УИД 38RS0017-01-2022-002102-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2022 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шопик М.С.,
при секретаре Перфильевой Я.Ю.,
с участием представителя истца Гончарова А.Н. по доверенности Гончаровой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1551/2022 по иску Гончарова А.Н. к администрации Алзамайского муниципального образования о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
установил:
Гончаров А.Н. обратился в суд с иском к администрации Алзамайского муниципального образования и просит признать за ним право собственности на жилое помещение – дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в силу приобретательной давности.
В обоснование исковых требований истцом указано, что с 2003 года он совместно семьей проживает в жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, который приобрел у Жилинскас А.М. за 10 000 руб. без оформления документов. Спорное домовладение принадлежало Жилинскас А.М. на основании постановления главы местной администрации от дата обезличена. В настоящее время местонахождение Жилинскас А.М. ему неизвестно. Он открыто, добросовестно и непрерывно владеет, пользуется домом как своим собственным, принимает меры по его сохранению, защите от посягательств третьих лиц, следит за его состоянием, производит текущий ремонт, оплачивает электроэнергию.
Истец Гончаров А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны.
В судебном заседании представитель истца Гончарова А.Н. по доверенности Гончарова В.П. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, дополнительно пояснив, что истец несет бремя содержания, что подтверждается представленными суду квитанциями.
Представитель ответчика администрации Алзамайского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленному заявлению не возражает против удовлетворения исковых требований Гончарова А.Н.
Информация о месте и времени судебного разбирательства своевременно размещалась на официальном Нижнеудинского городского суда Иркутской области по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Принимая во внимание положения статей 115, 116 ГПК РФ, а также пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца, показания свидетелей Д., С., исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу положений частей 1, 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно пункту 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В пункте 2 статьи 234 ГК РФ закреплено, что до приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 3 статьи 234 ГК РФ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действие статьи 234 ГК РФ (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (абзац 1 пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В абзаце 1 пункта 19 вышеназванного постановления разъяснено, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных положений закона и разъяснений по практике их применения, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею. Это относится к случаям, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Иной подход ограничивал бы применение положений статьи 234 ГК РФ к недвижимому имуществу только случаями его самовольного завладения и побуждал бы давностного владельца к сокрытию непротивоправного по своему содержанию соглашения с собственником, что, в свою очередь, противоречило бы требованию закона о добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 1 ГК РФ).
Судом установлено, что в соответствии с регистрационным удостоверением Алзамайского БТИ домовладение <адрес обезличен> зарегистрировано на праве личной собственности за Жилинскас А.М. на основании постановления главы местной администрации от дата обезличена номер обезличен (номер в реестровой книге 2194.)
Согласно техническому паспорту дом по адресу: <адрес обезличен> имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, в том числе жилую – <данные изъяты> кв.м.
Справкой ОГУП обособленное подразделение ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Территориальный отдел по г. Нижнеудинску от 12.09.2022 подтверждается, что инвентаризационная стоимость жилого дома, общую площадь <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, по состоянию на 2022 год составляет <данные изъяты> руб.
Как следует из справки от 22.10.2022, выданной главой Алзамайского муниципального образования, спорный жилой дом не числится в реестре муниципального имущества Алзамайского муниципального образования.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости, что подтверждается уведомлением от 26.07.2022.
Представленные истцом многочисленные квитанции об оплате коммунальных услуг, электроэнергии, начиная с 2004 года, суд принимает в качестве доказательства несения бремени содержания спорного жилого помещения.
Кроме того, несение истцом бремени содержания спорного жилого помещения подтверждается свидетельскими показаниями. Также свидетельскими показаниями подтверждается факт открытого, непрерывного и добросовестного владения спорным жилым помещением.
Так, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Д. суду показала, что знает истца с 2003 года, бремя содержания дома несет истец. Притязаний на дом со стороны третьих лиц не было, дом какие-либо конструктивные изменения не претерпел.
Свидетель С. суду показала, что истца знает более 20 лет, проживают на одной улице. Притязаний на дом со стороны третьих лиц не было.
Суд, выслушав свидетелей, не находит оснований сомневаться в достоверности их показаний, наличия какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела суд не усматривает и считает, что их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.
Таким образом, судом установлено, что с 2003 года никто из третьих лиц каких-либо требований относительно жилого помещения свои права не заявлял.
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истец Гончаров А.Н. открыто, добросовестно и непрерывно в течение 19 лет владеет и пользуется спорным жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>, несет бремя содержание недвижимого имущества.
Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства с учетом требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, с учетом того, что истец открыто, добросовестно и непрерывно владеет домом, суд полагает возможным признать за Гончаровым А.Н. право собственности на жилое помещение – дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в силу приобретательной давности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Гончарова А.Н. к администрации Алзамайского муниципального образования удовлетворить.
Признать за Гончаровым А.Н. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 40,7 кв.м, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.С. Шопик
Мотивированный текст решения изготовлен 20 декабря 2022 года.