Судья Ермолаева М.Л. дело № 7п-20/2023
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 20 марта 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего инспектора 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Стрелкова А.А. на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Сафарханова Р.Р., родившегося <дата> в п<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>
у с т а н о в и л:
19 февраля 2023 года старший инспектор 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Стрелков А.А. составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Сафарханова Р.Р.
Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2023 года производство по делу в отношении Сафарханова Р.Р. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, старший инспектор 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Стрелков А.А. просит отменить постановление судьи и направить материалы дела на новое рассмотрение. Указывает, что Сафарханов Р.Р. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении допущены неточности и описки, которые можно было устранить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
На рассмотрение жалобы Сафарханов Р.Р. не явился, извещался судом надлежащим образом, конверт с извещением возращен в суд ввиду истечения срока хранения, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения старшего инспектора 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Стрелкова А.А., поддержавшего жалобу, возражения защитника Сафарханова Р.Р. Жуковой Е.В., изучив доводы жалобы, письменных возражений, проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 19 февраля 2023 года старший инспектор 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Стрелков А.А. составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.3 КоАП РФ, в отношении Сафарханова Р.Р.
Согласно тексту указанного протокола Сафарханов Р.Р. 19 февраля 2023 года в 01 час 45 минут по адресу: г<адрес> не выполнил законное требование сотрудника полиции инспектора
И.Д.А. в связи с исполнением им обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствовал исполнению им служебных обязанностей, отказался пройти в служебную автомашину в целях осуществления производства по делу об административном правонарушении в отношении Сафарханова Р.Р., а именно составления процессуальных документов. Сафарханов Р.Р. на указанные требования ответил отказом, при этом стал удаляться в противоположную сторону, пытался скрыться, вел себя агрессивно, общался в нецензурной форме, на неоднократные требования прекратить противоправные действия никак не реагировал, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» к нему были применены специальные средства – наручники.
Оценив содержание указанного протокола, судья городского суда пришел к выводу, что документ является ненадлежащим доказательством по делу об административном правонарушении, поскольку не содержит указание на конкретную часть статьи 19.3 КоАП РФ, а также в нем сокращенно указано наименование места совершения административном правонарушения (Машиностроит), что недопустимо.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
По смыслу положений части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений. Такое толкование соответствует позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 18-АД17-36.
В протоколе об административном правонарушении указано, что Сафархановым Р.Р. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.3 КоАП РФ.
Данная статья состоит из шести частей, в каждой из которых предусмотрен самостоятельный состав административного правонарушения. Однако в протоколе об административном правонарушении в отношении Сафарханова Р.Р., составленном по статье 19.3 КоАП РФ, не указано, какая часть данной статьи вменена лицу, что является нарушением требований части 2 статьи 28.2 названного Кодекса.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из приведенных выше положений КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в 3 пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, определением судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2023 года материал по делу об административном правонарушении в отношении Сафарханова Р.Р. был принят к производству, назначен к рассмотрению на 20 февраля 2023 года на 13 часов 45 минут (л.д. 9).
Таким образом, после назначения дела к рассмотрению возможность возвратить протокол об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков уже была утрачена. Исправление недостатка протокола, заключающегося в отсутствии в нем указания на конкретную часть статьи КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не представлялось возможным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, что и было сделано судьей при рассмотрении настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 20 февраля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сафарханова Р.Р. оставить без изменения, жалобу старшего инспектора 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Стрелкова А.А. - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова