Дело №2-3073/2023
УИД 59RS0004-01-2023-002706-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Гладковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Шороховой Ю.С.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Свердловского района г.Перми Баженова А.А.,
представителя ответчика – Джамбальян И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах,
у с т а н о в и л:
прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту крыши многоквартирных домов по адресам: <Адрес>, работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов по адресам: <Адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Свердловского района г. Перми по обращению генерального директора ООО «УК «Владимирский» проведена проверка соблюдения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» жилищного законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловского района г. Перми. В ходе проверки установлено, что в предусмотренные программой сроки капитальный ремонт указанных многоквартирных домов не был произведен, что нарушает права жильцов. Проведенный осмотр помещений и общедомового имущества инженером ООО «УК «Владимирский» Шатровым А.И. ДД.ММ.ГГГГ выявил повреждения и недостатки общедомового имущества указанных домов, требующих капитального ремонта. Согласно актам осмотра, кровли многоквартирных домов №№ по <Адрес>, № по <Адрес>, № по <Адрес> имеют многочисленные протечки, покрытие нарушено, необходима замена деревянных несущих конструкций. Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что система водоснабжения многоквартирного дома <Адрес> имеет многочисленные порывы участков сети, необходим капитальный ремонт. В соответствии с актами осмотра в многоквартирных домах №№ по <Адрес> кровля имеет следы протечек, наблюдается износ покрытий, система водоснабжения имеет прорывы и протечки, требует капитального ремонта. ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» предоставлена информация, согласно которой капитальный ремонт указанных многоквартирных домов проведен не был, в настоящее время готовятся документы для размещения электронных аукционов. Фондом совершено длительное бездействие, поскольку подрядчики к проведению работ не привлекались, мероприятия по изменению программы и выделению дополнительного финансирования не проводились. В условиях неблагоприятных погодных условий, длительного периода воздействия атмосферных осадков (снега, дождя) на состояние общедомового имущества ввиду превышения срока эксплуатации зданий до постановки на капитальный ремонт более чем на 15 лет, в целях предотвращения ухудшения состояния не только общего имущества названного многоквартирного дома, но и имущества собственников жилых помещений, выполнение работ по капитальному ремонту крыши дома в сроки, предлагаемые фондом не обеспечит защиту прав граждан на благоприятные условия проживания, сохранность имущества и в целом сохранение состояния жилого фонда. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью для неопределенного круга лиц.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Указала, что приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден краткосрочный план реализации региональной программы на период 2021-2023 годы. Согласно данным краткосрочного плана по многоквартирным домам №№ по <Адрес> плановая дата завершения работ установлена до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, плановая дата завершения работ по указанным многоквартирным домам у фонда как исполнителя региональной программы капитального ремонта в настоящее время не наступила. Фондом на электронной площадке неоднократно размещались электронные аукционы на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества указанных многоквартирных домов, однако ни один из объявленных аукционов не состоялся. Со стороны фонда принимались все возможные меры для исполнения региональной программы. В настоящее время готовится пакет документов для повторного размещения электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации и заключения договора на проведение строительно-монтажных работ, а также работ по осуществлению строительного контроля. Выполнение всего комплекса работ закупочных процедур и непосредственное выполнение работ исполнимо не ранее июня 2024 года. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности провести капитальный ремонт многоквартирных домов №№ по <Адрес>; установить срок для исполнения решения суда в отношении многоквартирных домов №№ по <Адрес>, № по <Адрес>, № по <Адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ООО УК «Владимирский» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно пункту 10.1 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В части 1 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Частью 1 статьи 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 ЖК РФ.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
В соответствии со ст.15 Закона Пермского края от 11.03.2017 №304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (принят ЗС ПК 20.02.2014) (далее – Закон Пермского края от 11.03.2017 №304-ПК) исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, до 15 июня года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока размещается органами местного самоуправления, исполнительным органом государственной власти, осуществляющим выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных органов.
На основании части 1 статьи 21 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК в целях реализации настоящего Закона создается некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», которая является региональным оператором.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) не менее чем за четыре месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, подготовить и направить собственникам помещений в этом доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации для проведения капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.
Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа).
Прокуратурой Свердловского района г. Перми по обращению генерального директора ООО «УК «Владимирский» проведена проверка соблюдения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» жилищного законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловского района г. Перми.
В ходе проверки установлено, что в предусмотренные программой сроки капитальный ремонт указанных многоквартирных домов не был произведен, что нарушает права жильцов. Проведенный осмотр помещений и общедомового имущества инженером ООО «УК «Владимирский» Шатровым А.И. ДД.ММ.ГГГГ выявил повреждения и недостатки общедомового имущества указанных домов, требующих капитального ремонта. Согласно актам осмотра, кровли многоквартирных домов №№ по <Адрес> (л.д. 11-13), № по <Адрес> (л.д. 17), № по <Адрес> (л.д.18) имеют многочисленные протечки, покрытие нарушено, необходима замена деревянных несущих конструкций. Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что система водоснабжения многоквартирного дома <Адрес> (л.д. 14) имеет многочисленные порывы участков сети, необходим капитальный ремонт. В соответствии с актами осмотра в многоквартирных домах №№ по <Адрес> (л.д. 15-16) кровля имеет следы протечек, наблюдается износ покрытий, система водоснабжения имеет прорывы и протечки, требует капитального ремонта.
ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в ответ на требование прокуратуры Свердловского района г.Перми предоставлена информация, согласно которой капитальный ремонт указанных многоквартирных домов проведен не был, в настоящее время готовятся документы для размещения электронных аукционов (л.д. 19-21).
Вместе с тем, до настоящего времени со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязательства по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах надлежащим образом не выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами, ответчиком не оспаривается.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирных домов и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Сроки, установленные программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <Адрес>, для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах по адресам: <Адрес>, нарушены. Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и наличии оснований для возложения на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта крыши многоквартирных домов по адресам: <Адрес>.
Оснований для возложения на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта крыши и внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов по адресам: <Адрес>, не имеется, поскольку в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, на 2021-2023 годы, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №» утвержден краткосрочный план реализации региональной программы на период 2021-2023 годы по многоквартирным домам №№ по <Адрес>, плановая дата завершения работ установлена до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, плановая дата завершения работ по указанным многоквартирным домам у НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» как исполнителя региональной программы капитального ремонта в настоящее время не наступила, в связи с чем исковые требования прокурора Свердловского района г.Перми заявлены преждевременно.
Учитывая изложенное, исковые требования о возложении на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта крыши и внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов по адресам: <Адрес>, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (части 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена статьей 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить такой срок.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая сложность и объем работ по капитальному ремонту крыши многоквартирных домов, учитывая необходимость проведения конкурсных процедур, суд приходит к выводу о предоставлении ответчику срока исполнения возложенной обязанности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить обязанность на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» <данные изъяты> выполнить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирных домов по адресам: <Адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Установить срок исполнения возложенной обязанности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>