Дело № 2-201/2023 УИД 22RS0054-01-2023-000238-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Староалейское 02 августа 2023 года
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Е.А.,
при секретаре Даниловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Третьяковский коммунальщик» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к Муниципальному унитарному предприятию «Третьяковский коммунальщик» Третьяковского района Алтайского края (далее – МУП «Третьяковский коммунальщик»), в котором указал, что согласно ст. 11 Федерального закона №ФЗ-52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и оказании услуг.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения
В силу п.77 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроль качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10.
Осуществление производственного контроля качества питьевой воды является обязательным.
МУП «Третьяковский коммунальщик» согласно выписке из ЕГРЮЛ осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению воды.
Постановлением Администрации Третьяковского района Алтайского края №№ от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Третьяковский коммунальщик» присвоен статус единой теплоснабжающей организации водоснабжения и водоотведения в <адрес>
МУП «Третьяковский коммунальщик» являясь гарантирующей организацией водоснабжения, и оказывающее услуги водоснабжения, в силу действующего законодательства, обязано разрабатывать и согласовывать с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды.
Согласно представленной информации, МУП «Третьяковский коммунальщик» программа производственного контроля не разработана, производственный контроль за качеством питьевой воды не осуществляется.
Невыполнением названных требований санитарного законодательства МУП «Третьяковский коммунальщик» нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющее собой единую федеральную централизованную систему.
В соответствии с п.п. 1 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно ч.1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 46 ГПК РФ, лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
На основании вышеизложенного, Управление является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и вправе подавать иски в защиту неопределенного круга лиц.
Основанием иска являются факты нарушения санитарного законодательства, которые должны быть прекращены.
Предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в компетенцию Службы входит федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Ссылаясь на изложенное, истец просил обязать Муниципальное унитарное предприятие «Третьяковский коммунальщик» разработать и согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, а также осуществлять производственный контроль посредством:
отбора проб воды;
проведения лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;
контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Установить срок исполнения 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 02.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Третьяковского района.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю - представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Локтевском, Змеиногорском и Третьяковском районах в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия «Третьяковский коммунальщик» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в соответствии со статьей 11 Закона о благополучии населения юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Специальные требования к качеству воды в системах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения были определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу п. 75 СанПиП 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. В соответствии с п. 76. СанПиН 2.1.3684-21 при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой.
Согласно п.п. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Под исполнителем, в соответствии с пунктом 2 Правил понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальным ресурсам относятся: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 149 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
В соответствии с п.3 Правил осуществления производственного контроля качества безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительств Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя: а) отбор проб воды; б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям; в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий в процессе водоснабжения.
Согласно п. 5 указанных выше правил, производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля) которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющей федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее территориальный орган).
Таким образом, осуществление производственного контроля качества питьевой воды является обязательным.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Постановлением Администрации Третьяковского района Алтайского края №№ от ДД.ММ.ГГГГ присвоен статус единой теплоснабжающей организации, организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Третьяковский район Алтайского края, оказывающей коммунальные услуги в сфере водоснабжения в следующих населенных пунктах: <адрес> МУП «Третьяковский коммунальщик».
Из выписки из ЕГРЮЛ МУП «Третьяковский коммунальщик» следует, что он осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению воды.
Таким образом, МУП «Третьяковский коммунальщик» являясь гарантирующей организацией водоснабжения, и оказывающее услуги водоснабжения, в силу действующего законодательства, обязано разрабатывать и согласовывать с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды
Как следует из представленной информации, МУП «Третьяковский коммунальщик» программа производственного контроля не разработана, производственный контроль за качеством питьевой воды не осуществляется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема мероприятий, которые подлежат возложению на ответчика, суд полагает возможным установить срок для их выполнения - в срок не более двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Третьяковский коммунальщик» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Третьяковский коммунальщик» (ОГРН 1212200006919, ИНН 2280004993) обязанность разработать и согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, а также осуществлять производственный контроль посредством:
отбора проб воды;
проведения лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;
контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Установить срок исполнения решения 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Третьяковский районный суд Алтайского края.
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2023 года.
Судья Е.А. Гончарова