Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1625/2022 ~ М-1458/2022 от 24.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2022 года                               город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егорова Д.К., при секретаре судебного заседания Напольской В.В., с участием истца Федотовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2022-002250-50 (2-1625/2022) по исковому заявлению Федотовой Валерии Алексеевны к администрации города Усолье-Сибирское, Министерству имущественных отношений Иркутской области о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Федотова В.А. обратилась в суд с данным иском, указав в обоснование, что родилась ДД.ММ.ГГГГ года в поселке <адрес>. Её родители Федотова (Пехтерева) Л.В. и Федотов А.С. решением суда от 24 ноября 2016 года лишены родительских прав. В связи с чем, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот, подлежащие обеспечению жилым помещением, поскольку иного жилого помещения в собственности не имеет. 22 июня 2018 года истица закончила МБОУ «СОШ № 3» города Усолье-Сибирское, с 1 сентября 2018 года по 16 июня 2021 года обучалась в ГАПО Иркутской области «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» города Иркутска. 25 июня 2020 года достигла совершеннолетия. При этом по достижению совершеннолетнего возраста и по завершению обучения в образовательной организации профессионального образования, жилое помещение истице предоставлено не было, в связи с чем она вынуждена проживать с бывшим опекуном, у которого имеется своя семья и другие приемные дети. В настоящее время истица обучается на 1 курсе ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет». Учитывая, что истица достигла совершеннолетнего возраста и срок пребывания в образовательной организации окончен 16 июня 2021 года, полагает, что имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Просит обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, во внеочередном порядке по договору социального найма из муниципального специализированного жилищного фонда Иркутской области в городе Усолье-Сибирское.

В судебном заседании истец Федотова В.А. на исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации города Усолье-Сибирское по доверенности Нехаенко С.А. (л.д. 19) в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, направила письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 18).

Представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области по доверенности Власова Т.А. (л.д. 26) в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, представив возражения на исковое заявление (л.д. 22-25).

Представитель третьего лица Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечителя Иркутской области № 4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав мнение истца, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

В судебном заседании установлено, что истец Федотова В.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 9)

Родители истца Пехтерева (Федотова) Л.В., Федотов А.С. лишены родительских прав на основании решения Усольского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2016 года.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федотова В.В. относится к категории: лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11)

Как следует из материалов дела, 22 июня 2018 года истица закончила МБОУ «СОШ № 3» города Усолье-Сибирское, а с 1 сентября 2018 года по 16 июня 2021 года обучалась в ГАПО Иркутской области «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» города Иркутска, что подтверждается представленными в материалы дела аттестатом об основном общем образовании и дипломом о среднем профессиональном образовании (л.д. 14-15)

    Решением Усольского городского суда Иркутской области от 13 марта 2017 года установлен факт проживания истицы с декабря 2013 года на территории Иркутской области (л.д. 33-34).

Согласно справке ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» от 11 мая 2022 года № 7468, Федотова В.А. обучается на 1 курсе по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, срок обучения – 31 августа 2025 года (л.д. 13).

В соответствии со справкой Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 от 15 апреля 2022 года № 2867, Федотова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию г. Усолье-Сибирское. Порядковый номер в едином списке детей-сирот, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области - 7272 (л.д. 12).

Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Федотовой В.А., состоящей на учёте нуждающихся в жилом помещении, возникло, тем самым истица, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учёте нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учёт и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.

Исходя из смысла ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия специализированного жилищного фонда, а также от времени включения указанных граждан в список и соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Предоставление специализированных жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 названной статьи обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а при наличии заявления - после завершения обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончания военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях).

Содержащееся в п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Из представленных доказательств следует, что в собственности жилого помещения истец Федотова В.А. не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что ответчиком не оспорено.

Учитывая, что содержащееся в пункте 3 статьи 8 ФЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, принимая во внимание, что в данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, с учетом того, что право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отметил, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Учитывая, что по месту постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях Федотова В.А. жилым помещением обеспечена не была, суд приходит к выводу о возложении обязанности предоставить жилое помещение именно на территории населенного пункта проживания лица, реализующего государственную социальную гарантию.

При указанных обстоятельствах исковые требования Федотовой В.А. о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.

Учитывая, что администрация города Усолье-Сибирское не выполняет функции по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исковые требования к администрации города Усолье-Сибирское удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федотовой Валерии Алексеевны к администрации города Усолье-Сибирское, Министерству имущественных отношений Иркутской области о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Федотовой Валерии Алексеевне по договору найма жилое помещение специализированного жилого фонда благоустроенное применительно к условиям города Усолье-Сибирское Иркутской области, находящееся в границах населенного пункта города Усолье-Сибирское Иркутской области, общей площадью не менее нормы представления.

В удовлетворении исковых требований Федотовой Валерии Алексеевны к администрации города Усолье-Сибирское о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы сторонами в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                  Д.К. Егоров

2-1625/2022 ~ М-1458/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Федотова Валерия Алексеевна
Прокурор г. Усолье-Сибирское
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Администрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское
Другие
Межрайонное Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Егоров Д.К
Дело на странице суда
usolsky--irk.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2022Передача материалов судье
31.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2023Дело оформлено
22.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее