№ 12-95/2022
УИД: 61RS0003-01-2022-000230-52
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2022 года гор. Ростов-на-Дону
Судья Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Акуз А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «АРС» Цыкаловой Т. С.ёновны на постановление начальника МИФНС № 23 по Ростовской области № от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КРФ об АП в отношении генерального директора ООО «АРС» Цыкаловой Т. С.ёновны,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской областиот ... года№Цыкалова Т. С.ёновна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Цыкалова Т.С. подала жалобу, в которой сослалась на незаконность постановления, указывая на то, что согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «АРС», генеральным директором которого является заявитель, относится к категории - микропредприятие.
С учетом изложенного просит суд признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской областиот ... года№, заменив административный штраф на предупреждение.
В судебное заседание генеральный директорООО «АРС» Цыкалова ТатьянаСемёновнабудучи надлежащим образом извещенной о слушании жалобы, не явилась, ходатайство об отложении судебного заседания не подавала, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Представитель МИФНС № 23 по Ростовской области Акопян Б.Б., действующий на основании доверенности в судебное заседание явился, просил суд отказать в удовлетворении жалобы в полном объеме.
Изучив доводы жалобы и доводы отзыва Инспекции, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об АП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы судьей установлены следующие обстоятельства.
... ООО «АРС» заключило трудовой договор с гражданкой Казахстана Г. А. (нерезидент).
... Г. А. было написано заявление о выплате заработной платы наличными деньгами через кассу ООО «АРС» в связи с тем, что пользование банковской картой нарушает ее права, установленные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с пп. «а» «б» п. 6 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», резидентами являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство.
Согласно пп. «а» п. 7 ст. 1 указанного Федерального закона, нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» п. 6 настоящей статьи.
В соответствии с пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
Как следует из п. 2 ст. 14 указанного выше Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данной нормой закона устанавливается исчерпывающий перечень случаев, при которых расчеты при осуществлении валютных операций могут осуществляться резидентами помимо счетов в уполномоченных банках. Поскольку валютная операция в виде выплаты заработной платы нерезидентами не предусмотрена указанным перечнем, ее осуществление, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
Налоговый орган пришел к выводу, что выдача из кассы ООО «АРС» наличных денежных средств в нарушение требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ стало возможным в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей должностным лицом –Цыкаловой Т.С.
06.12.2021г.постановлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Ростовской области №генеральный директор ООО «АРС»Цыкалова Т.С.признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Часть 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты покоторым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, вслучаях, непредусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Судья соглашается с выводами должностного лица о том, что в действиях должностного лица – генерального директора ООО «АРС» Цыкаловой Т.С. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП.
Между тем, согласно имеющейся информации, по каждому факту выплаты заработной платы иностранному гражданину Г. А. наличными денежными средствами в 2020 г. в отношении Цыкаловой Т.С. как должностного лица, вынесено несколько постановлений о привлечении её к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 Кодекса РФ об АП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (по каждому).
Информация из электронной картотеки судебных дел (ГАС Правосудие «Судебное делопроизводство и статистика») позволяет прийти к выводу, что в отношении генерального директора ООО «АРС» Цыкаловой Т.С. возбуждено множество дел об административных правонарушениях по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, за правонарушения, которые выявлены в ходе одной проверки. Рассмотрение жалоб Цыкаловой Т.С.на постановления Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области, по указанным делам об административных правонарушениях, назначены к рассмотрению в Ворошиловском районном суде ....
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 9 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то следует вынести определение об объединении таких материалов, и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
При этом из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, правонарушения являются однородными, то есть допущенные правонарушения представляют собой длительное непрекращающееся невыполнение требований валютного законодательства, следовательно, данный вид правонарушения является длящимся, поскольку выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе.
Таким образом, раздельное рассмотрение таких дел с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.
Суд приходит к выводу о том, что у налоговой инспекции не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизодов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП, и устанавливать за каждое из них административное наказание.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года № 14-П, от 11 мая 2005 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 16 июня 2009 года № 9-П).
В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 года № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса РФ об АП следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу «Сергей Золотухин против Российской Федерации» (Страсбург, 10 февраля 2009 г.) отметил, что положения статьи 4 Протокола№7к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), «если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же».
Действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности указания в протоколе об административном правонарушении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в данном случае не учтены все обстоятельства по делу, в том числе, не выяснено подлежит ли ответственности должностное лицо за совершение одного правонарушения или имеет место случай, предусмотренный частью 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об АП.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП установлено, что постановление может быть отменено и возвращено на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Имеющиеся нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об АП при рассмотрении МИФНС№ 23 по Ростовской области дел об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «АРС» Цыкаловой Т. С.ёновны по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП, являются существенным и влекут отмену вынесенного по настоящему делу постановления должностного лица.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об АП для данной категории дел, не истек, постановление подлежит отмене, а настоящее дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении МИФНС№ 23 по Ростовской областинеобходимо учесть изложенные обстоятельства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 Кодекса РФ об АП,
РЕШИЛ:
Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области № от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КРФ об АП в отношении генерального директора ООО «АРС» Цыкаловой Т. С.ёновны, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы№ 23 по Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону.
Судья