Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2023 ~ М-64/2023 от 13.02.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шатровский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Мухиной Е.В.,

при секретаре Шабашовой И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «12» апреля 2023 года в здании Шатровского районного суда Курганской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шатровского района Курганской области к Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

в Шатровский районный суд Курганской области с иском к Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области о признании бездействия по принятию мер претензионного порядка к ООО «Основа» по демонтажу здания незаконным, возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести место временного хранения (складирования) строительных отходов, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов» обратился прокурор Шатровского района Курганской области (л.д.74-78).

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки в апреле 2022 года установлено, что в муниципальной собственности Шатровского муниципального округа находится недвижимое имущество - нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии с распоряжением от <дата> «О признании домов аварийными» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным жилым домом.

Согласно Перечню многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до <дата> , указанному в приложении № 1 к муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда <адрес> на 2021-2025 годы», указанный многоквартирный дом включен в список к планируемому переселению граждан.

При осмотре здания выявлено, что оно имеет разрушения и недостатки, возникшие задолго до проведения проверки: открытые дверные проёмы, в большинстве оконных проёмов отсутствовало остекление, либо данное остекление имело частичное разрушение, представляющее собой мелкие и крупные фрагменты стекла в оконных рамах. Какие-либо элементы, препятствующие несанкционированному доступу третьих лиц в указанное здание, в оконных и дверных проёмах не установлены. Несущие строительные конструкции отдельных объектов недвижимости в силу их естественного износа имели серьёзные разрушения и деформации. В помещении указанного нежилого здания в больших объёмах находился строительный и бытовой мусор. Данные обстоятельства представляли реальную угрозу для жизни и здоровья взрослых и детей в связи с тем, что объект расположен в непосредственной близости от рядом находящихся жилых домов.

В целях устранения выявленных нарушений, <дата> в адрес главы Администрации Шатровского муниципального округа внесено представление о необходимости принятия конкретных мер по обеспечению безопасности здания, путем исключения несанкционированного доступа.

Согласно приложению 2 к Постановлению Администрации Шатровского муниципального округа от <дата> «О внесении изменений в постановление Администрации Шатровского района от <дата> «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Шатровского района на 2021-2025 годы» снос многоквартирного дома запланирован в 2022 году.

Администрацией Шатровского муниципального округа <дата> заключен договор с ООО «Основа» по организации работ по сносу дома, расположенного по адресу <адрес> в срок до <дата> .

Осмотром <дата> установлено, что на земельном участке с кадастровым номером на почве после демонтажа аварийного дома размещена несанкционированная свалка, а именно отходы от разборки здания (плиты, стоящие вертикально), лом строительного кирпича.

Сложенные вертикально плиты после разборки здания, кирпичи несут угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, так как рядом расположены жилые дома.

Правообладателем объектов недвижимости <..............>, расположенных по адресу: <адрес>, является муниципальное образование Шатровский муниципальный округ Курганской области.

В случаях, неурегулированных Земельным кодексом Российской Федерации, допускается складирование собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, нестационарных объектов, земельных участков строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов при условии соблюдения следующих требований настоящих Правил:

- складирование строительных материалов, техники способом, исключающим возможность их падения, опрокидывания, разваливания;

- складирование строительных материалов, техники не должно не нарушать требования противопожарной безопасности.

Несмотря на то, что ООО «Основа» работы по демонтажу указанного здания в срок, установленный договором в полном объеме не выполнены, Администрацией Шатровского муниципального округа меры по устранению нарушений в претензионном порядке не применялись.

Ссылаются на п.6.4 «ГОСТ Р 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов.», по которому места временного хранения (складирования) строительных отходов должны отвечать определенным требованиям и соответственно просят возложить на ответчика обязанность установить ограждение места временного хранения строительных отходов высотой панелей не менее 1, 6 м и длиной не более 4 м, разместить строительные отходы с соблюдением действующих экологических, санитарных, противопожарных норм и правил техники безопасности, осуществить раздельное складирование негабаритных отходов, не относящихся к опасным.

В отзыве представитель ответчика Администрации Шатровского муниципального округа <адрес> (л.д.92) с требованиями прокурора <адрес> не согласился, просит в удовлетворении требований истца отказать.

Отмечает, что договор на снос аварийного здания на безвозмездной основе заключен <дата> с ООО «Основа». В связи с затянувшимися сроками разработки и подготовки проекта сноса объекта капитального строительства у ООО «Основа» возникли объективные обстоятельства частично приостановить работы (письмо от <дата> ) и продлить сроки исполнения работ.

Считает, что основания для направления претензии ООО «Основа» отсутствуют, так как выполнены все условия договора. Работы приняты на основании акта от <дата> . Незаконное бездействие Администрации Шатровского муниципального округа отсутствует.

Оставшийся строительный материал (плиты перекрытия, материал от фундамента, кирпичи) в качестве вспомогательного строительного материала планируется использовать для подсыпки дорог и при благоустройстве территорий при наступлении благоприятного весенне-летнего периода, позволяющего беспрепятственно и без ущерба прилегающей территории к земельному участку (в том числе асфальтового покрытия) обеспечить доступ крупногабаритного транспорта и спецтехники, вывезти к местам отсыпки дорог и благоустройства территории. Учитывая погодные условия вывоз строительного материала к местам отсыпки дорог и благоустройства территории запланирован в мае - июне.

Отмечает, что указанный вспомогательный строительный материал не является опасными отходами, не требует сортировки, переработки и обезвреживания, а также захоронения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57678-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов».

В настоящее время указанные вспомогательные строительные материалы исключают возможность разваливания, опрокидывания, падения, отсутствует возможность самовозгорания, взрывания и поджога.

В силу погодных условий и состояния прилегающей территории (труднодоступность в результате заболоченности местности), ограничен доступ посторонних лиц.

Требование установить ограждение, произвести сортировку строительного материала не сопоставляется с фактическими обстоятельствами, характеристиками строительного материала, в том числе временными, погодными условиями (креплению ограждения к земле), финансовыми и экономически целесообразными (поиск контрагентов, заключения договоров, исполнение работ).

Полагает, что удовлетворение указанных требований приведет к невозможности исполнения судебного решения в связи с использованием строительного материала в ближайшее время.

Представители ответчика Администрации Шатровского муниципального округа, третьего лица – ООО «Основа» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (л.д.61, 92, 111).

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Шатровского района Курганской области Томилова Н.А. уточнила исковые требования прокурора, исключив требование о признании бездействия Администрации Шатровского муниципального округа по принятию мер претензионного порядка к ООО «Основа» по демонтажу здания, расположенного по адресу: <адрес>. В остальной части заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Заслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Статьей 1 и частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно пунктам 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В силу требований статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 41 Правил благоустройства территории Шатровского муниципального округа Курганской области, утвержденных решением Думы Шатровского муниципального округа Курганской области от <дата> , складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

В случаях, неурегулированных Земельным кодексом Российской Федерации, допускается складирование собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, нестационарных объектов, земельных участков строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов при условии соблюдения следующих требований настоящих Правил:

- складирование строительных материалов, техники способом, исключающим возможность их падения, опрокидывания, разваливания;

- складирование строительных материалов, техники не должно нарушать требования противопожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Шатровского района Курганской области проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, а также соблюдения требований законодательства санитарного состояния и благоустройства территории муниципального округа.

В ходе проведения проверки установлено, что в муниципальной собственности Шатровского муниципального округа находится недвижимое имущество - нежилое здание, расположенное по адресу <адрес>. В соответствии с распоряжением от <дата> «О признании домов аварийными» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным жилым домом (л.д.7).

Согласно Перечню многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до <дата> , указанному в приложении к муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда Шатровского района на 2021-2025 годы», указанный многоквартирный дом включен в список к планируемому переселению граждан.

По результатам проверки прокурором Шатровского района Курганской области, в целях устранения выявленных нарушений, <дата> в адрес главы Администрации Шатровского муниципального округа внесено представление о необходимости принятия конкретных мер по обеспечению безопасности здания, путем исключения несанкционированного доступа (л.д.14-15).

Администрацией Шатровского муниципального округа <дата> заключен договор подряда с ООО «Основа» по организации работ по сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с которым дата окончания работ <дата> (л.д.18-21).

Согласно дополнительному соглашению от <дата> к договору подряда дата окончания выполнения работ установлена <дата> (л.д.46).

Из дополнительного соглашения от <дата> к договору подряда от <дата> на безвозмездной основе, в пункте 1 которого указано: исключить п.2.3.9. договора подряда от <дата> на безвозмездной основе и акта выполненных работ от <дата> следует, что ООО «Основа» работы по сносу здания по адресу: <адрес>, фактически выполнены. По результатам приемки выполненных демонтажных работ недостатки не выявлены (л.д.108, 109).

В соответствии с пунктом 6.4 «ГОСТ Р 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов» места временного хранения (складирования) строительных отходов должны отвечать следующим требованиям:

- места хранения должны располагаться непосредственно на территории объекта образования строительных отходов или в непосредственной близости от него на участке, арендованном хозяйствующим субъектом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы, под указанные цели у собственника (пользователя) такого участка;

- размер (площадь) места хранения определяется расчетным путем, позволяющим распределить весь объем временного хранения образующихся строительных отходов на площади места хранения с нагрузкой не более 3 т/кв.м.;

- места хранения должны иметь ограждение по периметру площадки в соответствии с ГОСТ 25407;

- места хранения должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение строительными отходами почвы и почвенного слоя;

- освещение мест хранения в темное время суток должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.046;

- размещение отходов в местах хранения должно осуществляться с соблюдением действующих экологических, санитарных, противопожарных норм и правил техники безопасности, а также способом, обеспечивающим возможность беспрепятственной погрузки каждой отдельной позиции отходов строительства и сноса на автотранспорт для их удаления (вывоза) с территории объекта образования строительных отходов;

- для раздельного складирования габаритных строительных отходов (по позициям, классам опасности и последующему назначению: переработка, захоронение или обезвреживание) места хранения должны быть оборудованы бункерами-накопителями объемом не менее 2,0 куб.м. в необходимом количестве;

- раздельное складирование негабаритных отходов, не относящихся к опасным, осуществляется на открытых площадях мест хранения;

- к местам хранения должен быть исключен доступ посторонних лиц, не имеющих отношения к процессу обращения отходов или контролю за указанным процессом. Вместе с тем, «ГОСТ 23407-78. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия» (введенный Постановлением Госстроя СССР от 13.12.1978 № 232) утратил силу на территории Российской Федерации с 01.01.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 18.08.2020 № 504-ст, которым взамен введен в действие ГОСТ Р 58967-2020.

Пунктом 5.1.2 ГОСТ Р 58967-2020 установлены требования к конструкции: ограждения должны быть сборно-разборными с унифицированными элементами, соединениями и деталями крепления. Высота панелей должна быть: защитно-охранных (с козырьком и без козырька) - не менее 2,2 м.; защитных (без козырька) - не менее 1,6 м.; защитных (с козырьком) - не менее 2,2 м.; сигнальных - не менее 1,0 м. Панели ограждений должны быть прямоугольными. Длина панелей должна быть не более 4,0 м.

Осмотрами от <дата> и от <дата> установлено, что на земельном участке с кадастровым номером на почве после демонтажа аварийного дома размещена несанкционированная свалка, а именно отходы от разборки здания (плиты, стоящие вертикально, лом строительного кирпича, железные прутья, шифер, куски линолеума и др.) (л.д.29-34, 112-117).

Согласно выписке из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, является Администрация Шатровского муниципального округа Курганской области (л.д.12-13).

То есть ответчик, являясь собственником указанного земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, допустил размещение на вышеуказанном земельном участке несанкционированной свалки, чем нарушил требования санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства. Земля является важнейшим ресурсом для жизнедеятельности всего человечества, поэтому соблюдение требований законодательства при осуществлении деятельности по владению и пользованию землей, является гарантией соблюдения интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.

Оценив вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд находит заявленные прокурором исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как бездействие должностных лиц Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области в данном случае привело к нарушению ответчиком законодательства санитарного состояния и благоустройства территории муниципального округа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    

Исковое заявление прокурора Шатровского района Курганской области к Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области (ОГРН <..............>) о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Администрацию Шатровского муниципального округа Курганской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести место временного хранения (складирования) строительных отходов, расположенное по адресу: <адрес> соответствие с требованиями «ГОСТ Р 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов»:

- установить ограждение высотой панелей не менее 1,6 м. и длиной не более 4 м.;

- разместить строительные отходы с соблюдением действующих экологических, санитарных, противопожарных норм и правил техники безопасности;

- осуществить раздельное складирование негабаритных отходов, не относящихся к опасным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, начиная со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.

Председательствующий: судья Е.В. Мухина

2-83/2023 ~ М-64/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Шатровского района Курганской области
Ответчики
Информация скрыта
Другие
ООО "Основа"
Суд
Шатровский районный суд Курганской области
Судья
Мухина Е.В.
Дело на сайте суда
shatrovsky--krg.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2023Передача материалов судье
13.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Подготовка дела (собеседование)
02.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
13.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее