Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-231/2024 ~ М-147/2024 от 09.04.2024

.

УИД 60RS0003-01-2024-000330-03

Дело № 2-231/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

           город Остров                                                                   ***

Островский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Ю.А., при секретаре Ефимовой О.А.,

с участием на стороне истца старшего помощника Островского межрайонного прокурора Псковской области Богдановой М.М., представителей ответчиков директора МБОУ «Средняя школа № 1» муниципального образования «Островский район» Егоровой М.П., и начальника иного органа местного самоуправления Управления образования Островского района Васильева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Островского межрайонного прокурора Псковской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 1» муниципального образования «Островский район» и иному органу местного самоуправления Управлению образования Островского района о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Островского межрайонного прокурора Псковской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточнённым в порядке ст. 39 ГПК РФ, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 1» муниципального образования «Островский район» и иному органу местного самоуправления Управлению образования Островского района о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.

    В обоснование иска указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения МБОУ «Средняя школа №1» муниципального образования «Островский район» (далее – СОШ №1) законодательства в области пожарной безопасности, по результатам которой было выявлено, что муниципальное образование «Островский район» в лице ИОМС Управление образования района, являясь субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, ненадлежащим образом исполняет требования нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности здания СОШ №1. Комплекс необходимых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в здании, расположенном по адресу: ..., не проведен. Соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности СОШ №1 также не обеспечено. В нарушение ч.2 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в здании СОШ №1 выполнены с нарушением требований пожарной безопасности, поскольку не сохраняют работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.

Межрайонной прокуратурой *** в адрес и.о. начальника ИОМС Управление образования района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности, однако нарушения до настоящего времени не устранены, эффективных и действенных мер по их устранению не предпринимается.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит устранить допущенное нарушение ответчиками, и возложить обязанность на МБОУ «Средняя школа №1» муниципального образования «Островский район» в срок до 31 декабря 2026 года организовать обеспечение сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций, кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в соответствии с требованиями ч.2 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании, расположенном по адресу: .... Обязать иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района в срок до 31декбря 2026 года обеспечить финансирование расходов муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа » муниципального образования «Островский район» по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В ходе судебного разбирательства старший помощник Островского межрайонного прокурора Псковской области Богданова М.М. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика директор МБОУ «Средняя школа №1» муниципального образования «Островский район» Егорова М.П. в суд *** не явилась, представила заявление о рассмотрении дела по существу в ее отсутствие, с заявленными требованиями согласилась, иск после разъяснения последствий признания иска в соответствии со ст. 173 ГПК РФ признала, о чем представила суду заявление.

Представитель ответчика начальник иного органа местного самоуправления Управления образования Островского района Васильев А.А. в суд *** также не явился, представил заявление о рассмотрении дела по существу в его отсутствие с заявленными требованиями согласился, иск после разъяснения последствий признания иска в соответствии со ст. 173 ГПК РФ признал, о чем представил письменное заявление. Ранее в судебном заседании пояснил, что бюджет муниципального образования «Островский район» на 2024 год и последующие периоды утверждён в декабре 2023 года. Финансирование расходов на устранение нарушений требований пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении на момент утверждения бюджета не было предусмотрено. При планировании бюджета на 2025 и плановый 2026 год будут предусмотрены средства для устранения выявленных нарушений. Для установки системы пожарной сигнализации необходимо составить сметную документацию на данный вид работ, что невозможно осуществить при отсутствии финансирования. Администрацией Островского района направлено информационное письмо в Комитет по образованию Псковской области от *** N2 c целью выделения финансовых средств на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций с коммерческим предложением по денежной потребности для устранения нарушений требований по пожарной безопасности, a от ИОМС Управлением образования Островского района направлено ходатайство в Финансовое управление Администрации Островского района от *** N2156 o выделении дополнительных денежных средств на укрепление пожарной безопасности образовательных учреждений. МБОУ «Средняя школа № 1» включена в список учреждений, в которых будет проходить капитальный ремонт в 2026 году в рамках федеральной программы «Модернизация школьных систем образования». При проведении капитального ремонта будет проведена полная замена системы пожарной сигнализации.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

    В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

    Пунктом 10 ч.1 ст.4 Устава муниципального образования «Островский район» (далее – Устав) определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

    Данные полномочия в силу ч.2 ст.27.1 Устава возложены на иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района (далее – ИОМС Управление образования района).

    Согласно п.2, 15 ч.3 ст.28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

    Пунктом 2 ч.6 ст.28 Закона №273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    В силу п.8 ч.1 ст.41 Закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон №35-ФЗ) одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

    Согласно подп.«а» п.4 и п.6 ч.1 ст.3 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

    Частью 3.1 ст.5 Закона №35-ФЗ установлено, что юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

    В силу п.4, 6 ч.1 ст.5.2 Закона №35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

    Пунктом 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.

    Согласно п.3 ч.1 ст.17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.

    Таким образом, участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены, в частности, муниципальные учреждения образования.

    В соответствии с п.1.5 Устава СОШ №1 учредителем и собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование «Островский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет ИОМС Управление образования района.

    Таким образом, муниципальное образование «Островский район» в лице ИОМС Управление образования района является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на нем лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности здания СОШ №1.

    В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

    Согласно ст.38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

    В соответствии со ст.1 Закона №69-ФЗ профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

    Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, а также установлены минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

    Частью 1 ст.6 Закона №123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Законом №123-ФЗ, в том числе выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности.

    Статьей 82 Закона №123-ФЗ предусмотрены требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений.

    Согласно ч.2 ст.82 Закона №123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.

    Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение (ч.7, 8 ст.82 Закона №123-ФЗ).

    Судом установлено и представителями ответчиков в судебном заседании не отрицалось, что соблюдение вышеуказанных требований нормативных документов по пожарной безопасности СОШ №1 в полном объеме не обеспечено. Комплекс необходимых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в здании, расположенном по адресу: ..., не проведен. В нарушение ч.2 ст.82 Закона №123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в здании СОШ №1 выполнены с нарушением требований пожарной безопасности.

Межрайонной прокуратурой *** в адрес и.о. начальника ИОМС Управление образования района Васильева А.А. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

    Доводы истца подтверждаются совокупностью следующих доказательств по делу: копиями Устава МБОУ СОШ №1, лицензией МБОУ СОШ №1 на осуществление образовательной деятельности, информации ОНД и ПР по Островскому, Пыталовскому, Печорскому и Палкинскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области от *** о выявленных нарушениях противопожарной безопасности, допущенных ответчиками по делу, копией запроса заместителя межрайонного прокурора от *** и.о. начальника ИОМС Управления образования Островского района, копией ответа и.о. начальника ИОМС Управления образования Островского района от *** о принимаемых мерах по выявленным нарушениям, копией представления от *** и копией ответа на представление от *** .

           Сторона ответчиков в суде согласились с заявленными уточненными требованиями, указав, что ими принимаются меры по запросу финансирования с целью устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, в подтверждение чего представили ходатайство ИОМС Управления образования Островского района Финансовому управлению Администрации Островского района от *** о выделении дополнительных средств на мероприятия, направленные на укрепление пожарной безопасности МБОУ «Средняя школа » в размере 1756,9 тысяч рублей, ответ Финансового управления Администрации Островского района на ходатайство ИОМС Управления образования Островского района от *** N , согласно которому выделение денежных средств на мероприятия согласно запросу в текущем 2024 году будет производиться при наличии финансовой возможности бюджета района, а по состоянию на 19.04.20204 дефицит бюджета района составляет 18696,9 тыс. рублей, письмо Администрации Островского района от *** Комитету по образованию Псковской области o потребности денежных средств в части обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений, а также коммерческие предложения юридических лиц по устранению заявленных нарушений.

В силу части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск.

В соответствии со статьей 173 ГПК РФ в случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (часть 1). Суд разъясняет ответчику последствия признания иска (часть 2).

Положения части 3 статьи 173 ГПК РФ указывают, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с частью 4.1 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В ходе судебного разбирательства представители ответчиков признали уточненный иск в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, о чем суду представили письменные заявления.

Оценив представленные в дело доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, принимая во внимание признание иска представителями ответчиков, суд находит доказанным факт допущенных ответчиками нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности, нарушения до настоящего времени не устранены, принятых со стороны ответчиков мер по их устранению недостаточно, в связи с этим указание заместителя Островского межрайонного прокурора Псковской области на необходимость устранения нарушений является правомерным. Заявленный истцом срок для устранения ответчиками нарушений, с учетом стоимостных затрат на проведение необходимых работ и его согласованности между сторонами по делу, суд находит разумным.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования заместителя Островского межрайонного прокурора Псковской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 1» муниципального образования «Островский район» и иному органу местного самоуправления Управлению образования Островского района о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить.

На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» муниципального образования «Островский район» возложить обязанность в срок до *** организовать обеспечение сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций, кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в соответствии с требованиями ч.2 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании, расположенном по адресу: ....

На иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района возложить обязанность в срок до *** обеспечить финансирование расходов муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №1» муниципального образования «Островский район» по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

           Судья                               /подпись/                           Ю.А. Сорокина

    Мотивированное решение изготовлено ***.

          .

    Судья                                                                            Ю.А. Сорокина

2-231/2024 ~ М-147/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Островская межрайонная прокуратура
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 1" муниципального образования "Островский район"
ИОМС Управление образования Островского района
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Сорокина Ю.А.
Дело на сайте суда
ostrovsky--psk.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
16.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее