Дело № 2-94/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Сосновское 14 октября 2020 г.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием представителя истца Федерального агентства лесного хозяйства ДУБОВА К.С., представителя ответчика адвоката Майоровой И.В., представившей удостоверение № 387 и ордер № 29808, при секретаре Шишкиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Федерального агентства лесного хозяйства к АРХИПОВОЙ
З.В. об исправлении реестровой ошибки в
сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре
недвижимости,
У с т а н о в и л:
1. Истец Федеральное агентство лесного хозяйства обратился в суд с исковым заявлением к Архиповой З.В. об исправлении реестровой ошибки в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре, в котором указал, что, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, Архипова З.В. владеет на праве собственности земельным участком: кадастровый номер: <***>; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; площадь 4 901 кв.м; адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...; государственная регистрация права № <***> от 13.08.2019. При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером <***> и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и частично расположен на землях лесного фонда, а именно, земельного участка лесного фонда: кадастровый номер 52:35:0000000:5 (единое землепользование); категории земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для размещения объектов лесного фонда; площадь: 60 901 484 кв.м; адрес: Нижегородская область, Сосновский район, Сосновское районное лесничество, Сосновское участковое лесничество кварталы №1-100, Барановское участковое лесничества кварталы №1-110, Селитьбенское участковое лесничество кварталы №1-107, Рожковское участковое лесничество кварталы №1-106, Венецкое участковое лесничество кварталы №18-20, 28-32, 40-44, 54-59, 65-70, 74-82, 86-93, 95-117; Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права № <***> от 28.07.2017. Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации; ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ). Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ); ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ). В соответствии с ч.8 ст.22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В соответствии со ст.7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67-70.1 ЛК РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Согласно ч.2 ст.91 ЛК РФ документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре. При этом, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства. Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 № 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг». Из Заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 19.03.2020, данного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект», следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <***>, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда. Площадь наложения составила 103 кв.м. 11.08.2017 г. вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречия в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Статьей 5 Федерального закона № 280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г. Спорный земельный участок с кадастровым номером <***> поставлен на кадастровый учет 30.01.2012. Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано 13.08.2019. Образованием спорного участка с кадастровым номером <***> были нарушены права Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером <***> в момент его постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, таким образом, выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи с чем, подлежит возвращению в собственность Российской Федерации. Истец просит:
- исправить реестровую ошибку в сведениях, содержащихся в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <***>, посредством исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ (координатах поворотных точек) земельного участка с кадастровым номером <***> и внесении в данные ЕГРН уточненных сведений о местоположении границ (координатах поворотных точек) и площади земельного участка в соответствующих координатах, с учетом сведений, содержащихся в Заключении филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от 19.03.2020 г.,
- указать в решении суда, что оно является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
2. Истец Федеральное агентство лесного хозяйство обратилось в суд с иском к Архиповой З.В. об исправлении реестровой ошибки в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре, в котором указал, что, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, Архипова З.В. владеет на праве собственности земельным участком: кадастровый номер: <***>; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; площадь 2 383 кв.м; адрес: ...; государственная регистрация права № <***> от 29.03.2013.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером <***> и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и частично расположен на землях лесного фонда, а именно, земельного участка лесного фонда: кадастровый номер <***>; категория земель: Земли лесного фонда; разрешенное использование: Для размещения объектов лесного фонда; площадь: 4 900 320 кв.м; адрес: Российская Федерация, Нижегородская область, Сосновский район, Сосновское районное лесничество, Барановское участковое лесничество, кв. 114
(кроме ч.выд. 2,30,33,34,37,11,12,14,15,16,19,17,39,41-45), кв.119 (кроме выд. 22,34-37, кроме ч.выд. 15,16,17,3), кв. 121 (кроме выд. 5,6,10-14,кроме ч. выд. 4,16,15,41,33,30,31,26,25,43,1,7,18,42,48,53), кв. 122 (кроме выд. 19,20,22,23- 26,31-34,36,38,44-47, кроме ч.выд. 7,22,5,4,14,42,41,43); Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права № <***> от 05.02.2019. Из Заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 19.03.2020, данного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <***>, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда. Площадь наложения составила 338 кв.м. Уполномоченным органом решений о смене категории части земельного участка лесного фонда не принималось. Образованием спорного участка с кадастровым номером <***> были нарушены права Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером <***> в момент его постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, таким образом, выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи с чем, подлежит возвращению в собственность Российской Федерации. Истец просит:
- исправить реестровую ошибку в сведениях, содержащихся в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <***>, посредством исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ (координатах поворотных точек) земельного участка с кадастровым номером <***> и внесении в данные ЕГРН уточненных сведений о местоположении границ (координатах поворотных точек) и площади земельного участка в соответствующих координатах, с учетом сведений, содержащихся в Заключении филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от 19.03.2020 г.,
- указать в решении суда, что оно является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Определением суда 21.08.2020 г. оба исковых заявления соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании представитель истца Федерального агентства лесного ходатайства Дубов К.С. исковые требования поддержал и показал, что на территории Нижегородской области созданы межведомственные рабочие группы, которые должны привести в соответствие сведения, содержащиеся в ЕГРН и в государственном лесном реестре. В процессе данной работы, ими выявляются земельные участки, имеющие пересечение с землями лесного фонда, и принимаются решения о целесообразности обращения в суд. По некоторым участкам Росреестр сам исправляет ошибки, а по границам некоторых участков вопрос рассматривается в суде. Оба участка, с кадастровыми номерами <***> и <***>, принадлежащие ответчику Архиповой З.В., попали в данный перечень. В связи с этим был сделан запрос в ФГБУ «Рослесинфорг» для подготовки заключения о графической части и получения сведений о координатах поворотных точек участков наложения на земли лесного фонда. После получения данного заключения было подготовлено исковое заявление и направлено в суд для защиты прав Российской Федерации. По земельному участку с кадастровым номером <***> площадь наложения составила 338 кв.м, при этом, право собственности ответчика на земельный участок возникло ранее 1 января 2016 года. Законом о лесной амнистии предусмотрено, что, даже если права собственника возникли до 01.01.2016 года, но есть основания предполагать, что участок используется с нарушением, либо не используется совсем, границы лесного участка не могут быть установлены в соответствии с границами такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН. У Федерального агентства лесного хозяйства есть информация, что земельный участок с кадастровым номером <***> не используется по целевому назначению, т.е. для сельскохозяйственного производства, в связи с чем есть основания для корректировки его границ в соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг». Истец считает, что реестровая ошибка заключается в том, что кадастровый инженер в момент формирования спорных земельных участков, допустил ошибку и частично сформировал земельные участки ответчика за счет земельного участка лесного фонда. В результате удовлетворения исковых требований земельные участки ответчика уменьшатся на площадь пересечения с землями лесного фонда. При этом, не имеет значения, чем была вызвана реестровая ошибка: наличием в момент проведения кадастровых работ кадастровой карты со смещением или это результат самовольного захвата земель лесного фонда. Специалисты Рослесинфорга не берутся трактовать, какой причиной вызвана реестровая ошибка, они подтверждают только сам факт наложения. Эта позиция Рослесинфорга основана на положениях Приказа от 01.02.2018 г. «Об организации работы в сфере защиты имущественных прав РФ в области лесных отношений».
Ответчик Архипова З.В. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена судебной повесткой заказным письмом с уведомлением. Об отложении дела не просила, о причинах неявки в суд не сообщила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие. Её интересы представляет по доверенности адвокат Майорова И.В.
Представитель ответчика адвокат Майорова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером <***> возникло у ответчика Архиповой З.В. на основании договора дарения от 25.04.2012 г. Указанный договор был заключен между Архиповой З.В., с одной стороны, и В. С.П., Б. Т.В., К. В.М., К. Г.М., Р. В.В., К. Г.И., с другой стороны. Данный договор является правоустанавливающим документом. В п.2.1 договора указано, что данный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видами разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Впоследствии, этот участок 10.01.2017 года Архипова З.В. подарила У. А.А. (договор дарения от 10.01.2017 г.) и далее, 13.08.2019 г. У. А.А. вновь подарил данный участок Архиповой З.В., в связи с чем право собственности на него зарегистрировано в 2019 году. Сведения о переходе прав собственности содержатся в выписке из ЕГРН на земельный участок, которую предоставил истец. Право собственности у В. С.П., Б. Т.В., К. Г.И. возникло на основании выписки из распоряжения администрации Сосновского района, которая была выдана Управлением сельского хозяйства администрации Сосновского района. У К. В.М. и К. Г.М. право собственности возникло на основании дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону от 2009 года. У Р. В.В. право собственности возникло на основании свидетельства о праве собственности от 1994 г. Межевание данного земельного участка и постановка его на кадастровый учет произошли до 1.01.2016 г., в связи с чем исковые требования в отношении него удовлетворению не подлежат. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <***> возникло у Архиповой З.В. на основании договора дарения от 10.03.2011 г. Данный земельный участок образовался в результате разделения земельного участка с кадастровым номером <***>, который относился к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства». Ранее право на земельный участок по праву наследования принадлежало Б. Н.М. на основании дополнительного свидетельства о праве на наследство от 24.12.2009 г. №11925 и решения собственника от 08.09.2010 г. Далее 10.03.2011 г. Богомолова подарила данный земельный участок Архиповой З.В. 10.12.2012 г. Архипова З.В. разделила земельный участок <***> на 65 участков, в том числе, и на земельный участок с кадастровым номером <***> Границы участка с кадастровым номером <***> могли быть согласованы только с собственником Архиповой, о чем имеется акт согласования. Вокруг данного земельного участка расположены земли Архиповой З.В., поэтому согласование проводилось только с ней. Согласование границ проводилось в соответствии с требованиями ст.39 Закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ, имеется межевой план от 12.01.2012 г., на основании которого земельный участок внесен в ЕГРН с согласованными в нем границами. В межевом плане отсутствуют сведения о наличии по смежным границам земель лесного фонда, в связи с чем нет оснований для удовлетворения иска в отношении данного земельного участка.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастровый инженер В. И.А. в судебном заседании иск не признала и показала, что в 2012 г. она проводила межевание земельного участка с кадастровым № <***>. Карты, по которым она проводила межевание картометрическим методом, не содержали сведений о землях лесного фонда. Карты, которые она использовала, были от 2006г., они собой представляют систему координат, на них обозначены участки, которые принадлежат дольщикам, лесной фонд там тоже обозначен, но на той карте, которую она использовала, земель лесного фонда не было. Если бы по проекту распределения имелся лесной фонд, то Кадастровая палата не поставила бы данный земельный участок на кадастровый учет. Когда эти карты изготавливались, они согласовывались с реестрами Государственного лесного фонда, водного фонда, также с администрациями районов и сельских советов. В 2006 г. в администрации района был земельный комитет, с которым они согласовывали все межевания. Оттуда они получали карты Росреестра. Она на местность не выезжала, а пользовалась только картами. В проекте межевания должны быть приложены карты, которыми она пользовалась. Готовится два документа: проект межевания и межевой план. Проект она отдает заказчику, он издается в двух экземплярах, сначала направляется в Росреестр, потом возвращается уже с печатью, т.е. один экземпляр остается в Росреестре, а второй экземпляр отдается заказчику. Правовую экспертизу проводил не Росреестр, а Кадастровая палата. При согласовании границ со всеми правообладателями смежных земель, согласно законодательству, можно подавать объявление в газету о согласовании границ. Через 30 дней с момента публикации объявления в газете, если никто из смежных землепользователей не возражает, граница считается согласованной. В данном случае межевание проводилось до 2016г., поэтому действует приоритет сведений ЕГРН над сведениями Государственного лесного реестра.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Е. С.Г., действующий на основании доверенности, решение по иску оставил на усмотрение суда. Показал, что позиция Департамента лесного хозяйства такова, что если идет пересечение границ спорного земельного участка с землями лесного фонда, то необходимо действовать в рамках законодательства, т.к. эти участки являются лесным фондом и ошибку нужно устранять.
Третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Управление Росреестра по Нижегородской области и ФГБУ «ФКП Росреестра по Нижегородской области», ООО «ЛесПрофи НН» в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об отложении дела не просили, о причинах неявки в суд не сообщили, в связи с чем на основании ст.167 ч.3 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Из письменного отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра по Нижегородской области» на исковое заявление следует, что в своей деятельности Учреждение, в лице филиала, руководствуется материально-правовыми нормами ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Закон о регистрации регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости. В соответствии со ст.3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет объектов недвижимости, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Росреестром и его территориальными органами. Органом регистрации прав в Нижегородской области является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. До 1.01.2017 г. ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляло государственный кадастровый учет на основании федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. № П\93, а также Приказа Министерства экономического развития РФ от 4.02.2010 г. № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости». Учреждение, в лице филиала, при осуществлении ведения государственного кадастра недвижимости в соответствии с Законом о кадастре не вступало с правообладателями объектов недвижимости в какие-либо экономические или частные гражданские отношения, кадастровые работы не выполняло, а воспроизводило в ГКН данные, представляемые заявителями. Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, установлен ст.61 Закона о регистрации. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 г. № П/0515 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав. Согласно Приказу, а именно перечню полномочий, Учреждение не наделено полномочиями по исправлению реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Выслушав в судебном заседании явившихся лиц, рассмотрев представленные материалы, суд находит, что иск не подлежит удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.7 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
В соответствии со ст.91 Лесного Кодекса РФ, Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (ч.1).
Согласно части 2 данной статьи, в государственном лесном реестре содержится документированная информация:
1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;
4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;
5) о лесных участках и об их границах;
6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
На основании ч. 2.1. данной статьи, внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующее законодательство предусматривает приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости перед Государственным лесным реестром.
Так, согласно пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ (в ред. ФЗ № 280-ФЗ от 29.07.2017 г.) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1января 2016 года.
В силу части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (в ред. ФЗ № 280- ФЗ от 29.07.2017) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Приоритет ЕГРН перед ГЛР подтверждается также положениями частей 1 и 4 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе, выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Таким образом, сведения ЕГРН не только имеют приоритет перед данными ГЛР, но и даже наоборот - сами предполагаемые границы лесных участков подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН.
Как отметил Конституционный Суд РФ в пункте 17 «Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года» (утв. Решением КС РФ от 09.11.2017), установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из положений вышеназванных законов следует, что для решения вопроса о приоритете сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра решающим моментом является дата внесения сведений о правах на земельные участки иных категорий, а именно, внесены ли данные сведения до или после 1 января 2016 г.
Исключения из данного правила содержатся в п.6 ст.60.2 Закона № 218-ФЗ, согласно которого, положения части 4 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, в частности (пункт 3), относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства РФ.
Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <***>, принадлежащий Архиповой З.В., следует, что право собственности на него возникло у ответчика 29.03.2013 г., а сам участок поставлен на кадастровый учет 11.02.2013 г.
Право собственности на этот участок возникло у ответчика на основании договора дарения от 10.03.2011 г., по которому Б. Н.М. подарила Архиповой З.В. земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <***>, площадью 40501 кв.м. Б. Н.М. данный земельный участок принадлежал на основании дополнительного свидетельства о праве на наследство от 24.12.2009 г. №11925 и решения собственника от 08.09.2010 г. После перехода права собственности на него к Архиповой З.В., последняя Решением собственника от 10.12.2012 г. разделила данный земельный участок на 65 земельных участков, в том числе, и на участок с кадастровым номером <***>. Это подтверждается кадастровым паспортом от 12.02.2013 г. на земельный участок <***>, как образованный из предыдущего земельного участка с кадастровым номером <***>, представленным в материалы дела. При этом, органами Росреестра в материалы дела представлен межевой план от 18.12.2012 г., выполненный кадастровым инженером Верхневой И.А. в связи с образованием 65 земельных участков из земельного участка с кадастровым номером <***> В данном плане имеется акт согласования границ данного земельного участка. Указанный план принят Управлением Росреестра при постановке на учет вновь образованных земельных участков, в том числе, спорного земельного участка.
Следовательно, в силу вышеназванных положений закона, в связи с возникновением прав на данный земельный участок до 1.01.2016 г., сведения ЕГРН в отношении данного земельного участка имеют приоритет над сведениями Государственного лесного реестра, в связи с чем суд признает исковые требования необоснованными.
Не нашли своего подтверждения и аргументы представителя истца о том, что данный участок не подпадает под действие Федерального закона № 280-ФЗ, который позволяет изменять границы лесных участков в соответствии со сведениями ЕГРН в отношении земельных участков иных категорий, с которыми имеются участки пересечения границ с лесными участками, по причине того, что имеются сведения об использовании данного земельного участка не по целевому назначению.
Из ответа на запрос суда из Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл следует, что контрольно-надзорные мероприятия на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <***> не проводились. Информацией об использовании данного земельного участка, о наличии или об отсутствии нарушений Управление не обладает.
Таким образом, границы данного земельного участка не подлежат изменению в соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от 19.03.2020 г.
Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <***>, принадлежащий Архиповой З.В., следует, что право собственности на него возникло у ответчика 13.08.2019 г., а сам участок поставлен на кадастровый учет 30.01.2012 г.
Из представленных в суд правоустанавливающих документов следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером <***> возникло у ответчика на основании договора дарения от 25.04.2012 г. Указанный договор был заключен между Архиповой З.В., с одной стороны, и В., Б., К., К., Р., К. с другой стороны. В п. 2.1 договора указано, что данный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видами разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Впоследствии этот участок 10.01.2017 года по договору дарения Архипова З.В. подарила У. А.А. и далее У. А.А. вновь подарил данный участок Архиповой З.В., право собственности зарегистрировано 13.08.2019 г.
Межевание данного земельного участка, установление его границ и их согласование проводилось в рамках межевого плана от 12.01.2012 г., выполненного кадастровым инженером В. И.А., который имеется в материалах гражданского дела и представлен в суд Управлением Росреестра по Нижегородской области.
Из межевого дела следует, что шесть собственников земельных долей, принадлежащих Р. В.В., К. Г.М., Б. Т.В., К. В.М., К. Г.И., В. С.П. объединились и приняли решение выделить в счет принадлежащих им земельных долей четыре земельных участка, в том числе, земельный участок, площадью 0,49 га, находящийся по адресу: Сосновский район, примерно в 600 м на юг от р.п.Сосновское, которому впоследствии присвоен кадастровый номер <***>.
Из акта согласования границ земельного участка, площадью 4901 кв.м, следует, что он граничит с земельным участком <***>, который является ранее учтенным, а также согласование произведено с Крутецкой сельской администрацией Сосновского муниципального района и дольщиками СПК «Сосновский». Согласование произведено путем публикации извещения в газете «Сосновский вестник» от 3.12.2011 г. № 142.
Доводы представителя ответчика о том, что согласование границ путем опубликования извещения в средствах массовой информации является незаконным способом согласования границ, являются необоснованными.
В силу п.7 ст.39 Закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ (в редакции на день проведения межевания), согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера может проводится, в том числе, посредством проведения собрания заинтересованных лиц. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
Согласно п.8 той же статьи, в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ может, в частности, опубликовываться в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если, в том числе, смежный земельный участок … входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц…(п.2).
Из межевого дела от 12.01.2012 г. следует, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ четырех земельных участков из земель сельхозназначения, в том числе, одного земельного участка, площадью 0,49 га, опубликовано в газете «Сосновский вестник» от 3.12.2011 г. № 142, копия которой имеется в межевом деле. Данный межевой план истцом не оспаривался, является действующим, принят Управлением Росреестра при постановке земельного участка на учет.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу пункта 10.6 действовавших на момент формирования земельного участка «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003) границы земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка и ситуации, отображенной на картографическом материале (реки, ручьи, каналы, лесополосы, дороги, дорожные сооружения, заборы, изгороди, фасады зданий и другие природные и созданные трудом человека объекты).
Таким образом, постановка первоначального земельного участка на кадастровый учет была произведена с точным определением его границ и координат узловых и поворотных точек границ, а сам земельный участок в момент его постановки на кадастровый учёт был строго индивидуализирован, что опровергает доводы искового заявления о том, что данный земельный участок ответчика на момент постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда. Постановка земельного участка на кадастровый учёт была произведена без какого-либо нарушения Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с действовавшим законодательством РФ.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд находит, что истцом не доказано в судебном заседании, что земельный участок Архиповой З.В. с кадастровым номером <***> поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, сформирован за счет земель лесного фонда, а его границы не согласованы со смежными землепользователями. При этом, установлено, что данный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до 1.01.2016 г. В связи с этим, у суда не имеется оснований для изменения границ данного земельного участка в соответствии с заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от 19.03.2020 г., согласно которым в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства с местоположением земельного участка ответчика выявлено наложение на земли лесного фонда площадью 103 кв.м.
Суд считает доказанным, что в данном случае сведения ЕГРН имеют приоритет над данными государственного лесного реестра на основании приведенных выше нормативных актов.
Суд полагает также, что истцом не доказан факт наличия реестровой ошибки при определении координат поворотных точек земельного участка ответчика.
В силу ч.3 ст.61 Закона о регистрации, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
По смыслу закона, целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных об объекте, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с его фактическими характеристиками.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством по делу является выявление точной смежной границы земельного (лесного) участка, принадлежащего Российской Федерации, на местности и соответствие указанных сведений координатам характерных точек и линейных размеров земельного участка, содержащихся в ЕГРН.
В силу действующего законодательства истец, заявляющий требование о признании реестровой ошибки, должен доказать ее наличие, дать описание реестровой ошибки с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указать, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, и способ исправления данной ошибки.
При этом, суд не может принять в качестве подтверждения наличия реестровой ошибки Заключение о пересечении границ от 19.03.2020 г., подготовленное ФГБУ «Рослесинфорг». Данное заключение представлено в виде простой схемы, в нём отсутствуют сведения о примененных методах определения координат характерных точек, сведения о выполненных измерениях и расчетах, а также вывод кадастрового инженера о том, что наложение границ земельного участка ответчика на земли лесного фонда квалифицируется им как реестровая ошибка.
При этом в Заключении отсутствуют какие-либо данные о лесном участке, который, якобы, имеет пересечение с земельным участком ответчика, в том числе, отсутствуют данные о границах и координатах характерных точек лесного участка, не указано, каким образом и когда образован лесной участок.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
В силу статьи 92 Лесного кодекса РФ (в ред. ФЗ №361-Ф3 от 03.07.2016) государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе, лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в неё преобразованы без проведения кадастровых работ.
Указанные выводы суда подтверждаются ответом директора филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» на запрос суда, в котором сказано, что ФГБУ «Рослесинфорг» проводит лишь сверку графических данных путем привязки границ спорного земельного участка к картографическим материалам лесоустройства с последующей выдачей «Заключения о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда» по установленной Регламентом форме. Иными полномочиями ФГБУ «Рослесинфорг» не наделено.
Таким образом, истцом не доказано наличие реестровой ошибки при постановке на кадастровый учет земельного участка ответчика с кадастровым номером <***>, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к Архиповой З.В. об исправлении реестровой ошибки в сведениях, содержащихся в ЕГРН относительно земельных участков с кадастровыми номерами <***> и <***>, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Нижегородский облсуд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Сосновский районный суд.
Решение не вступило в законную силу
Судья: Т.П.Немчинова