Дело № 2-1912/2023
УИД № 02RS0001-01-2023-001534-65
Категория 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2023 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сабаевой Л.С.,
при секретаре Талкыбаевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай к СПК «Тулой» о возложении обязанности по принятию под охрану памятника природы республиканского значения, с оформлением охранного обязательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай обратилось в суд с иском к СПК «Тулой» принять под охрану памятника природы республиканского значения «Турочакский» земельные участки с кадастровыми номерами 04№, о возложении обязанности в срок не позднее 60 дней со дня вступления в силу решения суда принять охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы республиканского значения «Турочакский» в границах земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами и подписать охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы республиканского значения «Турочакский» в границах земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами.
В обосновании исковых требований указано, что БУ РА «Дирекция особо охраняемых природных территорий Республики Алтай», на которое Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 25.07.2018 № 454 и Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.08.2015 № 254 возложены полномочия по осуществлению управления особо охраняемыми природными территориями республиканского значения государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, подготовило для СПК «Тулой» как собственнику вышеуказанных земельных участков проекты охранных обязательств, которые по настоящее время не подписаны стороной ответчика. Использование ответчиком земельных участков, расположенных в границах памятника регионального значения «Турочакский», осуществляется без оформления охранного обязательства, что не исключает возможность причинения вреда окружающей среде в будущем в соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, в связи с чем истец обратился в суд с указанным иском.
Представитель истца Ойношев А.П. поддержал требования.
Ответчик СПК «Тулой» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Алтай от 25.06.2018 года за №191 «О создании памятника природы республиканского значения «Турочакский» и внесении изменения в перечень памятников природы республиканского значения» создан памятник природы республиканского значения «Турочакский».
Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.02.1996 года № 38 утверждены границы указанного памятника природы.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 25.07.2018 № 454 «Об утверждении Положения о памятнике природы республиканского значения «Турочакский» определен правовой статус указанного памятника природы, установлен режим особой охраны памятника природы, определены допустимые виды использования памятника природы, а также содержится сведения о площади, описание местоположения и границ памятника природы.
В границы памятника природы республиканского значения «Турочакский» входят земельные участки с кадастровыми номерами №
Согласно выпискам из ЕГРН, имеющихся в материалах дела, правообладателем вышеуказанных земельных участков является СПК «Тулой» (ИНН №, ОГРН №).
Также из материалов дела следует, что БУ РА «Дирекция особо охраняемых природных территорий Республики Алтай», на которое Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 25.07.2018 № 454 и Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.08.2015 № 254 возложены полномочия по осуществлению управления особо охраняемыми природными территориями республиканского значения государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, подготовило для СПК «Тулой» как собственнику вышеуказанных земельных участков проекты охранных обязательств, которые были направлены в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ года
СПК «Тулой» по настоящее время данные охранные обязательства не подписал.
В силу пп. «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
В силу пп. 1,2 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В соответствии с пп. 1,4,13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2015 г. № 135, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной политики по отдельным переданным полномочиям Российской Федерации в области лесных, водных отношений, экологической экспертизы, а также полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сферах регулирования отношений недропользования, безопасности гидротехнических сооружений, отношений, связанных с охраной окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, развития лесного комплекса, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай, нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по оказанию государственных услуг в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Алтай от 24.12.2012 N 70-РЗ (ред. от 28.04.2023) "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай" (принят ГСЭК РА 07.12.2012), пп. «и1» п. 13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Алтай, именно указанное Министерство осуществляет полномочия по утверждению границ и определение режима особой охраны территорий, занимаемых памятниками природы республиканского значения.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 02.07.2019 г. №563 «О порядке оформления паспортов и охранных обязательств на памятники природы республиканского значения Республики Алтай» разработан порядок для регулирования отношений в области организации, функционирования и охраны памятников природы республиканского значения Республики Алтай, в том числе определения режима особой охраны памятников природы и их территорий, а также передача указанных памятников и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, утверждение охранного обязательства, паспорта и других документов, охранное обязательство подписывается землепользователем и Министерством. Охранное обязательство оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится у землепользователя, второй-в Министерстве.
Подготовка и заполнение паспортов осуществляется Бюджетным учреждением Республики Алтай "Дирекция особо охраняемых природных территорий Республики Алтай" (п. 9 Приказа Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 02.07.2019 г. №563 «О порядке оформления паспортов и охранных обязательств на памятники природы республиканского значения Республики Алтай»).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай удовлетворить.
Возложить на СПК «Тулой» обязанность принять под охрану памятника природы республиканского значения «Турочакский» земельные участки с кадастровыми номерами №.
Возложить на СПК «Тулой» обязанность в срок не позднее 60 дней со дня вступления в силу решения суда принять охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы республиканского значения «Турочакский» в границах земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами.
Возложить на СПК «Тулой» обязанность подписать охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы республиканского значения «Турочакский» в границах земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Л.С. Сабаева
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023 года.