УИД: 16RS0017-01-2022-000832-84
дело №2-426/2022
учет № 129г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 августа 2022 г. г. Кукмор
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,
с участием прокурора Гайнутдиновой А.Р.,
при секретаре Грачевой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Петровой С.М. к Петрову В.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Петрова С.М. обратилась в суд с иском к Петрову В.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением, указав, что она является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию. В доме кроме истца зарегистрирован ответчик, брак с которым прекращен. В настоящее время ответчик фактически в жилом доме не проживает, членом семьи истца не является, совместное хозяйство не ведет, договорных обязательств между ними не существует, в связи с чем, уточнив исковые требования, истец просит признать Петрова В.А. утратившим право пользования указанным жилым помещением, а также, учитывая причиненные моральные страдания, взыскать компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истец Петрова С.М. и ее представитель Галиахметов А.Г. исковые требования поддержали.
В судебное заседание ответчик Петров В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.
Представитель ответчика - адвокат Шакирова Т.Б., назначенная судом в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования не признала.
Суд, заслушав истца и его представителя, заключение прокурора Гайнутдиновой А.Р., полагавшей требования об утрате права пользования жилым помещением обоснованными, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу положений статей 209, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно пункту 1 статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Судом установлено, что истец на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. По вышеуказанному адресу зарегистрированы: истец, ответчик, их совершеннолетние дети – ФИО1 и ФИО2.
Ранее жилой дом и земельный участок принадлежали бабушке истца - Андреевой М.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ Право собственности перешло к истцу в порядке наследования по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ На момент смерти Андреевой М.Г. в жилом доме совместно с умершей были зарегистрированы и проживали: ее внучка – Петрова С.М. (истец), зять Петров В.А. (ответчик), правнучки ФИО1 и ФИО2.
Согласно свидетельству серии №, выданному отделом ЗАГС исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, брак между Петровым В.А. и Петровой С.М. прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № 2 по Кукморскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из пояснений истца и показаний свидетелей, с ДД.ММ.ГГГГ ответчик в жилом доме не проживает, выехал добровольно. Проживает фактически в <адрес>, злоупотребляет спиртными напитками. Факт непроживания ответчика в доме истца подтверждается также рапортом ст. УУП ОМВД России по Кукморскому району.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик по спорному адресу не проживает, семейные отношения с истцом прекращены, совместное хозяйство с истцом не ведет, проживает по иному адресу, соглашения о праве пользования жилым помещением с собственником не имеется.
Учитывая, что право пользования данным жилым помещением за ответчиком как за бывшим членом семьи не сохраняется при прекращении семейных отношений с собственником, иск о признании ответчика утратившим право пользования данным жилым помещением подлежит удовлетворению.
Как следует из сведений из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, Петров В.А. на праве собственности жилья не имеет.
Вместе с тем, оснований для сохранения за ответчиком право пользования спорным жилым помещением на определенный срок суд не усматривает, поскольку доказательств наличия каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о невозможности ему обеспечить себя иным жилым помещением, не представлено и судом не добыто.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 500 рублей.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Проанализировав указанные истцом обстоятельства в обоснование требования о компенсации морального вреда, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку доказательств причинения действиями ответчика физических или нравственных страданий суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется.
В соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ, суд одновременно взыскивает с ответчика в пользу истца сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Петровой С.М. к Петрову В.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением удовлетворить.
Признать Петрова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Петрова В.А. (паспорт серии № выдан <данные изъяты>) в пользу Петровой С.М. (паспорт серии № выдан <данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Кукморский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 26.08.2022
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья