской области в пределах её полномочий, и гарантированное Конституцией РФ право истцов на получение муниципальной пенсии не нарушено, так как они являются получателями пенсии за выслугу лет, но только за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований М.Н.Н., К.Ю.Н., Д.В.И., Н.Ю.М., Б.Т.В., Л.Т.М., С.В.Ф., А.О.Н. об отмене решения Новоаннинской районной Думы от 25.07.2013 г. №24/228 в части изложения ст. 6 Положения с применением слов «за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации"».
Судом установлено, что 21 ноября 2013 г. Новоаннинская районная Дума Волгоградской области приняла решение №26/244 «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 25.07.2013 г. №24/228 «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 г. №14/114 «О положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (новая редакция)» (т.2 л.д. 211). Указанным решение п.5 оспариваемого решения был изложен в следующей редакции « 5. настоящее решение вступает в законную силу со дня официального опубликования», но перерасчет размере пенсии истцам с 01.07.2013 г. до настоящего времени не произведен.
В связи с чем суд считает возможным исковые требования о перерасчете размера пенсии за выслугу лет с 01.07.2013 г. удовлетворить частично, установив период перерасчета с 01.07.2013 г. по 31.08.2013 г. включительно, поскольку решение Думы от 25.07.2013 г. с учетом изменений от 21.11.2013 г. вступило в законную силу с 15 августа 2013 г., так как было опубликовано в газете «Новоаннинский вестник» 15.08.2013 г. (т.1 л.д. 242). В соответствии со ст. 9 ч.3 Положения «в случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение либо увеличение размера пенсии за выслугу лет, пенсия в новом размере выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства».
Ходатайств о взыскании уплаченной при подаче иска государственной пошлины истцами не заявлялось.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», Законом Волгоградской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» №1626-ОД от 11.02.2008 г.,
РЕШИЛ:
Исковое заявление М.Н.Н., К.Ю.Н., Д.В.И., Н.Ю.М., Б.Т.В., Л.Т.М., С.В.Ф., А.О.Н. к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и Новоаннинской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным и отмене нормативного акта в части и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет,- удовлетворить частично.
Обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, М.Н.Н., К.Ю.Н., Д.В.И., Н.Ю.М., Б.Т.В., Л.Т.М., С.В.Ф., А.О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на основании «Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (новая редакция)», утвержденного решением Новоаннинской районной Думы №14/114 от 28 февраля 2012 года, в редакции от 27 сентября 2012 г.
В удовлетворении исковых требований М.Н.Н., К.Ю.Н., Д.В.И., Н.Ю.М., Б.Т.В., Л.Т.М., С.В.Ф., А.О.Н. к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и Новоаннинской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения Новоаннинской районной Думы Волгоградской области №24/228 от 25 июля 2013 года «О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 г. №14/114 «О положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области»(новая редакция) в части 1 пункта 1.2 «Статья 6 Размеры пенсии за выслугу лет и её исчисление» слова «за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» - отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 декабря 2013 г. с помощью компьютера.
Судья _________________ /Костянова С.Н./