Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1141/2019 ~ М-706/2019 от 30.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 августа 2019 года                         г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Терентьевой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1141/2019 по административному исковому заявлению ООО «Света» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

ООО «Света» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат:

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 500,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 558,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 4 149,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанных выше нежилых помещений определена в установленном законом порядке и составляет:

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 14 628 215 рублей 06 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 16 348 149 рублей 16 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 марта 2015 года – 121 378 206 рублей 77 копеек.

Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью объектов недвижимости, считает её завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы как плательщика налога на имущество.

Согласно отчётам об оценке от 1 августа 2018 года №№ , , , подготовленным оценщиком ИП ФИО1, рыночная стоимость спорных нежилых помещений составляет:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 4 242 205 рублей;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 4 853 110 рублей;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 марта 2015 года – 17 593 671 рубль.

Будучи не согласным с указанной выше кадастровой стоимостью объектов капитального строительства, 6 августа 2018 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемых объектов недвижимости. Однако решениями Комиссии от 15 августа 2018 года №№ , , , заявление ООО «Света» было отклонено.

При таких обстоятельствах, административный истец полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просил суд:

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 500,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 марта 2015 года в размере 4 242 205 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 558,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 марта 2015 года в размере 4 853 110 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 4 149,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 марта 2015 года в размере 17 593 671 рубль.

В судебном заседании представитель административного истца Сафонов А.В., действующий на основании доверенности от 18 апреля 2019 года, изменил и уточнил административные исковые требования, просит суд установить кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений в соответствии с заключением эксперта ООО «Аспект» от 25 июля 2019 года в размере:

- нежилого помещения с кадастровым номером – 4 178 802 рубля;

- нежилого помещения с кадастровым номером – 4 644 554 рубля;

- нежилого помещения с кадастровым номером – 17 825 697 рублей.

В обоснование своих требований привел доводы, изложенные выше, и дополнил, что с заключением эксперта ООО «Аспект» от 25 июля 2019 года административный истец согласен, не оспаривает его.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых оставил разрешение заявленных административных исковых требований по существу на усмотрение суда.

Представитель Администрации городского округа Тольятти Самарской области в письменном отзыве на административное исковое заявление просит суд рассмотреть административное исковое заявление без его участия, поскольку административные исковые требования не затрагивают права и интересы названного выше заинтересованного лица.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск ООО «Света» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено, что ООО «Света» на праве собственности принадлежат:

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 500,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 558,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 4 149,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 8 апреля 2015 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16 апреля 2019 года № , от 22 апреля 2019 года № и от 16 апреля 2019 года № .

Кадастровая стоимость указанных выше нежилых помещений определена в установленном законом порядке и составляет:

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 14 628 215 рублей 06 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 16 348 149 рублей 16 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 марта 2015 года – 121 378 206 рублей 77 копеек,

что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 апреля 2019 года №№ , и .

В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» (в редакции от 11 апреля 2016 года № 41-ГД) является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административный истец, являясь собственником указанных выше нежилых помещений, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.

Полагая, что завышение кадастровой стоимости нарушает его права, 6 августа 2018 года ООО «Света» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , и . Однако, решениями Комиссии от 15 августа 2018 года №№ , и , заявления ООО «Света» были отклонены, после чего 30 апреля 2019 года Общество обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение ООО «Света» в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является обоснованным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюдён.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование своих требований представлены отчёты об оценке от 1 августа 2018 года №№ , и , подготовленным оценщиком ИП ФИО1, из которых усматривается, что рыночная стоимость спорных нежилых помещений составляет:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 4 242 205 рублей;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 4 853 110 рублей;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 марта 2015 года – 17 593 671 рубль.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.

В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Самарской области, о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , и .

Согласно заключению эксперта ООО «Аспект» от 25 июля 2019 года, рыночная стоимость спорных нежилых помещений составляет:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 4 178 802 рубля;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 4 644 554 рубля;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 марта 2015 года – 17 825 697 рублей.

Давая оценку представленным доказательствам, суд принимает во внимание, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО № 3 «Требования к отчёту об оценке», утверждённым приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №№ 297-299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утверждённому приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

В данном случае судебная экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями в области исследований, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.

Оценивая экспертное заключение ООО «Аспект» от 25 июля 2019 года по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения материалов административного дела, где представлена необходимая и достаточная информация об объектах оценки. Определённая в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов недвижимости не является произвольной, при оценке нежилых помещений эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов капитального строительства, описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки объектов в рамках доходного и сравнительного подходов, обоснование выбора используемых подходов к оценке объектов исследования и обоснование отказа от применения затратного подхода, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Эксперт пришел к выводу, что итоговая рыночная стоимость спорных нежилых помещений составляет:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 4 178 802 рубля;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 11 марта 2015 года – 4 644 554 рубля;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 марта 2015 года – 17 825 697 рублей.

Оценивая представленные доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , и равной их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной экспертизы ООО «Аспект» от 25 июля 2019 года.

Названное выше заключение судебной экспертизы отвечает требованиям статей 79, 82, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.

Каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы ООО «Аспект» от 25 июля 2019 года не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено.

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению, в соответствии с результатами судебной экспертизы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов настоящего административного дела следует, что датой обращения ООО «Света» в суд является 30 апреля 2019 года, а в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 6 августа 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ООО «Света» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 500,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 марта 2015 года в размере 4 178 802 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 558,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 марта 2015 года в размере 4 644 554 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 4 149,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 марта 2015 года в размере 17 825 697 рублей.

Датой подачи ООО «Света» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 6 августа 2018 года, в суд – 30 апреля 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 августа 2019 года.

Председательствующий:                     Непопалов Г.Г.

3а-1141/2019 ~ М-706/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Света"
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
Администрация г.о. Тольятти Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Непопалов Г. Г.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
31.07.2019Производство по делу возобновлено
19.08.2019Судебное заседание
30.04.2019Регистрация административного искового заявления
30.04.2019Передача материалов судье
30.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2019Судебное заседание
20.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.12.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.12.2019Судебное заседание
22.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее