Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4292/2022 ~ М-3263/2022 от 03.08.2022

Дело 2-4292 (2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2022 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой И.С.

при ведении протокола помощником судьи Сухаревой К.Ю.

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Шлегерис Е.В. на основании служебного удостоверения

ответчика Пирожникова К.В., представителя третьего лица Департамента земельных отношений администрации города Перми - Якушевой А.К. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Муниципального образования «город Пермь» к Пирожникову Константину Владимировичу об устранении нарушений водного законодательства, установлении границ земельных участков,

установил:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации и Муниципального образования «город Пермь» к Пирожникову Константину Владимировичу об устранении нарушений водного законодательства, установлении границ земельных участков.

В обоснование заявления указано, что в ходе проведенных Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в течение 2021-2022 г.г. в связи с обращениями граждан проверок законности формирования земельных участков, расположенных в долине <адрес> (приток <адрес>) в Мотовилихинском районе г. Перми, были выявлены нарушения образовании и приватизации земельных участков в Садовом кооперативе «Искра», в том числе земельного участка принадлежащего ответчику Пирожникову К.В. с кадастровым площадью 918 кв.м. в связи с его частичным наложением на береговую полосу <адрес> (левобережный приток <адрес>).

Границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейна <адрес>, в который входит ручей Уинка, утверждены приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13.08.2013 . По сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок расположен в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы <адрес>, которые поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением . При выполнении работ, явившихся основанием для издания названного приказа, фактически определена береговая линия (граница водного объекта) <адрес>, которая совпадает с границей водоохранной зоны и границей прибрежной защитной полосы со стороны водоема. Таким образом, имеющаяся в ЕГРН граница водоохранной зоны, примыкающая к водному объекту, одновременно является береговой линией, от которой определяется 5-метровая береговая полоса.

    С учетом норм Водного кодекса Российской Федерации <адрес> (левобережный приток <адрес>) является водным объектом общего пользования, то есть общедоступным. Протяженность ручья Уинка менее 10 км, следовательно, ширина его береговой полосы составляет 5 метров от береговой линии. При таких обстоятельствах береговая полоса на момент образования земельных участков в СК «Искра» в существующих границах, не могла и не может находиться в частной собственности, поскольку земельные участки имеют наложение на береговую полосу. Формирование и образование земельных участков из земель являющихся береговой полосой и запрещенных к приватизации, регистрация за ответчиком права собственности является неправомерным. Заключением кадастрового инженера ФИО6 установлено, что земельный участок принадлежащий ответчику с кадастровым площадью 918 кв.м. частично находится в береговой полосе – 4 кв.м., согласно координатам

X          Y

27    517306.72            2235093.60

28    517303.90            2235092.84

29     517300.38            2235091.55

30    517299.76            2235091.30

31    517300.06            2235090.56

27    517306.72            2235093.60

    Поскольку указанный земельный участок образован с нарушением земельного и водного законодательства, необходимо исключить из его состав части, наложения на береговую полосу водного объекта, необходимо установить границы земельного участка с учетом местоположения береговой полосы и водного объекта. Нахождение в частной собственности береговой полосы водного объекта общего пользования влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, препятствует передвижению и пребыванию граждан около водного объекта, осуществлению рыболовства и причаливанию плавучих средств.

Истец просит суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым в части его наложения на береговую полосу водного объекта <адрес> (левобережный приток <адрес>).

Установить северо-западную границу земельного участка кадастровым , исключив из его состава береговую полосу <адрес> площадью 4 кв.м, согласно координатам:

X              Y

27    517306.72            2235093.60

28    517303.90            2235092.84

29     517300.38            2235091.55

30    517299.76            2235091.30

Признать отсутствующим право собственности Пирожникова Константина Владимировича на часть земельного участка с кадастровым налагающую на береговую полосу <адрес> (приток <адрес>) согласно представленным координатам.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым в координатах характерных (поворотных) точек, указанных в иске.

Представитель прокурора в судебном заседании заявленные требования поддержала, уточнила, что на протяжении многих лет граждане обращались в различные инстанции, в том числе и в природоохранную прокуратуру, ссылались на нарушение водного законодательства, поскольку земельные участки садоводов расположены в береговой полосе, возникают споры между гражданами желающими прогуляться вдоль ручья Уинка, и собственниками земельных участков.

Ответчик в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, при этом судом ответчику разъяснены положения статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица на стороне истца - Департамента земельных отношений администрации города Перми в судебном заседании вопрос об удовлетворении требований по иску оставила на усмотрение суда.

Третье лицо на стороне истца Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, будучи извещенным надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в письменных пояснениях по иску требования истца поддержали.

Третье лицо на стороне истца администрация города Перми, будучи извещенным надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, мнение по иску не высказало.

Третье лицо Управление Росреестра по Пермскому краю, будучи извещенным надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, мнение по иску не высказало.

Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся: водотоки (реки, ручьи, каналы).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

В соответствие с вышеназванными нормами, проведение каких-либо работ в пределах береговых полос водных объектов, не должно препятствовать реализации гражданами закрепленного федеральным законодательством права на свободное и беспрепятственное нахождение у водных объектов, проход вдоль них.

В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

По смыслу указанной нормы водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии поверхностных водных объектов и включающая в себя защитную береговую полосу "у самой воды". Строительство объектов недвижимости в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, предназначенной для общего пользования, не допускается. Проектирование и строительство хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствие со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 27.09.2022 г. земельный участок с кадастровым , разрешенное использование: садовый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 918 кв.м., находится в собственности Пирожникова Константина Владимировича с 14.06.2012, на основании договора дарения земельного участка от 31 мая 2012 года о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись государственной регистрации права.

Земельный участок с кадастровым поставлен на кадастровый учет 22.12.2008 года на основании межевого плана от 25.11.2008 г.

    Границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейна <адрес>, в который входит ручей Уинка, утверждены приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13.08.2013 .

Как указывает истец в исковом заявлении, в ходе проведенных проверочных мероприятий выявлены нарушения требований земельного и водного законодательства ввиду образования и приватизации земельного участка с кадастровым в границах береговой полосы ручья Уинки.

В подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.Частью 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежат приватизации земельные участки общего пользования.

Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (нормы законодательства приведены в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка) отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, водоохранного и санитарно-защитного назначения, общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).

В силу закона право собственности на береговую линию принадлежит собственнику водного объекта.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.

В соответствии с п. 3 ч. 5 и ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

В рамках судебного заседания установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона земельный участок с кадастровым сформирован частично в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования – ручья Уински, который является левобережным притоком реки Ива, протяженность ручья составляет менее 10 км, и находится в частной собственности ответчика, что находит свое подтверждение в представленном истцом техническом заключении выполненным кадастровым инженером ФИО6, из которого следует, что земельный участок с кадастровым площадью 918 кв.м. частично расположен в береговой полосе. Площадь части земельного участка, расположенной в береговой полосе – 4 кв.м. по координатам:

X              Y

27    517306.72        2235093.60

28    517303.90        2235092.84

29     517300.38        2235091.55

30    517299.76        2235091.30

31    517300.06        2235090.56

27    517306.72        2235093.60

Границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейна <адрес>, в который входит ручей Уинка, утверждены приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13.08.2013 .

Как указывает истец в исковом заявлении, в ходе проведенных проверочных мероприятий выявлены нарушения требований земельного и водного законодательства ввиду образования и приватизации земельного участка с кадастровым в границах береговой полосы ручья Уинки.

В подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Частью 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежат приватизации земельные участки общего пользования.

Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (нормы законодательства приведены в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка) отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, водоохранного и санитарно-защитного назначения, общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).

В силу закона право собственности на береговую линию принадлежит собственнику водного объекта.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.

В соответствии с п. 3 ч. 5 и ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

В рамках судебного заседания установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона земельный участок с кадастровым сформирован частично в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования – ручья Уинки, который является левобережным притоком реки Ива, протяженность ручья составляет менее 10 км, и находится в частной собственности ответчика, что находит свое подтверждение в представленном истцом техническом заключении выполненным кадастровым инженером ФИО6, из которого следует, что земельный участок с кадастровым площадью 918 кв.м. частично расположен в береговой полосе. Площадь части земельного участка, расположенной в береговой полосе – 4 кв.м. по координатам:

X              Y

27    517306.72        2235093.60

28    517303.90        2235092.84

29     517300.38         2235091.55

30    517299.76        2235091.30

31    517300.06        2235090.56

27    517306.72        2235093.60        

Нахождение в частной собственности и дальнейшее использование ответчиком береговой полосы ручья Уинки, влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации, как собственника указанного имущества в силу ч.1 ст. 8 Водного кодекса РФ.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлены способы защиты права, к которым относятся, в том числе способы, предусмотренные законом. При этом выбор способа защиты права принадлежит истцу.

Абзацем 4 п. 52 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Пленума Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

Береговая полоса водного объекта общего пользования согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, действующего на момент образования земельного участка, могут находиться в исключительной собственности Российской Федерации. При этом права Российской Федерации на спорные участки не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку согласно ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. (в ред. ФЗ от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

С учетом указанных норм права публично-правовое образование осуществляет права собственности в отношении водных объектов общего пользования в силу закона без образования земельных участков.

Таким образом, береговые полосы водных объектов общего пользования не могут выбыть из владения Российской Федерации, образование участков в границах береговых полос водных объектов является неправомерным.

С учетом изложенного, суд признает недействительным результаты межевания земельного участка с кадастровым в части наложения на береговую полосу водного объекта ручья Уинка левобережный приток реки Ива, признает отсутствующим право собственности ответчика на вышеуказанный земельный участок, с установлением северо-западной границы земельного участка с кадастровым исключив из состава земельного участка береговую полосу водного объекта ручья Уинки площадью 4 кв.м. по координатам указанным в заключении кадастрового инженера.

руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Муниципального образования «город Пермь» удовлетворить

Признать недействительным результаты межевания земельного участка с кадастровым в части наложения на береговую полосу водного объекта реки Уинка левобережный приток реки Ива

Установить северо-западную границу земельного участка с кадастровым исключив из его состава часть земельного участка береговую полосу <адрес> площадью 4 кв.м. по координатам: X                   Y

27    517306.72        2235093.60

28    517303.90        2235092.84

29     517300.38     2235091.55

30    517299.76        2235091.30

Признать отсутствующим право собственности Пирожникова Константина Владимировича на часть земельного участка с кадастровым налагающего на береговую полосу водного объекта реки Уинка левобережный приток реки Ива по указанным координатам

Решение суда вступившее в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером в указанных координатах.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2022 г.

2-4292/2022 ~ М-3263/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, РФ и МО "Город Пермь"
Ответчики
Пирожников Константин Владимирович
Другие
Департамент земельных отношений администрации города Перми
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Управление Росреестра по Пермскому краю
Администрация города Перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Кондратьева Иляна Сергеевна
Дело на странице суда
motovil--perm.sudrf.ru
03.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.10.2022Предварительное судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
27.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2023Дело оформлено
19.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее