Дело № 2-1229/20 16 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.О.
при секретаре Кононенко С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой О. А. к администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону, признании недействительной регистрационной записи о регистрации права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Егорова О.А. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании права собственности на жилое помещение – 22/154 долей квартиры, соответствующих комнате № площадью 22,30 кв.м. в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, литера А, <адрес>, расположенной на шестом этаже, кадастровый №, в порядке наследования по закону после смерти Егорова В. М., умершего ДД.ММ.ГГГГ; признании недействительной регистрационной записи № от ДД.ММ.ГГГГ, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, о регистрации права собственности Егорова В. М. на 22/154 долей вышеуказанной квартиры.
В обоснование иска истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер Егоров В.М., наследником первой очереди которого является истец, как супруга умершего, и Егорова Ю.В., как дочь умершего. Егорова Ю.В. отказалась от принятия наследства по закону, других наследников не имеется.
После смерти Егорова В.М. заведено наследственное дело № у нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга Мухина О.И.
ДД.ММ.ГГГГ между умершим Егоровым В.М. и Жилищным Комитетом в лице заместителя директора СПб ГБУ «Горжилобмен» Алешиной В.А., был заключен договор № ГЖО/0/24571/К передачи доли коммунальной квартиры в доме-памятнике в собственность граждан.
Согласно п. 1 договор Жилищный Комитет безвозмездно передает долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение в 8-комнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, литер А, <адрес>, общей площадью 241,2 кв.м, расположенной на 6 этаже, в размере 22/154 долей, которые соответствуют комнате №, площадью 22,30 кв.м, занимаемой гражданином на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного СПб ГКУ «Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга».
Право собственности Егорова В.М. было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после его смерти. Переход права собственности не был зарегистрирован своевременно, то есть в период жизни Егорова В.М.
Егорова О.А. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации <адрес> о включении в состав наследственной массы, оставшейся после смерти Егорова В.М., жилого помещения в 8-комнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, литер А, <адрес>, общей площадью 241,2 кв.м, расположенной на 6 этаже, в размере 22/154 долей, которые соответствуют комнате №, площадью 22,30 кв.м; признании за истцом права собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке наследования.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были удовлетворены частично, суд решил включить в состав наследственной массы, оставшейся после смерти Егорова В.М., жилое помещение в 8-комнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, литер А, <адрес>, общей площадью 241,2 кв.м., расположенной на 6 этаже, в размере 22/154 долей, которые соответствуют комнате №, площадью 22,30 кв.м. Право собственности на наследственное имущество не было признано в связи с тем, что шестимесячный срок на принятие наследства на момент вынесения решения суда не прошел.
ДД.ММ.ГГГГ истец получила отказ в совершении нотариальных действий, а именно: в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону по той причине, что право собственности Егорова В.М. на спорное имущество было зарегистрировано после его смерти, что противоречит нормам закона.
Истец Егорова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, доверила представление своих интересов Петровой И.С.
Представитель истца Петрова И.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации <адрес> Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Третьи лица – Егорова Ю.В. и представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Смольнинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № были частично удовлетворены исковые требования Егоровой О.А. к администрации <адрес> Санкт-Петербурга: в состав наследственной массы включены 22/154 доли в коммунальной квартиры, которой соответствует комнате № площадью 22,30 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, литера А, <адрес>, общей площадью 241,2 кв.м, расположенной на шестом этаже.
В силу части 2 ст. 61 ГПК РФ вышеуказанное решение имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Решением Смольнинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Егоров В.М., который приходился мужем истцу. Дочь Егорова В.М. – Егорова Ю.В. от наследства по закону отказалась в пользу своей матери Егоровой О.А.
Егоров В.М. являлся нанимателем комнаты №, жилой площадью 22,30 кв.м. на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ подписан договор передачи № ГЖО/0/24571/К передачи доли коммунальной квартиры в доме-памятнике в собственность граждан, согласно которому Егорову В.М. было передано указанное жилое помещение в долевую собственность 22/154 долей.
ДД.ММ.ГГГГ Егоров В.М. умер.
Право собственности Егорова В.М. на основании указанного договора было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за №, то есть после его смерти и прекращении его правоспособности.
Суд, установив, что при жизни Егоров В.М. выразил волю на приватизацию жилого помещения, однако по независящим от него причинам, в связи со смертью, он был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, пришел к выводу о том, что данное имущество не является вымороченным и подлежит включению в наследственную массу после умершего Егорова В.М.
В соответствии с п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Поскольку при жизни Егорова В.М право собственности на вышеуказанное имущество зарегистрировано не было, регистрация после его смерти невозможна в силу прекращения его правоспособности, суд полагает, что исковые требования истца о признании недействительной регистрационной записи № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации гарантируется право наследования.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как предусмотрено ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со статьей 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в пункте 8 разъяснил, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
При жизни Егоровым В.М. было подано заявление и пакет документов на приватизацию спорной комнаты, которые были приняты Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга, ДД.ММ.ГГГГ между Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга и Егоровым В.М. был заключен договор № ГЖО/0/24571/К передачи квартиры в собственность граждан, в соответствии с которым Егоров В.М. приватизировал спорное жилое помещение, однако указанный договор до смерти Егорова В.М. не успел пройти процедуру государственной регистрации, которая была завершена уже после смерти Егорова В.М.
Учитывая, что наследодатель при жизни выразил свою волю на приватизацию жилого помещения в собственность, собрал для этого все необходимые документы, в приватизации жилого помещения ему не могло быть отказано, соответствующий договор передачи квартиры в собственность граждан был заключен с наследодателем при его жизни, истец является наследником первой очереди, других наследников не имеется, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права собственности на вышеуказанное жилое помещение за истцом.
На основании ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 4000 №, ░░░░░░░░ 54 ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - 22/154 ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 22,30 ░░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ 22/154 ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░