Дело № 2-5126/2023
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года г.Балашиха, Московской области
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шелобановой А.А.
при секретаре Любарской И.Ю.
с участием истца ФИО75
с участием ответчика Шаталова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО12 действующей в интересах несовершеннолетней ФИО14 к ФИО24, Жилищной комиссии войсковой части ФИО55 о признании членом семьи военнослужащего.
УСТАНОВИЛ:
ФИО26 действующая в интересах несовершеннолетней ФИО15 обратилась в суд с настоящим иском указывая на то, что проходит военную службу в войсковой части ФИО71 войск национальной гвардии Российской Федерации. С 2021 года ФИО27 и ФИО35 проживают совместно и ведут общее хозяйство, ФИО37 с самого начала совместного проживания осуществляет обеспечение, содержание и воспитание дочери истца от первого брака - ФИО41, ФИО43. 02 июня 2022 года ФИО28 официально зарегистрировала брак с ФИО52. Отец дочери истца - ФИО53, является военнослужащим Северо-Западного округа, проживает в г. Санкт- Петербург, в жизни дочери участия не принимает, воспитанием не занимается, выплачивает алименты в соответствии с судебным приказом от 23 ноября 2021 года. ФИО36, является участником специальной военной операции, в ходе которой был награжден орденом Мужества, 1 марта 2023 года обратился к командованию войсковой части ФИО56 с заявлением, в котором просил командование включить в его жилищное дело истца и дочь истца в качестве членов семьи с целью получения жилого помещения с учетом истца и дочери истца. Командование войсковой части ФИО57, 31 марта 2023 года на заседании жилищной комиссии рассмотрело указанное заявление и немотивированно отказало в удовлетворении заявления. Истец считает, что с момента заключения брака, дочь истца ФИО60, является членом семьи ФИО68 также как и истец.
На основании изложенного истец просит суд установить факт того, что ФИО61, ФИО44 является членом семьи - ФИО69. Установление данного факта имеет юридическое значение для улучшения жилищных условий.
В судебное заседание истец ФИО29 явилась, на требованиях настаивала, также пояснила, что биологический отец её дочери родительских прав не лишен.
Ответчик ФИО38 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, пояснил, что настаивает на удовлетворении требований поскольку несовершеннолетняя ФИО62, ФИО45 является членом его семьи.
Ответчик Жилищная комиссия войсковой части ФИО58, не явились, извещены.
С учетом мнения сторон суд определил слушать дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривая социальные гарантии и компенсации, включая социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере, закрепляет круг лиц, которым они предоставляются.
В соответствии с п.5 ст.2 ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
По смыслу п.5 ст.2 ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих » к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, относятся лица, прямо указанные в законе, а также лица, находящиеся на иждивении.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 25 Постановления от 29мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих », при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жилым помещением, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 того же Кодекса.
Частью 1 ст. 69 ЖК РФ установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В п.26 указанного постановлении Пленума ВС РФ № 14 обращено внимание судов на то, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст.69 ЖК РФ и ч.1 ст.70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч.1 ст.70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
С целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ) ч.1 ст.70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей.
Таким образом, круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии, в том числе на получение права на обеспечение жильем, определяется п.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих » и ч.1 ст.69 ЖК РФ в их системной связи и является исчерпывающим.
По смыслу вышеприведенных правовых положений, обязательным условием для признания лица членом семьи военнослужащего, кроме его супруга и детей, является нахождение такого лица на иждивении военнослужащего.
Признание членом семьи нанимателя жилого помещения лиц, не относящихся к числу его родственников, допускается только в судебном порядке.
Из материалов дела следует, ФИО30 проходит военную службу в войсковой части ФИО72 войск национальной гвардии Российской Федерации.
ФИО31 является матерью несовершеннолетней ФИО63, ФИО46, отцом является ФИО54.
ФИО32 и ответчик ФИО39 состоят в зарегистрированном браке с 02.06.2022.
В материалы дела представлен договор найма специализированного жилого помещения № ФИО73 от ФИО74 заключенный с истцом ФИО76 в качестве члена семьи указана дочь ФИО64, ФИО47.
ФИО33, ФИО40 и несовершеннолетняя ФИО65, ФИО48 зарегистрированы по адресу: ФИО88
Согласно справки МБОУ г. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № ФИО77. от 16.06.2023 несовершеннолетняя ФИО66, ФИО49 является учащейся ФИО78Г» класса.
Материалами дела подтверждается, что несовершеннолетняя ФИО67, ФИО50 имеет родителей, которые в силу закона обязаны её содержать.
Как пояснила в судебном заседании истец ФИО34 отец несовершеннолетней ФИО42, ФИО51 не лишен родительских прав, в жизни дочери участия не принимает, воспитанием не занимается, выплачивает алименты в соответствии с судебным приказом от 23 ноября 2021 года.
Будучи несовершеннолетней ФИО79 не являлся родственником ФИО80 который не являлся лицом, заменяющим ей родителя, у ФИО16 имеются мать и отец, которые в силу действующего законодательства обязаны были содержать несовершеннолетнего ребенка, заботиться о нем и представлять его интересы, оказывать дополнительные расходы, не зависимо от расторжения брака между родителями и наличия вступления в брак матери несовершеннолетней с ФИО84
В соответствии с требованиями ст. 60 СК РФ, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, определенных настоящим Кодексом.
Таким образом, оба родителя, в соответствии с п. 1 ст. 80 СК РФ обязаны были содержать своего несовершеннолетнего сына.
При этом, закон обязанность родителей по содержанию своих детей в зависимость от наличия или отсутствия у родителей необходимых для содержания детей денежных средств не ставит, а факт возможного совместного проживания ФИО17 в период её несовершеннолетия с ФИО85 являющегося мужем её матери в одной квартире доказательством нахождения ФИО18 в период её несовершеннолетия на иждивении ФИО81 а также основанием для признания ФИО19, членом семьи ФИО82 не является.
Как следует из текста рассматриваемого искового заявления, необходимость его подачи вызвана решением вопроса об улучшении жилищных вопросов.
При таких обстоятельствах, факт совместного проживания ФИО20 в период её несовершеннолетия, с ФИО86 и добровольного оказания им помощи в содержании несовершеннолетней ФИО21, правового значения для рассмотрения заявленного требования не имеет.
Таким образом, суд не находит оснований для признания ФИО22 членом семьи ФИО83 как не основанного на законе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО13 действующей в интересах несовершеннолетней ФИО23 к ФИО25, Жилищной комиссии войсковой части ФИО59 о признании ФИО87 года рождения членом семьи военнослужащего ФИО70 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Шелобанова
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2023
Судья А.А. Шелобанова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>