Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-249/2022 ~ М-216/2022 от 14.06.2022

УИД 10RS0001-01-2022-000382-07

Дело № 2-249/2022г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2022 года                                    г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Седлецкого А.В.,

при секретаре Некрасовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, в лице территориального отдела в Сегежском, Беломорском, Кемском, Лоухском районах (далее – Управление Роспотребнадзора), в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Расчетный центр Водоканал» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с иском к ООО «Расчетный центр Водоканал» об обязании обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, использующихся для централизованного водоснабжения населения в <адрес>. 22.11.2021 Управление Роспотребнадзора запросило у ООО «Расчетный центр Водоканал» и у АМО «Беломорский муниципальный район» сведения о наличии/отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов – <адрес> правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения для водного объекта. На вышеуказанный запрос АМО «Беломорский муниципальный район» и ООО «Расчетный центр Водоканал» представлена информация об отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии вышеуказанных водных объектов. Также Управлением Роспотребнадзора с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека раздел «Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» были запрошены сведения о наличии заключения на соответствие водных объектов. При рассмотрении данного реестра установлено, что санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в <адрес> отсутствуют. Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АМО «Беломорский муниципальный район» и ООО «Расчетный центр Водоканал», последнее приняло на себя обязанность по оказанию услуг в сфере водоснабжения на территории <адрес> муниципального района. Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам означает, что использование вышеуказанных объектов может нести угрозу здоровью населения. В связи с чем просят суд, обязать ООО «Расчетный центр Водоканал» обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, использующихся для централизованного водоснабжения населения в <адрес>.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ООО «РЦ Водоканал» не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, согласно которому указывают, что ООО «Расчетный центр Водоканал» обязано устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, что является предметом исковых требований. Вместе с тем, считают, что обязанность по обеспечению наличия санитарно-эпидемиологического заключения также лежит на органе местного самоуправления, вне зависимости от того, кому и на каких условиях переданы объекты водоразборных сооружений, передаточных устройств и сетей водоснабжения. Также просили установить срок исполнения мероприятий, установленных истцом – 12 месяцев.

Представитель третьего лица АМО «Беломорский муниципальный район» в судебном заседании не присутствовал, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно пункту 1 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частями 1 и 3 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. №10 утверждены санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Соблюдение санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3).

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью ООО «РЦ Водоканал» зарегистрировано в ЕГРЮЛ с 23.01.2018, основной деятельностью юридического лица является забор, очистка и распределение воды.

Согласно концессионному соглашению от 26.11.2018, Республика Карелия, от имени которой выступает Глава Республики Карелия с одной стороны, МО «Беломорский муниципальный район» (Концедент), с другой стороны и ООО «Расчетный центр Водоканал» (Концессионер) с третьей стороны заключили Соглашение о том, что Концессионер обязуется осуществлять деятельность по предоставлению услуг холодного водоснабжения, транспортировки холодной воды, забора воды и водоподготовки, водоотведения, подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, подвоза воды в случаях, предусмотренных законодательством РФ в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием объектов Соглашения и иного имущества. Объектами Соглашения являются объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в Беломорском районе Республики Карелия, указанные в приложении № 2 настоящему Соглашению.

Приложением № 2 к Концессионному соглашению, ООО «РЦ Водоканал» для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению, предоставлены права владения и пользования водоочистными и водонасосными сооружениями, водопроводными сетями на территории г. Беломорска, п. Водников, п. Сосновец, п. Летнереченский, п. Золотец, п. Пушной, Беломорского района Республики Карелия.

Согласно дополнительному соглашению к Концессионному соглашению срок действия Соглашения продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Окончание срока действия Соглашения не освобождает стороны от ответственности за нарушение его условий.

В соответствии с Договорами водопользования от 02.09.2019, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (Уполномоченный орган) предоставляет ООО «РЦ Водоканал» (Водопользователь) Беломорско-Балтийский канал <адрес>. Цель водопользования – забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты.

Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ между АМО «Беломорский муниципальный район» (Арендодатель) и ООО «РЦ Водоканал» (Арендатор) – арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное пользование муниципальное имущество. Имущество передается в целях: осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению для потребителей на территориях МО «Беломорское городское поселение», МО «Сосновецкое сельское поселение», МО «Летнереченское сельское поселение».

В соответствии с п.4.3.3 Договора арендатор обязан поддерживать объекты и иное имущество в исправном состоянии, в соответствии с правилами, нормами и требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации в сфере деятельности арендатора и назначения объектов и иного имущества.

Приложением к Договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ установлен перечень объектов и иного имущества, передаваемых арендатору для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Беломорского муниципального района, ООО РЦ «Водоканал» предоставлены права использования на объекты водоснабжения, расположенные: <адрес>.

Как следует из сообщения от 24.11.2021 ООО «РЦ Водоканал» в адрес Управления Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов, используемых в качестве источников центрального водоснабжения <адрес> и <адрес> отсутствуют.

Согласно сведениям с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в <адрес> отсутствуют.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

    Доводы ответчика о привлечении в качестве соответчика по делу – АМО «Беломорский муниципальный район» суд признает несостоятельным, поскольку именно на ООО «РЦ Водоканал», в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, п. п. 1, 4, 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-2, а также в рамках концессионного соглашения от 26.11.2018 как на юридическое лицо, осуществляющее оказание услуг в сфере водоснабжения на территории <адрес>, следует возложить обязанность по получению в соответствии с санитарным законодательством санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, использующихся для централизованного водоснабжении, переданных во владение и пользование ООО «РЦ Водоканал», расположенных в <адрес>.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с ч. 1 ст. 107 ГПК РФ, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.

Представителем ответчика ООО «РЦ Водоканал» Макарикным А.Е. представлен акт осмотра поверхностных водозаборов источников водоснабжения в <адрес> /Э/21, согласно которому организация первого пояса зоны санитарной охраны возможна только в отношении водозаборов по <адрес> в <адрес> и в <адрес>.

Учитывая, что данные мероприятия требуют значительных временных затрат, суд полагает необходимым установить определенный срок, в течение которого решение должно быть исполнено – до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, в лице территориального отдела в Сегежском, Беломорском, Кемском, Лоухском районах (далее – Управление Роспотребнадзора), в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Расчетный центр «Водоканал» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Расчетный центр «Водоканал» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, использующихся для централизованного водоснабжения населения в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Седлецкий

Решение в окончательной форме принято 11.07.2022.

2-249/2022 ~ М-216/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском , Лоухском, районах
Ответчики
ООО "Расчетный центр Водоканал"
Другие
АМО "Беломорский муниципальный район"
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Седлецкий Алексей Владимирович
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
14.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2022Передача материалов судье
17.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее