Судья: Мамакина В.С. адм. дело № 33а-13252/2022
УИД: №
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 декабря 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е. и Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Чертаковой М.В. на решение Промышленного районного суда города Самары от 26 июля 2022 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Чертаковой М.В. о взыскании недоимки по обязательным платежам, указав в обоснование, что за последней числится задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 4204 рублей, пени в размере 59 рублей. В добровольном порядке задолженность не погашена. Судебный приказ о взыскании указанной выше недоимки и пени отменен по заявлению Чертаковой М.В. На момент подачи административного иска сумма задолженности не оплачена.
Решением Промышленного районного суда города Самары от 26 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 91-94).
В апелляционной жалобе Чертакова М.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного (л.д. 102).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Принудительное взыскание пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чертакова М.В. является плательщиком транспортного налога, в связи с наличием в ее собственности в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года объекта налогообложения: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №.
За 2018 год налоговым органом Чертаковой М.В. начислен налог за указанное имущество, с направлением в ее адрес: <адрес>, посредством почтового отправления в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогового уведомления № от 25 июля 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 4204 рублей со сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 года (л.д.18-19).
Названное налоговое уведомление содержит информацию об объекте налогообложения, налоговом периоде и налоговой ставке.
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации Чертакова М.В. обязанность по уплате начисленных налогов своевременно не исполнила, в связи с чем, в ее адрес посредством почтового отправления направлено требование № по состоянию на 8 февраля 2020 года об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 4204 рублей, пени, начисленной на указанную сумму транспортного налога, в размере 59 рублей 14 копеек, сроком уплаты до 2 апреля 2020 года (л.д. 11-12).
В установленные сроки Чертакова М.В. указанное требование об уплате налога не исполнила, в связи с чем, по заявлению налогового органа 3 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № Промышленного судебного района города Самары вынесен судебный приказ № о взыскании с Чертаковой М.В. вышеуказанной задолженности, который определением того же мирового судьи от 12 ноября 2021 года отменен в связи с поступившими возражениями Чертаковой М.В. (л.д. 20-21).
Административное исковое заявление налогового органа поступило в суд 11 мая 2022 года, то есть в установленный законом срок.
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования налогового органа в части взыскания с Чертаковой М.В. недоимки по транспортному налогу за 2018 год и сумм пени, начисленных на указанный вид налога, суд исходил из того, что у налогоплательщика, в связи с наличием в собственности приведенного выше имущества, возникла обязанность по уплате транспортного налога за указанный налоговый период. Арифметический расчет недоимки по указанным налогам и пени судом проверен и признан правильным, доказательств уплаты недоимки по обязательным платежам и пени административным ответчиком не представлено.
Установив данные обстоятельства, проверив расчет задолженности, суд пришел выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в части взыскания транспортного налога за 2018 год в размере 4204 рублей, пени в размере 59 рублей.
Судебная коллегия полагает указанные выводы ошибочными, находит заслуживающими доводы апелляционной жалобы ввиду следующего.
Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н, установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают имущественные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, и приложенного к нему платежного документа (извещения) по форме № ПД (налог). При этом в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме № ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.
Из представленного административным ответчиком чека по операции ПАО Сбербанк от 29 августа 2019 года о внесении налогового платежа в сумме 4204 рублей следует, что указанный в квитанции индекс документа и УИН №, на основании которого производилась оплата, соответствует УИН, указанному в налоговом уведомлении № от 25 июля 2019 года (л.д. 103).
Указанные сведения подтверждаются представленными налоговым органом пояснениями, согласно которым платеж по транспортному налогу от 29 августа 2019 года на сумму 4204 рублей произведен административным истцом за налоговый период 2018 года, однако был автоматически зачтен программой в счет погашения задолженности за налоговые периоды 2014-2015 года, уточнить налоговый период не представляется возможным.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что у налогового органа имелась возможность идентифицировать поступивший от налогоплательщика платеж, как уплату транспортного налога за 2018 налоговый период.
Принимая во внимание своевременное исполнение налогоплательщиком обязанности по оплате транспортного налога за спорный период, по платежному документу, направленному в адрес административного истца, что подтверждается налоговым органом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для взыскания задолженности, в связи с чем, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение (пункт 2 статьи 309 КАС РФ).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда города Самары от 26 июля 2022 года отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Чертаковой М.В. о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: