Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд <адрес>
В составе председательствующего Коноваловой С.А.,
с участием прокурора прокуратуры <адрес> ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 10 июня 2023 года дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> «Возрождение» о возложении обязанности исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Возрождение» о возложении обязанности исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении. В обоснование иска указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении населения в деятельности муниципального бюджетного учреждения Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> «Возрождение» (далее — МБУ «Возрождение»). По результатам проверки установлено, что МБУ «Возрождение» является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>. Однако зоны санитарной охраны водозаборных скважин не созданы, их проекты не разработаны. Кроме того, зона санитарной защиты не определена. Отсутствие надлежащей санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, являющихся потребителями, может явиться причиной умышленного загрязнения и повреждения воды, возможной угрозы террористического акта, причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Указывая вышеизложенное просит суд обязать муниципальное бюджетное учреждение Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> «Возрождение», в срок не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины № и №) санитарным правилам, организовать зоны санитарной охраны скважин (скважины № и №).
В судебном заседании прокурор <адрес>ной прокуратуры ФИО3 иск поддержал по указанным в нем доводам. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика – МБУ «Возрождение» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал, в суд представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, иск признает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в судебном заседании отсутствовал, извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения не отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ вопросы местного значения для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с абз. 2 ч.4 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет соответствующих поселений с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1 – 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) указывают, что при использовании водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемилогический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. <адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно п. 1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее – СанПин №.ДД.ММ.ГГГГ-02) зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В этих же целях, устанавливается санитарно-защитная зона, предусмотренная санитарными правилами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 1.5 СанПин №.ДД.ММ.ГГГГ-02 установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Второй и третий пояс (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждения ухудшения качества воды.
Организация зоны санитарной охраны предшествует разработка ее проекта (п. 1.6 СанПин №.ДД.ММ.ГГГГ-02).
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ) установлено, что противодействие терроризму основывается, помимо прочего, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
С целью реализации установленных вышеуказанным законом основных принципов противодействия терроризму Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждена «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (далее – Концепция).
На основании п.11 Концепции основными задачами противодействия терроризму является, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.5 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановлением Правительства РФ №) в целях установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности объектов водоснабжения и водоотведения с учетом степени угрозы совершения террористического акта, значимости объектов водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также возможных последствий совершения на них террористических актов проводится категорирование объектов водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 10 Постановления № с учетом степени угрозы совершения террористического акта, значимости объекта водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения, возможных последствий совершения террористического акта устанавливаются категории объектов водоснабжения и водоотведения с первой по четвертую.
На основании п.п. 11 и 12 вышеуказанного постановления всем объектам водоснабжения и водоотведения присваивается категория.
Категорирование осуществляется в отношении объектов водоснабжения и водоотведения подлежащих категорированию.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении населения в деятельности МБУ «Возрождение»).
На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Октябрьского муниципального района и администрацией Антоновского сельского поселения, последнему переданы полномочия по решению вопроса местного значения по организации в границах Антоновского сельского поселения водоснабжения и водоотведения населения.
МБУ «Возрождение» является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
В силу п.1.1 Устава МБУ «Возрождение», учреждение создано с целью организации в границах поселения водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.4 Устава МБУ «Возрождение» учреждение осуществляет следующие виды деятельности: забор, распределение холодной воды (холодное водоснабжение) и др.
На основании постановления администрации Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального бюджетного учреждения Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>» администрация поселения передала учреждению объекты водоснабжения для организации и поставки воды жителям сельского поселения, а именно: водонапорная башня, 2 скважины водозаборные, водопровод питьевой.
Вместе с тем, несмотря на фактическое осуществление МБУ «Возрождение» деятельности по поставке жителям Антоновского сельского поселения водного ресурса, зоны санитарной охраны, зоны санитарной защиты не определены. Учреждением разработаны только проекты организации зон санитарной охраны водозаборных скважин № и №, что подтверждается представленной МБУ «Возрождение» информацией (л.д. 11).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие надлежащей санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, являющихся потребителями, может явиться причиной умышленного загрязнения и повреждения воды, возможной угрозы террористического акта, причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем указанные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное бюджетное учреждение Антоновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> «Возрождение», в срок не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины № и №) санитарным правилам, организовать зоны санитарной охраны скважин (скважины № и №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись